«Квартирники» России. Почему поэты все чаще уходят в Интернет, а музыканты — переходят «на цифру»

15 Сентября 2015 Автор: Екатерина Сырцева
«Квартирники» России. Почему поэты все чаще уходят в Интернет, а музыканты — переходят «на цифру»

Антон Соколов — герой нашего следующего материала о творческом челябинском «подполье». Антон-Соколов_марка.jpgПоэт, музыкант, звукорежиссер тетра оперы и балеты им. Глинки, он также является создателем электронного проекта «PortЧистот» и организатором «Театра чтецов и музыкантов», который претендует на то, чтобы на местном уровне составить конкуренцию всероссийскому проекту «Чтецы».

Язык цифры

Творческий путь редко бывает легким. Так и Антону Соколову пришлось пройти и через «навязанную бюрократию», и «акт самообмана», и жизненные ситуации, из которых не всем удается выйти целым и невредимым. «Когда я учился в техникуме, думал, что мое призвание — это программирование. Потом я сменил профиль и изучал менеджмент организации в институте. Но и это было не то. Потом в моей жизни случился момент глобальной внутренней перестройки, когда мне пришлось раз и навсегда сделать важный жизненной выбор… Сейчас я работаю звукорежиссером в оперном театре, профессионально занимаюсь музыкой и стараюсь поддерживать тех, кто пока в поиске», — примерно так наш герой рассказывает об основных вехах своего жизненного пути.

В свободное от работы время Антон Соколов развивает свой музыкальный проект «PortЧистот», который появился еще в апреле 2012 года. Тогда его создатель впервые исполнил на публику мелодекламацию в музыкальном сопровождении. «Это было нестандартное электронное звучание в сочетании с текстом и вокалом, — вспоминает Антон. — Сегодня я делаю больший акцент на музыке, а не на тексте. Хочу максимально раскрыть безграничный мир электронной музыки, в котором, как мне кажется, есть место для каждого. Я люблю этот цифровой мир, люблю в нем находиться, люблю говорить на его языке». А еще, по словам музыканта, ему нравится искать в музыке что‑то новое и делиться с людьми своими находками в таких современных музыкальных жанрах, как IDM, Ambient, Future Garage, Dub techno.

Из «Чтецов» — в «Театр»

Свою творческую деятельность в поэтической сфере Антон начинал с участия в проекте «Чтецы», который, как утверждают его создатели, «объединяет творчество профессиональных и начинающих артистов в самых разных жанрах — мелодекламации, поэзии, прозе, авторской песне, хип-хопе, стендапе и других музыкальных, художественных и танцевальных направлениях». Один из организаторов общероссийских «Чтецов», Павел Плохих, рассказывает, что проект родился на Урале и вырос из хип-хоп — тусовки Екатеринбурга, после чего обзавелся филиалами в Москве, Челябинске, Новосибирске. Сегодня движение ширится и охватывает новые города.

Через некоторое время после вступления в это поэтическое сообщество Антон Соколов решил организовать свое движение. То ли не сошлись взгляды с «Чтецами», то ли просто появилось желание большей независимости. Так или иначе, в Челябинске появилось еще одно музыкально-поэтическое движение «Театр чтецов и музыкантов», которое существует параллельно с общероссийскими «Чтецами». По словам Антона, который является художественным руководителем сообщества, цели у этих проектов разные. Хотя не совсем понятно, в чем именно проявляется эта разница помимо охвата аудитории. Формат в «Театре» остался прежним — здесь также ждут начинающих поэтов, музыкантов и прочих творческих личностей, которые нуждаются в площадке для демонстрации результатов своих творческих исканий и получения обратной связи. Чтобы выступить на мероприятии, необходимо заранее подать заявку и подготовить выступление, помня о временном регламенте. Программа выстраивается стихийно — музыка сменяет поэзию, юмор и экспромты — меланхолию и задумчивость.

Если говорить о всероссийских «Чтецах», то их организаторы заявляют: «Мы хотим создать всероссийскую сеть «квартирников», общее информационное поле, наладить обмен артистами, издавать музыкальные релизы с авторами из разных городов. А в итоге — организовать большой всероссийский фестиваль. Мы хотим создать сообщество друзей и друзей, которых объединяет желание творить, любить, веселиться и узнавать новое».

По личным ощущениям, и общероссийские «Чтецы», и музыкально-поэтический проект Антона Соколова схожи не только форматом, но и каким‑то едва уловимым, но все-таки имеющим место быть нежеланием существовать в каких‑то строго заданных рамках. На вопрос, как определяются ответственные за «Чтецов» в разных городах, московские организаторы отвечают так: «Мы ищем близких по духу людей и помогаем им, как можем. Но формально главным становится тот, кто берет на себя больше ответственности. Хотя вообще, мы стараемся избегать формальностей». Что касается Антона Соколова и его проекта, ситуация проще и сложнее одновременно. «Я всегда занимался этим без коммерческого умысла, — признается он. — Для людей, для души, для вдохновения. Периодами бывает сложно, периодами легко — всегда по-разному. Просто нужна готовность этим заниматься… Я затрудняюсь ответить, что я хотел бы получать от этих встреч. Пока для меня это площадка для выступлений, интересный путь, который открывает новые возможности».

Потерянные границы

Свои поэтические и музыкальные проекты Антон Соколов определяет как альтернативный формат творчества. «Мейнстрим подобные жанры не жалует. Особенно в Челябинске, где мероприятия музыкально-поэтического формата действительно редкость. Хотя и в сфере электронной музыки можно найти свою нишу. Сейчас Антон пишет композицию для европейского лейбла. Он убежден, что зарабатывать музыкой в Челябинске можно. И не обязательно для этого куда‑то уезжать. «Просто нужно посвящать этому все свое время. Также нужен достойный музыкальный материал и продуманный менеджмент. И, конечно, желание».

Для него написание электронной музыки — медитация. Поводом для новых треков становятся важные события, интересная информация или просто особое настроение. Раньше Антона больше привлекали социальная тематика и злободневные тексты. Сегодня он работает над поиском психоделического звучания и экспериментирует со звуковыми эффектами для создания загадочной атмосферы. «Электронная музыка прекрасна! Это красота, это гармония, нарисованная не красками, а «цифрами». Для меня это такое же средство самовыражения, как для любого творца его инструмент, будь то фотоаппарат или кисть. Но мне сложно сказать, что в электронной музыке главное, особенно сегодня, когда мир этой музыки потерял границы».
Антон Соколов понимает, что берется за создание чего‑то нового не в самом популярном музыкальном направлении, но он все равно это делает. Электронная музыка — это, действительно, не мейнстрим. При этом Антон верит в то, что он делает, и пытается донести это до других. «Люди по-разному относятся к электронной музыке. Кто‑то критикует и считает, что это вообще к музыке не имеет никакого отношения. Но, мне кажется, дело просто в том, что люди плохо осведомлены в этой теме. Никто не вслушивается, не углубляется. С другой стороны, человек слушает ту музыку, которая соответствует его характеру, так что каждый все равно выберет что‑то свое».

С осени, как и во всех театрах, в «Театре чтецов и музыкантов» Антона Соколова начнется новый сезон, который будет отличаться нововведениями. Какими, пока остается в секрете. Остается только одна проблема — найти постоянное место для проведения музыкально-поэтических встреч.

Взгляд со стороны

Владислав Семенцул, поэт (Екатеринбург) — о «Чтецах» в Екатеринбурге:

— В Екатеринбурге проект «Чтецы» придумали и осуществили Данил Рогозинников и Сергей Соколовский. Изначально все задумывалось как ритмичное чтение текстов под музыку. А потом появились поэты и музыканты, которые отдельно выступали со своими программами. Меня туда приглашали практически каждую неделю. И там были, нужно сказать, шикарные поэты. И атмосфера особая — пьяные музыкально-поэтические лица, бесконечные рассуждения на странные темы, красавицы за 30, пляски и танцы, культурный разврат, а главное никакого быдла. Великолепные вечера алкоголя, прекрасных дам и поэзии. Но я бы не сказал, что это какой‑то там андеграунд, сборище хипстеров или закрытое общество. Просто поэтическо-музыкальный литературный кружок по интересам. Только в барах.

Александр Самойлов, поэт (Челябинск):

— Оценивая творчество «Чтецов», я бы рассматривал его в плоскости интернет-пространства. Это поэзия социальных сетей, и в основе ее лежит не литературная «учеба», а мероприятие, которое будет оцениваться по количеству участников, лайков и перепостов. Я не хочу сказать, что это «хорошо» или «плохо». Прославиться можно и таким образом. Вот Вера Полозкова, например, прославилась же.

Поэзия появилась в социальных сетях потому, что сегодня много неподготовленного читателя, который реагирует немедленно, «здесь и сейчас», а значит, поэзия должна стразу «тронуть», задеть за живое в момент первого прочтения. Поэтому в Интернете происходит упрощение поэзии, часто используются лобовые решения сетевых текстов по сравнению с «настоящей» поэзией. Определить ее художественную ценность сложно, потому что это вопрос культурных ценностей. Скажем, раньше существовали институты, осуществлявшие контроль за ценностями. Союз писателей, например. А сейчас Союз писателей — это лишь одна из многих социальных групп, у каждой из которых — свои ценности. В общем, категория ценности, на мой взгляд, обесценилась. И это большая проблема для государства, например.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты