Нам некогда ждать. В Челябинск вернется фильм о поэте, которого славили Олдридж и Евтушенко
На Южном Урале пройдет фестиваль поэзии, посвященный 105‑й годовщине со дня рождения Сергея Чекмарева.
- В Питере состоится мировая премьера мистерии по либретто челябинца Константина Рубинского
- «Читальная» статистика. В Челябинской области стали больше читать
- Запах литературы. Челябинские ученые исследуют ольфакторную традицию в русской прозе
Воскрешение через четверть века
Удивительно, но какими все же долгими и тернистыми путями возвращаются к нам поэты! Казалось бы, что современнику до какого‑то юноши, погибшего в 23 года в далеком 1933 году! Но время, однако, все расставляет на свои места.
Мы уже не раз вспоминали биографию поэта, судьба которого пересеклась с Южным Уралом. Кратко повторимся. Родился Сергей Чекмарев в 1909 году в Москве, в интеллигентной семье. После окончания Московского мясомолочного института его направили на работу зоотехником в Башкирию. Судьба забросила его и в наши края. В его короткой биографии почти вся география Челябинской области: от Еманжелинки и Еткуля до Коелги и Карталов. Стихи писал каждую свободную минуту. Талантливые, гениальные стихи! Но мир о них почти четверть века даже и не догадывался.
Впервые о стихах Сергея Чекмарева заговорили лишь в 1956 году, когда в журнале «Новый мир» были опубликованы его стихи. Их бережно хранили родные и близкие поэта. Первый теплый отклик прозвучал от Евгения Евтушенко. Вскоре известный башкирский драматург Азат Абдуллин написал посвященную ему пьесу «Не забывай меня, солнце!» — ее ставили на сценах многих театров страны, в том числе и столичных. В 1976 году Сергею Чекмареву посмертно присвоили звание лауреата премии Ленинского комсомола.
Высоко отзывался о стихах Сергея Чекмарева сам Джеймс Олдридж. Известный русский писатель Константин Федин назвал Сергея Чекмаерва «одним из самых ярких сыновей нашего времени». В Башкирии установлено четыре памятника поэту. Его именем названы школы и школьные музеи.
Имя Сергея Чекмарева сегодня носит и одна из улиц Еманжелинки.
Кино про поэта
Итак, у всех участников предстоящего в Челябинске фестиваля будет возможность посмотреть фильм «Нам некогда ждать», поставленный в далеком 1971 году.
Увы, но на киносайтах об этой картине сказано предельно кратко — фильм, дескать, посвящен поэту-комсомольцу Сергею Чекмареву, трагически погибшему в 1933-м. И все!
Режиссером выступил Владимир Акимов. Одну из ролей исполнил Семен Морозов, тот самый, что известен по фильму «Семь невест ефрейтора Збруева».
О своих впечатлениях, связанных с этой советской кинолентой, с нами поделился челябинец Виктор Бабкин, один из инициаторов проведения фестиваля памяти поэта Сергея Чекмарева.
«Недавно посмотрел кинофильм «Нам некогда ждать» о судьбе Чекмарева Сергея Ивановича, выпущенный в самый «советский» период времени СССР — в 1971 году. Не смотрел я его, а «проглатывал»! Весь — «от титров до титров». Залпом! Правда, вглядывался в перипетии происходящего на экране сейчас не в кинозале среди скопления людей, а дома, на мониторе компьютера. В одиночку. Смотрел, и в памяти всплывали: то бурная студенческая жизнь со стройотрядами, активной общественной жизнью, спортивными и творческими успехами; то время работы в Атлантике у берегов Африки на плавбазе, когда изображение фильма скользило по экрану, раскачивающемуся при волнении на море в середине 70-х годов; то завораживающие своей первозданностью просторы юга Башкирии; то опадающая листва на сумрачных аллеях «Тимирязевки» в Москве. А связывающим фоном воспоминаний были жизнь и творчество Сергея. Того Сергея, которым был для меня Борис Руднев, исполнитель главной роли в этом фильме и запомнившийся на долгие годы».
Рамы нынешних «неидеологов»
«Сейчас, просматривая фильм, ловлю себя на мысли, что смотрю не фильм, а картину, — продолжает рассказывать о своих впечатлениях Виктор Бабкин. — Ведь фильм как бы разделен на две самостоятельные составляющие: обрамление, «рама» сделаны в угоду партийным бюрократам от искусства, а начинка, «полотно» обжигает взгляд неравнодушного человека близостью по духу. Здесь «рамой» из красной конницы, образа Наташи-комиссара, торжественных речей и комсомольских зажигательных стихов о том времени оторочено «полотно» с живым описанием борьбы юноши «за светлое будущее всего человечества», противостояния человеческому злу порой в самой бытовой форме. И когда смотришь на штрихи жизненного пути Сергея, то и дело проникающие в структуру «полотна», ощущаешь радость причастности к познанию той эпохи, в которой есть частица по имени «Сергей Чекмарев»!
У каждого художника, будь он с мольбертом и красками, фотоаппаратом или кинокамерой, есть свое видение объекта творения. В своем кинофильме, как картине, Владимир Акимов, главный создатель картины, представил портрет не просто творческой личности, но настоящего патриота страны с горячим сердцем, борца с тонкой натурой. И в этом картина удалась. А потому смогла пережить беспамятство из-за решения идеологических критиканов 70-х положить на полку фильм из-за того, что «рама» проигрывала «полотну». Сумел фильм пережить и разрушителей патриотизма 90-х, где это слово воспринималось, как атавизм коммунистической идеологии.
А что «рама»? И у нынешних «неидеологов» есть свои «рамы» для современных фильмов. Вот только затронет ли кого‑то через 40 лет сегодняшний герой, пусть даже в «лакированной под свободу раме»…
Поделиться