Поющий ангел

4 Мая 2009 Автор: Старикова Лидия Владимировна

В Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М.И. Глинки состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй»

В Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М.И. Глинки состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Она посвящена 150-летию со дня рождения великого итальянца, подарившего миру драматическую историю любви японской гейши Чио-Чио сан и американского офицера Пинкертона.

Это третья постановка оперы в Челябинске: первая состоялась в год создания театральной труппы, вторая — через четырнадцать лет в 1970 году. И вот третий опыт. Над постановкой работали музыкальный руководитель и главный дирижер Антон Гришанин, режиссер Вадим Кейш, художник по костюмам — заслуженный художник России Станислав Фесько.
Опера «Мадам Баттерфляй» в списке самых известных опер Джакомо Пуччини — а это «Тоска», «Богема», «Манон Леско», «Турандот» — занимает особое место. Сам Пуччини, бывая на премьерах в разных театрах, всегда испытывал необычайное волнение, переживая трагическую судьбу нежной японской «бабочки», свято верившей в любовь и верность. Именно эта музыкальная история была самой любимой у композитора, нашедшего для повествования такие же трогательные и трепетные музыкальные краски, как сама лав-стори.
Одну и ту же историю, как извест¬но, можно читать несколько раз и всегда по-новому. По-своему прочел «Мадам Баттерфляй» и режиссер-постановщик Вадим Кейш. Он создал спектакль-воспоминание, спектакль чувств, используя для выразительности повествования еще и танцевальные краски. Он вводит в воспоминания поющего Ангела — как бы вторую половину образа Чио-Чио-сан. Танцевали на двух премьерных спектаклях артистки балета Кристина Сушкова и Алиса Анисимова. А заглавную партию Ангела (Чио-Чио-сан) спела Елена Роткина. Ее партнерами были Федор Атаскевич и Денис Закиров, заслуженные артисты России Марина Новокрещенова (Сузуки), Павел Калачев (Шарплес) и другие. Роли маленького сына Чио-Чио-сан и Пинкертона исполнили… девочки, дошкольницы Влада Артемова и Маша Тараторина, которые очень старались и прекрасно справились с первыми в жизни театральными опытами.


Мы встретились с главной героиней, исполнительницей партии Ангела (Мадам Баттерфляй) Еленой Роткиной, лауреатом международных конкурсов, молодой певицей, ученицей народной артистки России Галины Зайцевой. И попросили поделиться своими впечатлениями. Ведь спеть дважды на премьерных спектаклях сложнейшую партию очень непросто.
— Это правда, — согласилась Лена. — Партия Мадам Баттерфляй очень непроста. Это «грустный орешек», который нелегко расколоть. Конечно, чтобы понять роль, вжиться в образ, надо хорошо изучить литературный материал — в основе оперы сюжет пьесы «Гейша» Давида Беласко. Надо хорошо представлять, кто такие гейши — а это, как правило, молодые, красивые, очень воспитанные, хорошо образованные японки, которые, обслуживая гостей в чайных домиках, умеют поддержать разговор. Они хорошо разбираются в искусстве, прекрасно танцуют. Чио-Чио-сан — хрупкое, нежное существо. И очень чистое.
Вместе с моим концертмейстером Надеждой Петровной Саклаковой, готовя партию, мы прослушали массу записей знаменитых оперных исполнителей, посмотрели фильм, изучили либретто. Надежда Петровна много со мной работала — это очень чуткий музыкант, от которой во многом зависит успех исполнителя.


Постановка новаторская, оригинальная. В ней вкрапления японских танцев, игра вееров. Японская пластика, костюмы, грим, прически — все создает атмосферу достоверности, национального духа, помогает раскрытию образов. Это новые краски, новые ощущения — мне кажется, для зрителя все интересно и важно. Оба спектакля прошли с успехом, были аншлаги. И дело, мне кажется, не столько в японской стилистике. По большому счету любого зрителя трогает за сердце сама история, сам сюжет. А в «Мадам Баттерфляй» задеты общечеловеческие ценности, понятные каждому, — любовь, вера, несмотря на предательство и измену.
Моя Чио-Чио-сан разная: доверчивая, юная, бескорыстная, светлая, полная веры, любви. Это чистый цветок, она, как ветка сакуры. Но в ней таится многое, ее чувства глубоки, как море. Она принимает свою трагическую судьбу с большим достоинством.
Партия сложнейшая, требующая множества вокальных красок, ведь героиня меняется, ее эмоциональное поле очень велико и разнообразно. И речь не об объемности, вокальных сложностях. Знаменитая ария, где Чио-Чио-сан прощается с сыном, требует огромного эмоционального напряжения, не всем это удается. Зрители в зале часто не скрывают слез. Признаюсь, и мне нелегко. Я тоже теряю немало душевных сил. Но держусь. Мне очень нравится эта партия, она мне по душе, она моя.

Поделиться

Вчера | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

25.03.2015 | 10:46
Шансон: душой и для души. В челябинской филармонии готовится премьера программы «Приходите в мой дом…»

Накануне встречи с музыкальным руководителем нового проекта художественным руководителем филармонии Владимиром Ошеровым поинтересовалась у некоторых знакомых: что такое шансон? И поразилась разнообразию ответов

10.03.2015 | 12:48
Спасти сердце! В Челябинске соберутся около 80 ученых-кардиологов из 9 стран

Завтра в Челябинске начинает работу IV Международный медицинский научно-практический форум «Ангиология: инновационные технологии в диагностике и лечении заболеваний сосудов и сердца. Интервенционная кардиология»

Новости   
Спецпроекты