Аниматроны в полный рост. Антон Болкунов создал масштабный мир «Дон Жуана»

2 Июня 2023 Автор: Светлана Демцура Фото: автора
Аниматроны в полный рост. Антон Болкунов создал масштабный мир «Дон Жуана»

В Челябинском театре кукол состоится премьера спектакля «Дон Жуан». Четырнадцать огромных кукол с «человеческими» лицами, деревянный планшет сцены, автономная акустическая система. Мы говорим с художником спектакля Антоном Болкуновым о механике необычных кукол, цветовых решениях и идеях, об актуальности истории самого известного в мире соблазнителя, похитителя сердец, безжалостного распорядителя чужих душ и судеб.

«Золотая маска»

— В апреле 2023 года были объявлены победители премии «Золотая маска». Вы были награждены «Золотой маской» за лучшую работу художника в спектакле «Паша» Алтайского театра кукол. Расскажите о тех эмоциях, которые испытали, когда узнали о награде.

— Что тут сказать? Конечно, было приятно оказаться в числе номинантов на премию и получить такую награду! Близкие, родные и друзья, безусловно, порадовались за меня, поздравили. Было волнительно выходить на сцену, произносить речь, ведь на церемонию награждения пришло много знакомых, коллег, критиков.

— Как вы относитесь к наградам и премиям?

— Я не особо люблю принимать участие в конкурсах, состязаться с кем-то, поэтому обычно не подаю заявки, не заполняю анкеты, конкурсную документацию. «Золотая маска» как раз хороша тем, что не требует от постановщиков оформления кучи документов.

— А как же упорная борьба, завоевание общественного признания?

— Искать и завоевывать общественное признание — тупиковый путь. Если мотивировать себя ожиданием признания общества, попадаешь в зависимость от чужих оценок и в какой-то момент уже не можешь заниматься настоящим искусством. Если говорить о «Золотой маске», то это премия больше профессиональная, внутрицеховая, нежели общественная. Конечно, в России есть круг людей, активно включенных в театральную жизнь… Для них «Золотая маска» является событийной.

Антон-Болкунов---2.jpg

Золотомасочный художник и режиссер

— С Александром Янушкевичем, известным челябинскому зрителю по спектаклю «Годунов», вы сейчас работаете над спектаклем «Дон Жуан». Он требовательный режиссер?

— Вообще он перфекционист. А любой перфекционист по определению требовательный. И к окружающим, и к себе. Саша самокритичен, всегда стремится к безупречности. С другой стороны, я тоже перфекционист. Поэтому у нас не возникает конфликтов в работе.

— Какие цвета вы использовали в «Дон Жуане»?

— Все цвета продиктованы цветами фактуры: дерева, металла. Мы стремились в спектакле использовать больше натуральных материалов. Правда, не всегда это получалось сделать… Но в цветовом решении я отталкивался от фактуры.

— Будет ли в спектакле присутствовать легкость и комичность?

— История Дон Жуана — это история не про шутки и флирт. Она достаточно жестокая. Просто мы так, наверное, ее воспринимаем, ведь все эти парики, чулки, пышные одежды сейчас смотрятся несколько комично. На самом деле, если историю Дон Жуана перенести, к примеру, в современные реалии Челябинска, то она, наверное, не покажется смешной. Совсем наоборот.

— Разобранный манекен, куклы необычных форм — это ваша идея, задумка Александра Янушкевича или совместное творчество?

— Общий стиль предложил Саша, захотел сделать старый механический кукольный театр, где главного героя окружают куклы-автоматы, аниматроны в рост человека со встроенными динамиками. То есть нарочито искусственные куклы, притом то ли недоделанные, то ли сломанные. И я уже в этой эстетике творил, старался придумать новую интересную механику. В премьерном спектакле наряду с традиционной механикой есть еще механика изобретенная.

IMG_20230516_130327.jpg

Грабли одни и те же

— Как вы думаете, современному зрителю будет интересна история про коварного искусителя, похитителя сердец, безжалостного распорядителя чужих душ и судеб?

— А бывают ли вообще неинтересные истории? Ведь наличие интереса в большей степени зависит от того, как та или иная история рассказана, подана. И в классической, и в современной литературе описываются определенные события из жизни страны или конкретного человека, при этом люди остаются людьми, грабли одни и те же, актуальность не исчезает… Понятно, что в современных произведениях в ад никто не проваливается, каменные рыцари не ходят рядом, если, конечно, это не фантастический жанр. Но, тем не менее, я думаю, что истории остаются историями. И интерес к ним зависит от того, как они рассказаны.

— Что для вас значит театр кукол? В кукольном мире комфортнее творить и придумывать? Или, наоборот, сложнее?

— На самом деле меня в меньшей степени можно назвать кукольным художником. Спектакли в театрах кукол, которые я поставил, были нетрадиционными, скорее даже объектными. Особой бутафории в них не было, я не привык ее использовать (хотя пробовал, но в моем случае это мертвая история).

Если на сцене должен быть кирпич, то я беру настоящий кирпич, а не имитирую его, не делаю из папье-маше. Недавно в Тольятти я с Яниной Дрейлих сделал «Рассказы о животных» по Пришвину. Кстати, в нем вообще нет кукол. Одним словом, в моем профессиональном багаже — объектные спектакли. И вот сейчас, работая над «Дон Жуаном», впервые за много лет я вновь столкнулся с изготовлением настоящих кукол, приближенных к тем, что задействованы в классических кукольных постановках.

Антон-Болкунов---1.jpg

Чтобы не переделывать

— Что самое трудное в профессии театрального художника?

— В работе над большими проектами для меня самое сложное — делегировать работу. По своей натуре я не люблю этого делать.

— Не доверяете?

— Не то чтобы не доверяю… Нет. Порой легче сделать самому, нежели объяснить творческую идею, задачу. Когда сто пятьдесят раз спросят размеры одного и того же предмета, двести раз попросят сделать кучу чертежей с разных ракурсов, потом приезжаешь и видишь: получилось совершенно не то, как планировал, руки опускаются. В конечном итоге приходится самому переделывать, дорабатывать. Спрашивается: для чего тогда было столько вопросов и телодвижений? У себя в театре «ARTиШОК» я делаю все сам. Если что-то не получается, просто меняю художественное решение, перепридумываю декорации, оформление. И вообще прекрасно живу! Конечно, физически тяжело разорваться: самому сбегать закупить ткани, материалы, озаботиться транспортом, процессом погрузки и выгрузки. Это энергетически затратно, зато в эмоциональном плане окупается, потому как не возникает неприятных ситуаций, на которые тратишь свое время, силы и нервы.

— Антон, вы у нас впервые в гостях. Как наш театр?

— Про театр кукол в Челябинске могу сказать: он классный! Недавно я сходил в костюмерку, меня поразили металлические шкафы с вращающимися штурвальчиками, как у гермолюков. Они просто фантастические! Сразу заметно, что театр оснащен технически, в него вкладывают ресурсы. Да и в целом все чистенько, ухоженно, все есть под рукой. К сожалению, мне не удалось посмотреть спектакли, но надеюсь в будущем это непременно исправить.

16+

Поделиться

Вчера | 11:37
В Челябинской области завершился фестиваль духовной музыки

В этом году он проводился в восьмой раз и, как всегда, стал грандиозным событием как для поклонников хорового пения, так и для истинно верующих жителей Южного Урала.

18.05.2024 | 17:18
«Урал» на вырост. Секрет успеха детского состава ансамбля танца

Грандиозным концертом отметили артисты 15-летие детской хореографической студии при Государственном академическом ансамбле танца «Урал» на сцене челябинского театра оперы и балета.

30.09.2023 | 15:48
Пульсация PULSE. Пять дней фестиваля современного искусства

Пять дней пульсации, пять дней экспериментальных, иммерсивных спектаклей, перформансов, эскизов в режиме нон-стоп. В Челябинске завершился третий фестиваль современного искусства PULSE.

06.09.2023 | 15:29
«Сливки» экспериментов. В Челябинске покажут необычные спектакли

В Челябинск приедут театральные коллективы из Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга, чтобы показать перформансы, необычные спектакли, эскизы в рамках третьего фестиваля-лаборатории современного искусства PULSE.

Новости   
Спецпроекты