В Челябинске НХТ продолжает сценические опыты над внутренним миром  актеров и зрителей

8 Октября 2015 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
В Челябинске НХТ продолжает сценические опыты над внутренним миром  актеров и зрителей К началу сезона НХТ подготовил премьеру спектакля "Женская гримерка" по пьесе чешского драматурга Арношта Голдфлама

Искусство может быть разным — живым и мертвым. Мертвое искусство — это когда заходишь, например, в музей или галерею, и вроде бы все там современно, ярко, внушительно, а через какое‑то время понимаешь — пусто здесь. Чего‑то не хватает. А бывает наоборот, когда с первых минут ощущаешь — здесь есть душа, есть жизнь. Особая, сложная, глубокая.

Такое чувство меня посетило, когда я впервые пришла в Новый художественный театр. С тех пор прошло несколько лет, а ощущение осталось. И каждый мой визит сюда, в старое здание бывшего кинотеатра «Спартак» на проспекте Ленина, — это всегда путешествие в другой мир. Особый, но не закрытый от других.

Когда автор стучится в дверь…

НХТ_Гельфонд-Евгений-(цвет).jpg«Однажды я понял одну вещь: это нужно только мне и больше никому. И не нужно тешить себя иллюзиями, что кто‑то нами заинтересуется и будет нас поддерживать. Все зависит только от меня и моего коллектива, от того, как мы работаем каждый день». Ответ Евгения Гельфонда, художественного руководителя НХТ, на мой вопрос, почему театр недополучает поддержки, — не напускная бравада и не игра. Констатация факта.

За 22 года своего существования Новому художественному театру пришлось много пережить. Сначала он был «изгнан» из дома № 80 по улице Свободы и вынужденно перебрался в детскую филармонию на северо-западе, оттуда — в ДК «Полет», на месте которого сегодня высится офисное здание, затем — в театр ЧТЗ. Было всякое. Но сейчас у НХТ появился свой дом. И пусть он все еще требует ремонта — здесь хорошо.

Трудности закаляют. И формируют характер. У Нового художественного театра он есть. Какая‑то едва уловимая отличительная черта… Может быть, твердость. А может быть, честность. И особая задумчивость, погруженность в себя и общение со зрителями оттуда — из глубины. «У нас по отношению к зрителю — четкая позиция, — подтверждает мои ощущения Евгений Гельфонд. — Мы не заигрываем перед ним, не пытаемся угодить. Мы выходим на честный разговор. Артист делится своим внутренним состоянием, а зритель уже сам решает, вовлекаться в эту душевную работу или нет. Это своего рода исповедь, когда ты готов признаться в своих грехах и выставить свои недостатки на всеобщее обозрение, не боясь порицания, «намалевать» своего внутреннего черта, как это сделал Вакула у Гоголя».

Николай Васильевич — один из постоянных «гостей» в театре. По мотивам его произведений на сцене НХТ идет спектакль «Нос в белую ночь», а в новом сезоне, который начинается 8 октября, ожидается премьера «Старосветских помещиков» в переложении Николая Коляды.

Обращение к прозаическим, а не только драматургическим текстам — еще одна особенность театра. Произведения Достоевского, Агаты Кристи, Шукшина, Туве Янсон, Салтыкова-Щедрина получили новую жизнь и весьма своеобразное воплощение здесь, на сцене. Планируется работа с романами Милорада Павича, Захара Прилепина, Сервантеса и даже Апулея. «Мне иногда кажется, что это не я выбираю авторов для постановки, а авторы выбирают наш театр. Это почти физическое ощущение присутствия писателя, который стучится к тебе в дверь. И тут уже не отвертишься, — продолжает беседу Евгений Гельфонд. — Работа с прозаическими текстами позволяет артисту выступать не исполнителем, а сотворцом. Режиссер может направлять актеров, но они в этом случае уже не марионетки, а самостоятельные единицы, которые показывают свой внутренний мир через конкретного автора».

Реальный театр

Постановки Нового художественного театра  всегда где‑то на грани между художественной реальностью и реальной действительностью. Как, например, совершенно экспериментальный спектакль по мотивам сказки «Бременские музыканты». Роли в нем исполняют не профессиональные актеры, а люди, оказавшиеся в непростой жизненной ситуации, имеющие инвалидность по здоровью или социально неадаптированные. Они рассказывают свои личные, настоящие истории из жизни.

Проект предложил правозащитник Алексей Севостьянов, постановщиком выступил режиссер НХТ Дмитрий Фоминых. Такой формат  не нов и распространен в европейских театрах. Но в Челябинске подобный проект реализуется впервые. «Когда слушаешь этих людей, понимаешь, что в жизни‑то, по сути, ничего и не видел, — делится впечатлениями от работы Евгений Гельфонд. — Эти истории потрясают. Мы долго думали, как связать их со сказкой. В итоге наши артисты, как и Бременские музыканты, рассказывая и проживая свои истории, изгоняют разбойников из своего дома, то есть из своей души. Это «живой» проект, то есть он будет дополняться новыми историями. К нам уже поступили заявки на участие».

«Поле битвы — сердце человеческое»

Честность, открытость, экспериментальность — все это характерно для НХТ. Но есть постановки, как, например, «Бесы», в которых присутствует особое ощущение чего‑то темного, может, даже не очень приятного и доброго. Спектакль разделен на три части и по-настоящему будоражит сознание, особенно если посмотреть их подряд и полностью погрузиться в эти сценические опыты.

К ответу на вопрос, что это за темная сторона, вывел меня сам Евгений Гельфонд в ходе беседы. «Для меня работа над постановкой — это всегда борьба со своим внутренним бесом. Я не хочу выступать ни как прокурор, ни как адвокат каких‑то внешних событий и проблем. Я хочу показать свое личное к ним отношение, показать, как я их внутри проживаю, мою собственную борьбу».

И когда ты, как зритель, видишь эту борьбу на сцене, когда перед тобой  не просто вымышленная реальность, но душа другого человека, у тебя есть два пути — уйти или остаться рядом. Второе сделать сложнее, потому что тогда придется проживать боль или радость вместе с артистами, которые уже и не артисты будто, а часть тебя.

Закончить хотелось бы словами Евгения Гельфонда, который пересказал мысль, встреченную им у Гоголя: «Показывая что‑то на сцене, высмеивая что‑то, нельзя исключать себя из этого события. Нужно о себе думать в этот момент, своей собственной душой заниматься. И если мы все начнем так делать, то, может, наконец, меньше станет в мире неискренности, несправедливости и вражды».

Поделиться

Сегодня | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты