Аниматроны в полный рост. Антон Болкунов создал масштабный мир «Дон Жуана»

2 Июня 2023 Автор: Светлана Демцура Фото: автора
Аниматроны в полный рост. Антон Болкунов создал масштабный мир «Дон Жуана»

В Челябинском театре кукол состоится премьера спектакля «Дон Жуан». Четырнадцать огромных кукол с «человеческими» лицами, деревянный планшет сцены, автономная акустическая система. Мы говорим с художником спектакля Антоном Болкуновым о механике необычных кукол, цветовых решениях и идеях, об актуальности истории самого известного в мире соблазнителя, похитителя сердец, безжалостного распорядителя чужих душ и судеб.

«Золотая маска»

— В апреле 2023 года были объявлены победители премии «Золотая маска». Вы были награждены «Золотой маской» за лучшую работу художника в спектакле «Паша» Алтайского театра кукол. Расскажите о тех эмоциях, которые испытали, когда узнали о награде.

— Что тут сказать? Конечно, было приятно оказаться в числе номинантов на премию и получить такую награду! Близкие, родные и друзья, безусловно, порадовались за меня, поздравили. Было волнительно выходить на сцену, произносить речь, ведь на церемонию награждения пришло много знакомых, коллег, критиков.

— Как вы относитесь к наградам и премиям?

— Я не особо люблю принимать участие в конкурсах, состязаться с кем-то, поэтому обычно не подаю заявки, не заполняю анкеты, конкурсную документацию. «Золотая маска» как раз хороша тем, что не требует от постановщиков оформления кучи документов.

— А как же упорная борьба, завоевание общественного признания?

— Искать и завоевывать общественное признание — тупиковый путь. Если мотивировать себя ожиданием признания общества, попадаешь в зависимость от чужих оценок и в какой-то момент уже не можешь заниматься настоящим искусством. Если говорить о «Золотой маске», то это премия больше профессиональная, внутрицеховая, нежели общественная. Конечно, в России есть круг людей, активно включенных в театральную жизнь… Для них «Золотая маска» является событийной.

Антон-Болкунов---2.jpg

Золотомасочный художник и режиссер

— С Александром Янушкевичем, известным челябинскому зрителю по спектаклю «Годунов», вы сейчас работаете над спектаклем «Дон Жуан». Он требовательный режиссер?

— Вообще он перфекционист. А любой перфекционист по определению требовательный. И к окружающим, и к себе. Саша самокритичен, всегда стремится к безупречности. С другой стороны, я тоже перфекционист. Поэтому у нас не возникает конфликтов в работе.

— Какие цвета вы использовали в «Дон Жуане»?

— Все цвета продиктованы цветами фактуры: дерева, металла. Мы стремились в спектакле использовать больше натуральных материалов. Правда, не всегда это получалось сделать… Но в цветовом решении я отталкивался от фактуры.

— Будет ли в спектакле присутствовать легкость и комичность?

— История Дон Жуана — это история не про шутки и флирт. Она достаточно жестокая. Просто мы так, наверное, ее воспринимаем, ведь все эти парики, чулки, пышные одежды сейчас смотрятся несколько комично. На самом деле, если историю Дон Жуана перенести, к примеру, в современные реалии Челябинска, то она, наверное, не покажется смешной. Совсем наоборот.

— Разобранный манекен, куклы необычных форм — это ваша идея, задумка Александра Янушкевича или совместное творчество?

— Общий стиль предложил Саша, захотел сделать старый механический кукольный театр, где главного героя окружают куклы-автоматы, аниматроны в рост человека со встроенными динамиками. То есть нарочито искусственные куклы, притом то ли недоделанные, то ли сломанные. И я уже в этой эстетике творил, старался придумать новую интересную механику. В премьерном спектакле наряду с традиционной механикой есть еще механика изобретенная.

IMG_20230516_130327.jpg

Грабли одни и те же

— Как вы думаете, современному зрителю будет интересна история про коварного искусителя, похитителя сердец, безжалостного распорядителя чужих душ и судеб?

— А бывают ли вообще неинтересные истории? Ведь наличие интереса в большей степени зависит от того, как та или иная история рассказана, подана. И в классической, и в современной литературе описываются определенные события из жизни страны или конкретного человека, при этом люди остаются людьми, грабли одни и те же, актуальность не исчезает… Понятно, что в современных произведениях в ад никто не проваливается, каменные рыцари не ходят рядом, если, конечно, это не фантастический жанр. Но, тем не менее, я думаю, что истории остаются историями. И интерес к ним зависит от того, как они рассказаны.

— Что для вас значит театр кукол? В кукольном мире комфортнее творить и придумывать? Или, наоборот, сложнее?

— На самом деле меня в меньшей степени можно назвать кукольным художником. Спектакли в театрах кукол, которые я поставил, были нетрадиционными, скорее даже объектными. Особой бутафории в них не было, я не привык ее использовать (хотя пробовал, но в моем случае это мертвая история).

Если на сцене должен быть кирпич, то я беру настоящий кирпич, а не имитирую его, не делаю из папье-маше. Недавно в Тольятти я с Яниной Дрейлих сделал «Рассказы о животных» по Пришвину. Кстати, в нем вообще нет кукол. Одним словом, в моем профессиональном багаже — объектные спектакли. И вот сейчас, работая над «Дон Жуаном», впервые за много лет я вновь столкнулся с изготовлением настоящих кукол, приближенных к тем, что задействованы в классических кукольных постановках.

Антон-Болкунов---1.jpg

Чтобы не переделывать

— Что самое трудное в профессии театрального художника?

— В работе над большими проектами для меня самое сложное — делегировать работу. По своей натуре я не люблю этого делать.

— Не доверяете?

— Не то чтобы не доверяю… Нет. Порой легче сделать самому, нежели объяснить творческую идею, задачу. Когда сто пятьдесят раз спросят размеры одного и того же предмета, двести раз попросят сделать кучу чертежей с разных ракурсов, потом приезжаешь и видишь: получилось совершенно не то, как планировал, руки опускаются. В конечном итоге приходится самому переделывать, дорабатывать. Спрашивается: для чего тогда было столько вопросов и телодвижений? У себя в театре «ARTиШОК» я делаю все сам. Если что-то не получается, просто меняю художественное решение, перепридумываю декорации, оформление. И вообще прекрасно живу! Конечно, физически тяжело разорваться: самому сбегать закупить ткани, материалы, озаботиться транспортом, процессом погрузки и выгрузки. Это энергетически затратно, зато в эмоциональном плане окупается, потому как не возникает неприятных ситуаций, на которые тратишь свое время, силы и нервы.

— Антон, вы у нас впервые в гостях. Как наш театр?

— Про театр кукол в Челябинске могу сказать: он классный! Недавно я сходил в костюмерку, меня поразили металлические шкафы с вращающимися штурвальчиками, как у гермолюков. Они просто фантастические! Сразу заметно, что театр оснащен технически, в него вкладывают ресурсы. Да и в целом все чистенько, ухоженно, все есть под рукой. К сожалению, мне не удалось посмотреть спектакли, но надеюсь в будущем это непременно исправить.

16+

Поделиться

Вчера | 14:14
«Слона» заметили. Почему театру так интересны забытые пьесы

Челябинский камерный театр открывает сезон премьерой. Ждали неожиданного? Получите! Театр, ищущий, жадный до экспериментов, на сей раз обратился к творчеству Александра Копкова (1907-1942).

06.09.2024 | 15:10
Детская филармония Челябинской области будет носить имя Адика Абдурахманова

Губернатор Алексей Текслер поддержал инициативу присвоить Детской филармонии Челябинской области имя прославленного дирижера, музыканта, педагога, заслуженного артиста России Адика Абдурахманова. Об этом губернатор сообщил на торжественном мероприятии в честь сорокового дня рождения Детской филармонии.

30.09.2023 | 15:48
Пульсация PULSE. Пять дней фестиваля современного искусства

Пять дней пульсации, пять дней экспериментальных, иммерсивных спектаклей, перформансов, эскизов в режиме нон-стоп. В Челябинске завершился третий фестиваль современного искусства PULSE.

06.09.2023 | 15:29
«Сливки» экспериментов. В Челябинске покажут необычные спектакли

В Челябинск приедут театральные коллективы из Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга, чтобы показать перформансы, необычные спектакли, эскизы в рамках третьего фестиваля-лаборатории современного искусства PULSE.

Новости   
Спецпроекты