Ольга Кораблина, театральный критик: «Сейчас в фестивальном движении происходят хаотичные процессы»

26 Октября 2015 Автор: Евгений Валерьев Фото: Вячеслав Шишкоедов
Ольга Кораблина, театральный критик: «Сейчас в фестивальном движении происходят хаотичные процессы»

На завершающемся в Челябинске фестивале профессиональных театров «Сцена— 2015» с семинаром на тему «Роль фестивального движения в развитии театрального искусства: проблемы, тенденции» выступила Ольга Кораблина, приглашенный из Москвы член жюри, театральный критик и заведующая кабинетом музыкальных театров СТД РФ.

— Из вашего семинара складывается впечатление, что в России в фестивальном театральном движении сейчас существует кризис…

блиц_Кораблина.jpg— Я бы не назвала это кризисом, скорее это такие хаотичные процессы, происходящие в силу ряда обстоятельств, как объективных, так и субъективных. Определяющую роль, конечно, играет экономическая составляющая. Для того чтобы ежегодно делать фестивали у их организаторов, должна быть серьезная финансовая база. Однако сейчас финансовое положение в стране настолько шаткое, что не всегда удается какой бы то ни было фестиваль провести. А если в какой‑то год фестиваль не проходит, упускаются определенные театральные тенденции, тренды. Получается так, что театры через них перешагивают, идут дальше и эти тенденции оказываются пропущены. А когда через два-три года ты пытаешься их наверстать, тебя отбрасывает в прошлое.

— Вы еще обмолвились о том, что не все фестивали на самом деле являются ими по своей сути.

— Да, к большому сожалению, большая часть так называемых фестивалей — это не что иное, как гастроли театров, а не фестивали. Фестиваль — это когда театр присутствует на мероприятии от начала до конца, когда идет общение между коллективами, обсуждение спектаклей, круглые столы, мастер-классы. Если этого нет, то мы получаем просто гастрольную деятельность.

Понять организаторов, впрочем, тоже можно. Содержать огромные коллективы очень тяжело. Вообще, несмотря на то что сейчас существует большое разнообразие фестивалей и фестивальных проектов, они стали малобюджетными. По многочисленным поездкам видно, что если это фестиваль драматических спектаклей, то в такого рода постановках играет небольшое количество актеров. Если танцевальные спектакли, то это одноактные работы по 10-15 минут. А когда на фестивалях члены жюри смотрят диски с записью спектаклей, а не живые работы (как на вашем фестивале «Сцена»), это вообще отдельная история.

Спектакль можно смотреть только в режиме онлайн. Театральные фестивали — это невероятно живой организм. Нельзя его сравнивать с кинофестивалями или какими‑нибудь другими творческими форумами: это лед и пламень, земля и небо. Когда приезжают живые люди, ты не знаешь, что на сцене может случиться. Кто‑то из актеров может быть в хорошем настроении, а кто‑то в плохом, у кого‑то что‑то может произойти: скакнет давление или сын получит десятую двойку. Театральный фестиваль — это то, что происходит здесь и сейчас. Даже очень хороший спектакль может не получиться, оказаться плохо сыгранным, тут никогда не угадаешь.

— Каким же в идеале тогда должен быть театральный фестиваль?

— Хотелось бы, чтобы фестивальное движение было менее хаотичным, более направленным. Чтобы были фестивали тематические, с продуманной афишей, а не составленными в разнобой спектаклями. Чтобы фестивали были посвящены тому или иному виду театра. В общем, хочется, чтобы на такого рода мероприятиях был настоящий фестивальный дух: общение, споры, образовательные программы. В свое время мы делали семинары с зарубежными специалистами, преподающими светотехнику. И то, что нам тогда казалось невозможным, сейчас мы видим повсеместно во многих театрах. Когда светом можно показать любую картинку, а это движение, развитие театра! Есть разница, когда театр едет на гастроли только с маленьким компьютером или с оборудованием на четыре фуры.

— Подскажите, часто ли случаются в вашей практике примеры удачных фестивалей, в особенности в регионах?

— Да, в Новосибирске существует хороший фестиваль «Сибирский транзит», там бывают очень интересные программы, разные виды театров с, опять же, мастер-классами. Очень интересный краевой фестиваль проходит в Красноярске. Там огромное количество театров, замечательно работают муниципальные коллективы, много лабораторий, которые ведут наши критики. Нельзя не отметить такие фестивали современного театрального искусства, а точнее перформанса в Москве как NET и «Территория». Они локальные, проводятся на небольших площадках Театра наций, центра имени Всеволода Мейерхольда, «Гоголь-центра», ММОМА. Там не бывает случайной публики. Что касается показываемых на них перформансов, то это интересное явление, существующее на стыке науки, искусства, эстетики, философии и тем самым привлекающее зрителей.

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

08.02.2016 | 15:00
Лихие 70-е. В Челябинске состоится премьера нового сериала Мартина Скорсезе

15 февраля, в годовщину падения метеорита в Челябинске, телеком-оператор Дом.ru и телеканал Amedia Premium HD устроят премьерный показ пилотной серии «Винила» — рок-н-ролльного сериала.

28.01.2016 | 17:19
Театр в HD. В Челябинске в прямой трансляции покажут спектакли «Золотой маски»

В Челябинске состоятся прямые трансляции и показы спектаклей-номинантов национальной театральной премии «Золотая маска».

Новости   
Спецпроекты