Парень с нашего двора. Актер Александр Паль о том, почему его герою не удалось изменить мир

1 Сентября 2015 Автор: Евгений Ткачев Фото: Владлена Шваб
Парень с нашего двора. Актер Александр Паль о том, почему его герою не удалось изменить мир

В Челябинске с презентацией мистической комедии «Парень с нашего кладбища», которая выходит в прокат в этот четверг, побывал исполнитель главной роли фильма, наш молодой и уже именитый земляк Александр Паль. «ЮП» поговорила с актером.

Паль против зловещих мертвецов

Коля (Александр Паль) — провинциальный парень с навыками выживания в диких условиях, благодаря дяде устраивается работать охранником на подмосковное кладбище, где есть своя золотоносная жила (аллея, на которой захоронены бандиты: их родственники всегда готовы щедро отстегнуть сторожу за внимание к их близким) и куча неприятных нюансов.

Кладбище — проходной двор: местные жители подворовывают рюмки водки и цветы с могил, менты ищут какого-то маньяка… И ладно бы, если дело ограничилось только маньяком. Из каждого надгробия в определенный момент начинает лезть самая натуральная нечисть. Другой бы сбежал, однако не таков наш герой. Он мастерит дубинку с шипами и идет в открытый бой со зловещими мертвецами. Да и не только с ними.

Мистическая комедия «Парень с нашего кладбища» — полнометражный дебют братьев Чижиковых, до этого отметившихся фантастической короткометражкой «Ушелец»  про писателя, которому, по словам гостя из будущего, суждено было написать величайшую книгу в истории. Суждено ли Чижиковым когда-нибудь снять если не величайшее кино на свете, то хотя бы такое, какое вызовет резонанс в отечественном кинопроцессе, покажет время, а пока их дебют производит несколько скомканное и неровное впечатление.

С одной стороны, это искрящаяся любовью к трэш-хоррорам 80-х (в частности, к «Зловещим мертвецам-2» с Брюсом Кэмпбеллом) картина, с другой — попытка сделать жанровое кино на местной почве. Попытка, несомненно, заслуживающая уважения. В фильме хватает самобытности и легкоузнаваемых примет нашего настоящего и прошлого (главным образом из лихих 90-х), но катастрофически не хватает убийственных панчлайнов (на круг вспоминаются разве что две-три смешные шутки, хотя видно, что авторы старались). Что касается исполнителя главной роли, нашего земляка Александра Паля, то это, конечно, актер невероятной харизмы (и его фирменные ужимки определенно лучшее, что есть в фильме).

Александр проснулся знаменитым после картины «Горько!» Жоры Крыжовникова — энциклопедии русской жизни и автопортрета нации, где он сыграл собирательный образ гопника всея Руси. Закрепив успех в сиквеле «Горько!-2», Паль в этом году отметился также на «Кинотавре», где с мужским ансамблем фильма-манифеста «Тряпичный союз» Михаила Местецкого получил приз за лучшую мужскую роль.

«В этом фильме все герои простые, но в то же время очень творческие ребята. Они хотят изменить мир, читают книги, занимаются паркуром, но вот как изменить мир, они еще не понимают. У каждого из них есть свои мысли по этому поводу (я, например, сыграл человека, который борется за социально ответственное государство), и они идут вразрез с мыслями других. В итоге у них нет единого центра принятия решений».

Что интересно, до «Кинотавра» Александр успел отхватить еще одну премию: «Человек года журнала GQ» в номинации «Открытие года».

В общем, Паль сейчас просто нарасхват. Тем удивительнее, что ничего этого не предвещало. «Одно время я хотел быть боксером, потом журналистом, — рассказывает Александр. — В итоге оказался на распутье: быть филологом и журналистом или актером. Выбрал второе».

В конце школы Паль год ходил в театр-студию «У Паровоза» имени Зои Александровой. Впрочем, там в будущего актера никто особо не верил. В чем же тогда его секрет  успеха? «Да нет никакого секрета. Просто если чего-то по-настоящему хочешь, надо пытаться этого добиться, — убежден он. — Когда тебя останавливают всякие мелочи типа боязни перемены мест и траты денежных средств, то, значит, ты этого не искренне хочешь».

Кинематографом Александр заинтересовался в киноклубе имени Оболенского, членом которого был какое-то время. «На меня сильное впечатление произвели «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара и — главное — «Таксист» Мартина Скорсезе. Последний, можно сказать, изменил мою жизнь». Когда у Паля спрашивают, кто еще из зарубежных режиссеров ему импонирует, он не моргнув глазом перечисляет имена, известные каждому киноману: «Люблю ранние фильмы Джима Джармуша и братьев Коэнов, Квентина Тарантино и Андерсонов — Пола Томаса, Уэса и Роя».

Вооружен и очень опасен

По сюжету «Парня с нашего кладбища» герой Паля помешан на огнестрельном оружии. Спрашиваю у Александра, есть ли у него в жизни похожие фетиши? «Так, чтобы быть на чем-то помешанным, нет, но я люблю фототехнику и машины. Еще в детстве любил сидеть в кабине водителя и наблюдать за тем, как он управляет баранкой. Увлечение же моего героя оружием было отчасти моей идеей. В сценарии один раз упоминался пистолет, и я предложил режиссерам: а давайте он будет немного двинут на пушках. Будет на протяжении всего фильма рассматривать их фотографии, интересоваться «макаровым» с 12-зарядным магазином. Ребята эту шутку оценили и наградили Колю такой идеей фикс. Я, кстати, тоже люблю оружие, но мне его никто не дает. (Улыбается.) А после «Горько!» надо бы!».

Позже Александр признается, что у его гопника из «Горько!» Крыжовникова не было каких-то конкретных прототипов: «Это были общие сумбурные воспоминания о детстве и молодости, когда криминал был повсюду. У меня были друзья, нормальные в общении ребята, которые, стоило им чуть выпить, сразу становились иными людьми. И я, конечно, примечал все эти перепады настроения. В этот момент, кстати, главное — тихо ретироваться за дерево. Сделать вид, что тебя нет. А поскольку я достаточно вспыльчивый человек, то скорее не иду за дерево, а лезу на него. Были, впрочем, случаи, когда реально надо было зайти за дерево. Когда, кстати, у меня спрашивают, какой будет моя свадьба, то я говорю, что такой же, как в «Горько!», а если на ней будет такой же персонаж, как мой герой, то им буду сам я!» (Смеется.)

Вылитый Бэтмен

— Так получилось, что я пока снимаюсь только в комедиях, но вообще я драматический актер, — признается Александр. — Однако роль в «Горько» — это то, чего я бы желал себе и каждому любому другому артисту. Не в каждом фильме есть такой кладезь характеров. Я знаю многих известных режиссеров, которые говорили об этом кино с завистью.

Кстати, о режиссерах: с кем бы из отечественных кинодеятелей Палю хотелось поработать? Актер опять перечисляет имена: Борис Хлебников, Андрей Звягинцев, Алексей Попогребский, Петр Буслов, Алексей Герман-мл. «Обязательно, кого-нибудь забуду. Всех не упомнишь».

Возможно, какой-нибудь из этих режиссеров в полной мере сможет раскрыть драматический потенциал Александра, а пока сам актер не боится стать заложником образа: «Мне странно говорить об этом сейчас, когда у меня вышло всего три полнометражных фильма и три еще на подходе. Я прошел совсем небольшой этап, чтобы переживать по этому поводу. Хотя многие большие артисты, конечно, переживали по этому поводу. Думаю, Андрей Миронов в чем-то страдал от того, что его все воспринимали как балагура и шута. Юрий Никулин хотел бы сыграть гораздо больше серьезных ролей».

На вопрос, почему Александр отказывается от ролей в сериалах, он с улыбкой замечает: «Потому, что у меня пока нет детей». А потом уже серьезно добавляет: «На самом деле, это не принципиальная позиция. Просто пока не предлагали интересных проектов. Люблю ли я западные сериалы? Да, у меня есть ряд любимых: первый сезон «Настоящего детектива», «Фарго» (хотя оригинал Коэнов нравится больше), «Карточный домик», «Больница Никербокер», британское «Черное зеркало». Там бы я сыграл, но меня туда, к сожалению, не зовут. (Улыбается.) Также любой артист хотел бы сыграть Джеймса Бонда или Бэтмена. Я, например, считаю, что я — вылитый Бэтмен. У меня харизма Человека-летучей  мыши, стоит мне надеть костюм, выпятить подбородок… Но Бен Аффлек пока занял мою нишу. А ведь я после Кристиана Бейла оставлял заявку на «Уорнер Бразерс», однако мне не перезвонили. (Смеется.) Жаль, они явно не того взяли!»

Дух «Старухи» Хармса

Другой, не менее выдающийся, но менее известный фильм, в котором довелось сняться Палю, называется «Нечаянно». Это короткометражка все того же Жоры Крыжовникова, вокруг которой ходят противоречивые мнения. У кого-то, например, вызывает отторжение ее чернушность: «У нас почему-то черная комедия не воспринимается в большинстве случаев с юмором, — удивляется Александр. — Потому что если посмотреть английский кинематограф, у них идет прям изобилие черных комедий. Британцы любят посмеяться над смертью, кладбищем. Они к этому более открыты. А у нас ментальность в этом смысле закрытая. Было много отзывов на фильм с вопросом «А зачем это делать?». В то время как ценители черных комедий писали прям восторженные отзывы. Я не режиссер, не знаю, что он закладывал, но, мне кажется, получилось смешно. Язык не поворачивается сказать, что это по-доброму, но когда ты делаешь это с юмором… Просто это такая бурная фантазия у создателей фильма!»

Во время просмотра «Нечаянно» складывается впечатление, что в фильм вселился дух «Старухи» Даниила Хармса. Спрашиваю, проговаривалась ли эта аллюзия во время съемок. «Я понимаю, о чем вы. Нет, это не проговаривалось, потому что режиссеры редко говорят, что они хотят сказать своим произведением. И это правильно, потому что актер не должен знать всех мыслей режиссера, иначе он будет думать о смысле фильма, а ему нужна четкая конкретная задача на этой или в той сцене, и все. А дальше уже по результату видишь, что получилось, а что нет».

Надо заметить, что пока у самого Александра много что получается: на наших глазах «парень с нашего кладбища» превращается в одного из героев, которые так остро необходимы современному русскому кинематографу.

Поделиться

Вчера | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

16.11.2016 | 14:21
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

09.03.2016 | 10:56
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

Новости   
Спецпроекты