Счастье по барабану. Челябинец Анатолий Гуляев создает глюкофоны
«Космические» музыкальные инструменты из коркинской мастерской звучат по всей России и даже за рубежом.
- Как по нотам. Челябинские музыканты перешли на онлайн-уроки
- Улыбка маэстро. Единственная на Урале женщина-аккордеонист отмечает юбилей
Лепестки аккордов
Впервые необычный музыкальный инструмент Анатолий Гуляев из Коркино увидел на одном из этнофестивалей на Аркаиме. Тогда глюкофоны нигде не продавали, и далекий от музыки южноуралец, которого заворожило космическое звучание «глюка», решил сам сделать барабан. Кстати, название барабана не имеет ничего общего с галлюцинациями. Оно произошло от немецкого Glück, что в переводе обозначает «счастье», «везение» и «удача». Кто-то его также называет космофоном или махоомом.
— Глюкофон — перкуссионный инструмент, тональный лепестковый барабан. В Европе и Америке, где он собственно и появился около 13 лет назад, его называют hapi drum, tank drum: изначально его делали из газового баллона, — рассказывает мастер. — Инструмент представляет собой металлической барабан с лепестками, которые настроены каждый на свою ноту. При ударе по лепесткам барабан вибрирует, и создается звук. Они настроены таким образом, что рядом стоящие лепестки образуют аккорд, и, как ни играй, все будет гармонично звучать.
Как поясняет Анатолий, инструменты могут иметь множество вариантов настройки — мажорные, минорные, интегральные, пентатонические лады и различное количество резонаторов -язычков. Для того чтобы глюкофон зазвучал, достаточно к нему просто прикоснуться рукой или специальными палочками. В подтверждение своих слов он начинает играть, практически не глядя на свою «летающую тарелку», которая издает переливающиеся звуки. Хотя по лепесткам Анатолий ударяет хаотично.
— Чем мне нравится глюкофон, для игры на нем музыкальный слух и образование совсем не нужны, — говорит мужчина (к слову, он сам, также овладев мастерством игры на варгане, поющих чашах и гуслях, не имеет музыкального образования). — Хотя кто-то из музыкантов даже использует глюкофоны на концертах. Зная нотную грамоту, на «барабане счастья» можно сыграть и узнаваемые мелодии. Но звучание, конечно же, будет совершено другим.
Чудо в ля миноре
В качестве материала для создания глюкофонов южноуралец использует старые газовые баллоны, благо их предостаточно. Мастер отрезает от них дно и верхнюю часть, счищает краску и ржавчину и уже из этих «заготовок» сваривает барабан. На следующем этапе, пожалуй, самом ответственном, обрабатывает лепестки болгаркой и лобзиком. Звук Анатолий настраивает по тюнеру при помощи компьютерной программы. При распиловке, признается мастер, всегда есть риск взрыва, однако безопасность он соблюдает очень строго и соблюдает все правила работы с опасным материалом.
Каждый музыкальный инструмент Анатолия уникален и отличается от других размером, количеством лепестков, тональностью и оформлением. Большие и маленькие, настроенные в ля миноре, соль мажоре, ре мажоре, — каждый из них звучит по-своему. Те, что поменьше, настраиваются выше и имеют более звонкое и мелодичное звучание. Правда, и звук у них немного короче. Глюкофоны большого диаметра образуют более басовые и глубокие звуки. И звучат, соответственно, объемнее, более гулко. Что касается оформления, то мужчина использует обжиг, рисунок гравировкой и покрытие лаком. Сюжеты выбирает те, что близки ему самому: горы и леса, созвездия и далекие галактики, сказочные мотивы и этнические орнаменты.
Всего за эти года Анатолий сделал более 3000 музыкальных инструментов, которые разлетелись по всей России от Санкт-Петербурга до Хабаровска. На глюкофонах южноуральского умельца играют и за рубежом: много раз мужчина отправлял барабаны в страны ближнего зарубежья, во Францию, Германию и Америку. Среди его клиентов музыканты, театралы, психотерапевты, педагоги музыкальных школ, инструкторы по йоге и обычные любители «побренчать» у костра. Причем, часто глюкофоны забирают еще «тепленькими» в прямом смысле слова.
Сам коркинец, которого друзья в шутку называют шаманом, признается, что волшебство в барабане видит до сих пор. Каждый создаваемый инструмент он «обкатывает» самостоятельно: настраивает, проверяет. И, конечно, вкладывает в него всю душу.
— Я сколько лет уже этим занимаюсь, но до сих пор, как попадет в руки инструмент, могу минимум на час выпасть из реальности, — признается Анатолий. — Игра на нем сродни медитации. Кто-то, собственно, ради этого глюкофоны и покупает.
Поделиться