Наталия Сейбель, худрук театра «Профиль»: «Сегодня спектакль может возникнуть из любого импульса»

29 Сентября 2015 Автор: Евгений Ткачев
Наталия Сейбель, худрук театра «Профиль»: «Сегодня спектакль может возникнуть из любого импульса»

С 4 по 7 ноября в Челябинске пройдет VIII международная научно-практическая конференция-фестиваль «АРТсессия». «ЮП» поговорила с ее организатором, доктором филологических наук и художественным руководителем Народного студенческого театра «Профиль» ЧГПУ Наталией Сейбель о том, как меняется современный театр и почему он впитывает в себя другие виды искусств.

— Тема фестиваля заявлена как «Синкретическая поэтика драматургии и театра XX — XXI веков». Не могли бы конкретизировать, что это значит и в каком направлении будет развиваться дискуссия?

Сейбель-Наталия.jpg— Мы планируем поговорить на тему межжанрового и межродового синтеза. Поговорить о том, как в современный театр проникает прозаический, драматический, документальный и публицистический текст. Как театр перестает быть вместилищем только классической драматургии, в основе которой лежит действие, событие, характер — та жесткая схема, к которой мы все привыкли, и в которой театр достаточно удобно существовал, начиная с Аристотеля. То есть мы хотим проследить за тем, как театр становится местом размышлений и рефлексий не только о тексте, но и о живописи, музыке, архитектуре. Осмыслить его синтетический статус, ведь сегодня спектакль может возникнуть фактически из любого импульса.

— Среди проблем, вынесенных на обсуждение, заинтересовала формулировка «интермедиальность драмы». Это что такое?

— А это как раз то самое взаимодействие разных видов искусств внутри одного пространства. То есть, например, соединение театра с традициями кино, сериалов, живописи и т. д.

— Таким образом, в XXI веке есть смысл говорить о том, что театр в его классическом понимании потихоньку перестает существовать, сливаясь с другими формами искусства?

— Нет, я бы не стала говорить, что он перестает существовать. Просто, когда человек постоянно подвергается воздействию многих художественных потоков, он начинает адаптироваться к их восприятию. Мы ждем массированной культурной атаки на самих себя. Вообще, мне кажется, что во многом именно зрительские ожидания меняют театр.

— Тут, наверное, стоит разделить уровень зрительских ожиданий: понятно, что в столице он выше, чем в провинции…

— Не обязательно. На данный момент классический текст может быть переосмыслен и в провинции. Если посмотреть три последних спектакля Камерного театра, то это не что иное, как тот же самый синтетический театр. Причем это достаточно удачные опыты в том смысле, что они не разрушают классический текст, как в постановке «Коварство и любовь» по Фридриху Шиллеру. Они очень удачно синтезируют его с новой эстетикой. То есть все это спокойно можно встретить и в челябинских театрах. Это естественное состояние культурного пространства: то, что оно начинает приобретать подобный интермедиальный объем, причем довольно незаметно. Хотя, конечно, можно найти и крайние формы этого синтеза, но уже не в Челябинске.

— С научной программой фестиваля все ясно. А какие театры приедут на «АРТсессию»?

— Во-первых, у нас в этом году очень обширная детская программа. Она вся будет показана 4 ноября, начиная с 12:30 в актовом зале ЧГПУ, а потом в студии-театре «Манекен» ЮУрГУ. Мы всех приглашаем, вход совершенно бесплатный. Это очень хорошая программа. В ней будет представлен оперный театр «Радуга» из Снежинска с эскизом спектакля «Оливер», театр кукол РДК (Октябрьское) со «Сказками наоборот», детско-юношеская студия Respect (Карабаш) с брэдбериевским «Все лето в один день», школа сценического мастерства «Спектр» с «Каштанкой», театр «Тут» детской школы искусств (Касли) с «Богатырем Степаном Ромашкиным» и т. д. Это очень хорошие коллективы, с историей, я их старательно отбирала.

Во-вторых, мы собрали неплохую взрослую программу. Будет студенческий театр политехнического университета (Санкт-Петербург) со спектаклем «Маратик» по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», победитель последнего UniFesT’а — театр «Галерка» (Екатеринбург) с «Пещерными мамами», театр «Дети» (Красноярск) с «Братом Доброго Огня» по бурятским народным сказкам, театр Уральского государственного экономического университета «ОСТ» (Екатеринбург) с «Фантазиями Фарятьева».

Также мы покажем два наших спектакля: «Дон Кихота» и «Про мух и слонов».

Подробнее с программой фестиваля можно ознакомиться здесь.

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

16.11.2016 | 14:21
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

09.03.2016 | 10:56
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

Новости   
Спецпроекты