Владимир Хомяков и Артем Крутько: голос и орган

15 Мая 2008 Автор: Старикова Лидия Владимировна

Ощущение от этого необыкновенного концерта, состоявшегося недавно в органном зале Челябинска, передать трудно, да и невозможно. Это то редкое состояние, которое во времена античности называли катарсисом — тем душевным состоянием, когда происходит ощущение человеческой души. Прошло несколько дней, но чаша эмоций еще цела, пережитые ощущения не расплескались. Программу барочной музыки подготовили и подарили слушателям заслуженный артист России органист Владимир Хомяков и обладатель редчайшего голоса — контртенора, солист Челябинского оперного театра Артем Крутько.

Лидия Старикова   

Ощущение от этого необыкновенного концерта, состоявшегося недавно в органном зале Челябинска, передать трудно, да и невозможно. Это то редкое состояние, которое во времена античности называли катарсисом — тем душевным состоянием, когда происходит ощущение человеческой души. Прошло несколько дней, но чаша эмоций еще цела, пережитые ощущения не расплескались. Программу барочной музыки подготовили и подарили слушателям заслуженный артист России органист Владимир Хомяков и обладатель редчайшего голоса — контртенора, солист Челябинского оперного театра Артем Крутько.

Это были два в общем-то равновеликих явления — уже состоявшийся зрелый музыкант, давно обозначившийся в реестре лучших не только российских, но и зарубежных органистов, и восходящий на вокальном небосклоне певец.

Орган и контртенор — наверное, только на этом языке люди и могут разговаривать с Всевышним. Под сводами старинного собора звучали божественные мелодии Генделя, Баха, Вивальди, Каччини, уносившие от реальности, возвышающие человеческую природу звуки.

И если Владимира Хомякова слушателям представлять не надо — это «наше все», признанный пророк в органном отечестве, то с Артемом Крутько мы только знакомимся, возможности его уникального голоса лишь начинают проявляться в полную силу. Но чуткий слушатель уже осознает, что присутствует при рождении большого таланта.

Впервые челябинцы услышали Артема, когда он был студентом академии культуры. А уже на третьем курсе певец с необычно высоким голосом был приглашен стажером в труп- пу Челябинского академического театра оперы и балета. У контр- тенора особый репертуар. Из-за отсутствия таких голосов — они редкость во всем мире — партии Керубино в «Свадьбе Фигаро», Леля в «Снегурочке», Зибеля в «Фаусте», Миловзора в «Пиковой даме» и другие поют обычно женщины, обладающие низкими голосами. И вдруг молодой, красивый с абсолютно выраженным мужским началом, артистичный Крутько… Его, конечно, лелеют, поддерживают. И вот он уже поет с оркестром «Классика» Адика Абдурахманова, едет на гастроли за рубеж…

Кто он, откуда эта райская птица, чей голос одинаково красиво звучит во всех регистрах, певец, который легко и не натужно берет высочайшие ноты. Вокалист, в котором чувствуется очень крепкая школа, высочайшая музыкальная культура? Оказывается, это мальчик с Кубани, выросший в обычной семье. Правда, он учился в музыкальной школе — у деда был аккордеон, и он хотел, чтобы выучившийся внук научил его играть на этом инструменте. Еще Артем пел в хоре — у него был чистый дискант. И любил танцевать. С таким нехитрым багажом он и приехал в Челябинск, где его тетя — музыкант оркестра оперного театра Светлана Шумакова решила показать племянника руководителю оперной труппы Галине Зайцевой. Галина Семеновна тоже почувствовала: в этом голосе что-то есть. Но пока он не развит, слаб и это вовсе не тенор-альтино, как считали специалисты на родине мальчика. Но тогда какой?

За Артема, когда он пришел на подготовительное отделение, не очень-то схватились педагоги, но… Провидение существует: мальчика определили к Людмиле Григорьевне Боровик, которая, как ювелир, с тонкостью и осторожностью начала огранку вокального алмаза.

— Он был никакой,— вспоминает Людмила Григорьевна,— трудно было даже понять, произошла ли мутация голоса — ведь ему было только шестнадцать, не исчезнет ли с возрастом этот очень красивый тембр, появится ли в голосе сила. Вообще, мне всегда были очень интересны контртенора. И именно с Артемом что-то пришло ко мне свыше: я начала давать ему упражнения, использовать методики, которые раньше не применяла. Все было сложно: усиливался голос — пропадал тембр, и наоборот. Но все сложилось: оказалось, что голос уже прошел мутацию и необычное контр-теноровое смыкание связок сохранилось. Шесть лет Артем трудился как пчела. И он понимает: без этого каторжного труда, без этой тщательной шлифовки результата не будет. И знаете, что главное? Артем работает много, но как легко и радостно! Для него пение, процесс обучения — удовольствие. У парня редкая память и умение все быстро схватить, понять на лету. Он без признаков «звездности», что очень важно для начинающего артиста. Да, голос, да, эйфория сцены, но это дар свыше, божий. А в жизни ты такой же, как все. И Артем это понимает.

Людмила Григорьевна после концерта не дает Артему расслабиться, купаться в волнах успеха. Она тихонько что-то выговаривает ему, делает какие-то замечания, хотя и очень довольна: «но это только мы с Артемом знаем».

— Я без всяких обиняков скажу: Артем -это российский уровень. Если все так пойдет, если он будет столь же упорным, поверьте, этого мальчика еще услышит мир,— делится впечатлениями педагог.

Сам Артем очень спокоен, хотя многие зашли за кулисы, чтобы просто сказать ему спасибо.

— Это же счастье,— признается он,— играть с Владимиром Викторовичем Хомяковым.— ор-ган — это музыка барокко, а значит, мой репертуар. Я выступал с Рубином Абдуллиным во время фестиваля «Ирина Архипова представляет..», но все же такие концерты не часты. Между прочим, во время этого фестиваля об Артеме очень тепло отозвался народный артист России Владислав Пьявко:

— Когда-то я не хотел, чтобы в конкурсе вокалистов имени Глинки принял участие контртенор, но я не слышал Артема. А он выступил и стал третьим призером. Признаюсь, был поражен. Я слышал многих известных контртеноров, но ваш Фаринелли лучший. Его высокие ноты — без хрипоты и сиплости. Звук чистейший и очень красивый. На него надо ставить специальные спектакли, делать сольные программы. Им надо заниматься очень серьезно, чтобы он постоянно развивался. Думаю, что в по-следующих конкурсах и фестивалях мы будем делать спектакли и программы с расчетом на Артема Крутько.

Артем Крутько обожает контртенора швейцарца Андреаса Шолля, много и часто слушает его. В свое время наш первый челябинский контртенор Игорь Ретнев уехал учиться и работать в Швейцарию тоже из-за любви к этому кумиру — тогда в России просто не было педагогов, школы контртеноров такого уровня. Сегодня все изменилось. И если Игорь Ретнев может приехать в Челябинск только по случаю — здесь живут его родители, то Артем Крутько наш. И так не хочется говорить: «пока наш».

Педагог Артема Людмила Боровик высказала мысль: она мечтает создать в Челябинске театр барочной музыки. Ведь на подходе еще два ее талантливых ученика, тоже контртенора.

Музыка барокко — кладезь, который не вычерпать. А барочный «продукт», как модно нынче говорить, прекрасно котируется на мировом музыкальном рынке. И если бы такой театр был создан — а министр культуры Владимир Макаров, очень большой любитель вокального искусства, заинтересовался этой идеей,— то, безусловно, это был бы интереснейший культурный проект, причем российского уровня.

…В фильме о Фаринелли, обладателе, правда, искусственно созданного с помощью техники контртенора, есть сцена: знаменитый и скептичный Гендель буквально лишается чувств, потрясенный столь совершенным исполнением своих произведений Фаринелли.

Слушая Артема Крутько в сопровождении органа Владимира Хомякова, многие в зале просто плакали…

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

25.03.2015 | 10:46
Шансон: душой и для души. В челябинской филармонии готовится премьера программы «Приходите в мой дом…»

Накануне встречи с музыкальным руководителем нового проекта художественным руководителем филармонии Владимиром Ошеровым поинтересовалась у некоторых знакомых: что такое шансон? И поразилась разнообразию ответов

10.03.2015 | 12:48
Спасти сердце! В Челябинске соберутся около 80 ученых-кардиологов из 9 стран

Завтра в Челябинске начинает работу IV Международный медицинский научно-практический форум «Ангиология: инновационные технологии в диагностике и лечении заболеваний сосудов и сердца. Интервенционная кардиология»

Новости   
Спецпроекты