Римма Щукина, НХТ: «Герои «Женской гримерки» оказались как бы в чистилище между раем и адом»

15 Октября 2015 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Римма Щукина, НХТ: «Герои «Женской гримерки» оказались как бы в чистилище между раем и адом»

Накануне премьеры спектакля «Женская гримерка» в Новом художественном театре мы встретились с режиссером Риммой Щукиной, которая рассказала читателям «ЮП» об особом энергетическом взаимодействии актеров и зрителей и театральном «чистилище».

— Почему именно этот спектакль был выбран для постановки в этом году?

04_Римма-Щукина.jpg— Автор пьесы — современный чешский драматург Арношть Голдфлам. Российскому зрителю он малоизвестен. Это актер, сценарист, режиссер, поэтому он прекрасно знает театральную действительность и по-настоящему любит своих собратьев по сцене. Он очень добрый автор! Однако мы выбирали не автора, а пьесу. Когда мы впервые прочитали «Женскую гримерку», у нас было ощущение, что это написано про наш театр. Главные персонажи — четыре актрисы. Они представляют четыре типа характера, которые тоже были как будто списаны с наших актрис.

— Значит, распределение ролей было очевидным?

— Конечно, нет. Актрисы не играют здесь сами себя, и роли выбирали противоположные себе. А иначе неинтересно.

— «Женская гримерка» — спектакль не только о театральном закулисье, но и о тайниках человеческой души. Насколько постановка связана с реальной жизнью?

— В данной постановке мы видим развитие судеб четырех женщин разных поколений. Для них женская гримерка — это своеобразный тамбур из вагона в вагон. Они приходят с улицы, из обычной, нормальной жизни, где их окружает привычный быт, проблемы, от которых никуда не деться. Уже с порога, снимая обувь и оставляя за дверью нерешенные проблемы, они попадают в другой мир, где происходит подготовка к творчеству. То есть перед нами как бы чистилище между раем — творческим процессом с его божественным началом — и адом — обычной земной жизнью. И у наших актеров, которые отдают себя театру, все так же. Там, за стенами, у них обычная жизнь, дети, престарелые родители.

— Повлияла ли работа над спектаклем на самих актрис?

— Пока сложно сказать, потому что должно пройти время. Но ничего в нашей жизни не проходит бесследно. Они осмысливают то, что играют, проживают и на энергетическом, и на интеллектуальном уровне. А значит, этот опыт, так или иначе, оставит след в их жизни.

— Чем отличается работа над комедией? Ведь зачастую рассмешить сложнее, чем заставить плакать.

— Каждый жанр — это определенный способ существования актеров на сцене. И наша задача — найти этот способ. Это один из самых важных шагов в создании любого спектакля. В процессе работы над комедией всегда наступает момент, когда актеру необходим зритель для обмена энергиями, получения обратной связи. Актер выплескивает энергию, которая должна достигнуть зрительного зала и вернуться обратно в виде реакции других людей. Если этой реакции нет, нет и обмена энергиями, актеры очень устают, так как их выплеск ничем подпитывается. Это происходит при работе над любым спектаклем, но над комедией — особенно. Так что зритель здесь — соавтор и сотворец, потому что он отдает свою энергию, сопереживает, осмысляет.

— Зритель Нового художественного театра — какой он? И интересна ли ему современная драматургия?

— Современная драматургия всегда востребована. Существуют вечные вопросы, но есть и злободневные, которые требуют решения прямо сейчас. Современные пьесы помогают и зрителям, и актерам прожить актуальные сегодня явления. Почему люди все еще ходят в театр, хотя можно пойти в шикарный кинотеатр или посмотреть дома фильм? Потому что только в театре есть возможность по-настоящему прожить чужой опыт, который найдет отклик в душе. Поэтому, на мой взгляд, современные пьесы ближе современному зрителю.

Делиться своими дальнейшими планами Римма Щукина (из традиционного творческого суеверия) не стала, так как работа только начинается. Она лишь приоткрыла тайну и призналась, что сейчас идет подготовка к моноспектаклю по произведениям поэта Нины Мазур — театрального критика международного уровня, драматурга, эссеиста. По словам Риммы Георгиевны, Нина Мазур принимала живейшее участие в создании Международного театрального фестиваля-лаборатории «CHELоВЕК ТЕАТРА», который в 2016 году Новый художественный театр проводит уже в четвертый раз под патронатом Главы города Челябинска. Она же выступает его постоянным экспертом.

В следующем месяце увидеть премьерный спектакль «Женская гримерка» на сцене НХТ челябинцы смогут 14 ноября.

Поделиться

Вчера | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты