Модель Вселенной. В Челябинской филармонии прозвучала кантата «Кармина Бурана»

Исполнение знаменитого произведения немецкого композитора ХХ века Карла Орфа — это событие. Сценическая кантата входит в десятку самых узнаваемых в мире, но со сцены звучит нечасто. Как и все гениальное, она проста и сложна одновременно.
-
Уральский духовой оркестр и солисты филармонии дали джазу
-
Челябинский камерный хор исполнит «Маленькую торжественную мессу»
Мирская традиция
Карл Орф написал сценическую кантату «Кармина бурана» в 1937 году, в период расцвета нацистской идеологии в Германии. К тому времени ему исполнилось сорок лет, и создание моноспектакля было его мечтой. «Кармина Бурана» стала воплощением этой мечты. Сам автор говорил, что именно от нее следует вести отсчет его произведений, а все, что было написано до этого, следует сжечь.

В 1803 году в Баварском монастыре была обнаружена старинная рукописная книга «Песни Бойерна». Она датирована 1300-м годом, и содержит множество текстов, написанных на латыни странствующими певцами и поэтами. Название «Carmina Burana» дал первый хранитель и издатель сборника Иоганн Шмеллер по названию местности, в которой тот был найден.
Это не божественная, а мирская сторона средневековой жизни: песни о любви, сексе, пьянстве и всевозможных радостях, мощный вызов ханжам и блюстителям традиционных ценностей. Композитор выбрал 24 песни из сборника. Самый знаменитый хор «О. Фортуна» начинает и замыкает круг кантаты. Символический круг рисует аллегорию духовного пробуждения человека, пути его души, которая может, как возвыситься в своих устремлениях, так и упасть в пропасть.

Ошарашивающая новизна
Премьера сценической кантаты состоялась 8 июня 1937 года во Франкфуртской опере. Оглушительного успеха не было, но о ней много говорили, назвав «сочинением ошарашивающей новизны». Автор расовой теории национал-социалистов господин Розенберг назвал шедевр Орфа «баварской негритянской музыкой», намекая на ее неблагородный уровень. И уже через четыре дня после премьеры постановка была закрыта. Кантату стали вновь исполнять лишь спустя годы.
После войны «Кармина Бурана» вошла репертуар многих театров, и пользовалась успехом, потому что в таком произведении любой режиссер мог проявить свое собственное я. Экспериментов было великое множество. Основной вариант исполнения кантаты — концертный, реже — балет.

— Очень мало существует произведений, которые можно назвать моделью вселенной, энциклопедией жизни, — сказал со сцены ведущий Святослав Хазов. — «Кармина Бурана» — это точно модель вселенной. Несмотря ни на что, эта модель гармонична. По внешней стороне круга идет линия смерти, но внутри все заполнено жизнью. И одно не может без другого.
Творческое притяжение
Почти девяносто лет «Кармина Бурана» притягивает какой-то магической силой и мощью. Редкий голливудский фильм-катастрофа обходится без знаменитого хора «О, Фортуна».

— Идею переложить симфоническую кантату предложил мне друг и коллега, старейший дирижер, — рассказывает Игорь Ежов. — Он говорил: «Что там перекладывать!?». На деле оказалось, что все очень непросто. Для идеального исполнения кантаты нужен огромный оркестр. Приходилось думать и выкручиваться. Но зрители в восторге, а коллеги просят выслать запись. Им интересно услышать, как все получилось?
— Действительно, изюминка нашего исполнения в том, что кантата написана для симфонического оркестра, — соглашается Ольга Селезнева. — Но Игорю Алексеевичу захотелось прикоснуться к этому великому произведению. Когда он предложил совместное выступление, я конечно согласилась. Да, здесь нужен огромный хор, как минимум в два, а то и в три раза больше нашего. Но и мне тоже хотелось исполнить этот шедевр. Произведение очень красивое. Его было интересно учить. Особенно, когда прочитаешь перевод поэзии. С каждой репетицией становилось все интереснее и интереснее. И мы не ошиблись, пригласив солистов оперы: Эльвиру Авзалову (сопрано), Дениса Прокопьева (тенор) и Дмитрия Никитина (баритон). Для них это не новый материал, в театре это произведение есть в репертуаре. За дирижерский пульт встала я. Это непривычно. Все-таки у меня жесты не симфонического дирижера. Но я постаралась, чтобы было все понятно. Руководитель филармонии Алексей Пелымский обещал, что в следующем сезоне мы повторим выступление. Так что у зрителей еще будет возможность услышать знаменитый шедевр Карла Орфа.

Поделиться