Евгений Гельфонд: «Театр — это всегда авантюра. В нем присутствует некое «мошенническое» начало»

5 Октября 2015 Автор: Екатерина Сырцева
Евгений Гельфонд: «Театр — это всегда авантюра. В нем присутствует некое «мошенническое» начало»

8 октября состоится открытие сезона в Новом художественном театре. Один из самых загадочных и неформатных театров города снова откроет свои двери для любителей непростых спектаклей и покажет постановку про закулисье — театральное и личное. О премьере, а также о других проектах нового сезона мы поговорили с художественным руководителем НХТ Евгением Гельфондом.

— Расскажите, о чем премьерный спектакль?

блиц_Гельфонд-Евгений.jpg— На открытии сезона мы покажем пьесу современного чешского драматурга Арноштя Голдфлама «Женская гримерка», поставленную режиссером Риммой Щукиной. Роли исполняют наши замечательные актрисы — Татьяна Каравайцева, Ксения Бойко, Марина Оликер и Татьяна Кельман. С одной стороны, это история о театральном закулисье. С другой — о внутреннем мире актеров, вернее, актрис. Мы давно искали произведение о театре, которое позволило бы показать актерскую жизнь по ту сторону сцены. И нашли! Это история в комедийном жанре, в ней много самоиронии.

— Какие еще постановки ждут зрителей в новом сезоне?

— Вячеслав Харюшин работает над пьесой «Старосветские помещики» по повести Николая Васильевича Гоголя в переложении известного уральского драматурга Николая Коляды. Параллельно я веду работу над «Грозой» Островского. У нас много интересных задумок. Реализовать их нам поможет наш бессменный специалист по хореографии и пластике Ксения Петренко. Вообще, она сейчас работает в Москве и Санкт-Петербурге, но ради «Грозы» специально приедет в Челябинск.

— Насколько мне известно, особое место в наступающем сезоне занимает новый проект «Соло». Жанр моноспектакля сегодня в тренде?

— Действительно, сегодня и в Европе, и в России моноспектакли (а именно их мы покажем в рамках проекта «Соло») обретают новое дыхание. Я думаю, это связано с тем, что формат документального театра, который был популярен года 3-4 назад, показал свою несостоятельность. Когда историю, например, гастарбайтера со сцены рассказывает вполне себе благополучный юноша, возникает ощущение неправды, лицемерия. Реальность рушится. И матом ситуацию не исправишь, не создашь реалистичный образ.

Формат моноспектакля дает возможность вести искренний разговор со зрителем, но на художественной территории. То есть мы не претендуем на правду, но мы вовлекаем зрителя в некую авантюру. Театр — это всегда авантюра. В нем присутствует некое «мошенническое» начало. Нужно стремиться к реальности, но на территории художественной игры. Я считаю, что формат моноспектакля позволяет сохранить баланс между вымыслом и правдой.

— Недавно артист НХТ Александр Майер, который был признан лучшим актером на фестивале-конкурсе индивидуальных актерских работ имени Милосердова, выступил перед школьниками в образе Сергея Есенина. Работа с детской аудиторией — это тоже новый формат?

— Не новый, но для нас важный. Два года назад я принял принципиальное решение отказаться от детских выездных спектаклей и утренников. Вместо этого мы проводим театральные уроки — рассказываем о каком‑нибудь поэте или писателе в формате 40-минутного театрализованного выступления. Для самых маленьких проводим уроки по правилам дорожного движения, технике безопасности в игровой форме. В рамках благотворительной программы «Театральная неотложка» выезжаем прямо в больницы, где находятся маленькие пациенты на длительном лечении, а также устраиваем интерактивные театрализованные встречи с воспитанниками коррекционных школ и детских домов.

— Не могу не спросить о главном событии каждого сезона — фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА». Что ждет зрителей в этом году?

— Это будет уже четвертый фестиваль. Мы прежде всего ждем зарубежных гостей. Подтвердили свое участие Индия, Австрия, Испания. Прислали заявки на участие также Хорватия, Италия, Франция, Португалия и не только. Что касается концепции фестиваля, то она остается прежней — это воплощение режиссерского замысла через артиста, а не через технические возможности и приемы на сцене. Кроме показов зрителей ждут зрелищные обсуждения. Это важная часть фестиваля, в которой принимают участие выдающиеся критики — московские и европейские. Как показывает практика, обсуждения на фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА» — настоящее шоу, потому что мы приглашаем критиков, которые умеют делать это красиво.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты