Артхаус в безопасности. Киноклуб им. Оболенского зарегистрировал авторское право на концепцию фестиваля «Полный артхаус»
Три года подряд в Челябинске проходил уникальный по своему значению, содержанию и концепции фестиваль авторского кино «Полный артхаус». За это время он успел обрасти своими традициями и собственной публикой, которая, нужно отметить, год от года становится только больше. Однако такой успех дался организаторам — киноклубу им. Л. Л. Оболенского — совсем непросто.
- Кино «у дома». В Челябинской области могут появиться мини-кинотеатры для показа российских фильмов
- Остаться в живых. «ЮП» посмотрела сериал «Квест», который снял челябинец Андрей Загидуллин
- Русские «Убийство на пляже», «Красные браслеты» и другие новые отечественные сериалы — с фестиваля «Движение»
«Первый «Полный артхаус» состоялся в январе 2013 года. Однако его история берет свое начало гораздо раньше, — вспоминает, с чего все начиналось, директор киноклуба им. Л. Л. Оболенского и арт-директор фестиваля Тамара Мордасова. — В 2000 году при поддержке администрации Челябинска мы провели фестиваль «Новое кино России», который ежегодно проходил до 2006 года. Одной из самых востребованных фестивальных программ этого мероприятия была «Арт-линия». Ее сеансы начинались поздно — в 20:00, а то и в 21:00. Но в зале всегда был аншлаг».
Потом был перерыв в 6 лет. За это время затишья в области артхаусного кинематографа в Челябинске стало очевидно, что интеллектуальное авторское кино не доходит до зрителей челябинских кинотеатров. «И это не только региональная, но и общероссийская проблема, — считает Тамара Никитична, — решить которую можно только фестивальным прокатом».
Так возникла концепция фестиваля авторского кино «Полный артхаус». Основной целью организаторов — конечно же, снова киноклуба им. Л. Л. Оболенского, который взял на себя эту непростую задачу, — стало ознакомление челябинцев с лучшими произведениями российского интеллектуального кинематографа. Подспудно это способствовало продвижению отечественного кино, поддерживало творческие поиски мастеров и молодых кинематографистов, а также повышало авторитет киноискусства. Кроме того, фестиваль помог Челябинску выйти на новый культурно-художественный уровень и стать более узнаваемым в современном фестивальном движении в России.
Востребован ли артхаус сегодня? Да, считает Тамара Мордасова. И это подтверждают три проведенных фестиваля. «Челябинцы искренне заинтересованы в просмотре. Зрители практически не уходят ни с каких картин, хотя кино мы показываем непростое, «трудное». Никто не расходится и после просмотров, чтобы пообщаться с создателями фильмов. И общение это часто состоит из очень «въедливых», глубоких вопросов».
На сегодняшний день фестиваль «Полный артхаус» стал площадкой национального кинематографа. С другой стороны, это, в первую очередь, зрительский фестиваль. «Это настоящий творческий университет, дискуссионная площадка, инструмент культурного диалога, — добавляет Тамара Мордасова. — Наши зрители становятся членами Большого и Малого жюри, то есть они сами оценивают фильмы конкурсной программы. В этом есть доля игры, но в этой игре, в которой мы смотрим и оцениваем кино, фильм тоже смотрит и оценивает нас, нашу интеллигентность, нашу идентичность, наше чувство художественной подлинности».
Спортивный артхаус
Если все так хорошо, то в чем же сложность? Определенные трудности возникли с правовой точки зрения. Проведение Фестиваля «Полный артхаус» осуществляется через систему госзакупок по 44-му федеральному закону, следуя которому данный проект выставляется на электронный аукцион. И выиграть конкурс может любая фирма, участвующая в торгах, независимо от рода деятельности, так что победитель порой оказывается весьма неожиданным. «На аукционе текущего года, в январе, торги выиграла челябинская спортивная общественная организация «Русский футбол», — рассказывает Тамара Мордасова. — Хорошие ребята. Похоже было, что они сами удивились такому повороту событий. Сложности начались, когда они начали претендовать не только на решение технических задач, но и на формирование программы фестиваля, составление списка приглашенных гостей-кинематографистов, стараясь выбрать тех, кто подешевле».
К счастью, в августе этого года киноклубу им. Л. Л. Оболенского удалось зарегистрировать авторское право на концепцию фестиваля «Полный артхаус». А это значит, что теперь фестиваль защищен от возможного использования его сторонними организациями в своих интересах. Кроме того, регистрация авторского права позволяет фестивалю «Полный артхаус» занять свою уникальную нишу в пестром контексте достаточно обширного российского фестивального движения.
Поделиться