Ольга Кораблина, театральный критик: «Сейчас в фестивальном движении происходят хаотичные процессы»
На завершающемся в Челябинске фестивале профессиональных театров «Сцена— 2015» с семинаром на тему «Роль фестивального движения в развитии театрального искусства: проблемы, тенденции» выступила Ольга Кораблина, приглашенный из Москвы член жюри, театральный критик и заведующая кабинетом музыкальных театров СТД РФ.
- Из подполья — в свет. Челябинский краеведческий музей готовится к арт-революции
- Театр на одного. Какие моноспектакли увидели челябинцы на «Камерате»
- Александр «еж» Осипов: «У меня нет «волшебной таблетки», но есть своя методика, как бороться с серостью»
— Я бы не назвала это кризисом, скорее это такие хаотичные процессы, происходящие в силу ряда обстоятельств, как объективных, так и субъективных. Определяющую роль, конечно, играет экономическая составляющая. Для того чтобы ежегодно делать фестивали у их организаторов, должна быть серьезная финансовая база. Однако сейчас финансовое положение в стране настолько шаткое, что не всегда удается какой бы то ни было фестиваль провести. А если в какой‑то год фестиваль не проходит, упускаются определенные театральные тенденции, тренды. Получается так, что театры через них перешагивают, идут дальше и эти тенденции оказываются пропущены. А когда через два-три года ты пытаешься их наверстать, тебя отбрасывает в прошлое.
— Вы еще обмолвились о том, что не все фестивали на самом деле являются ими по своей сути.
— Да, к большому сожалению, большая часть так называемых фестивалей — это не что иное, как гастроли театров, а не фестивали. Фестиваль — это когда театр присутствует на мероприятии от начала до конца, когда идет общение между коллективами, обсуждение спектаклей, круглые столы, мастер-классы. Если этого нет, то мы получаем просто гастрольную деятельность.
Понять организаторов, впрочем, тоже можно. Содержать огромные коллективы очень тяжело. Вообще, несмотря на то что сейчас существует большое разнообразие фестивалей и фестивальных проектов, они стали малобюджетными. По многочисленным поездкам видно, что если это фестиваль драматических спектаклей, то в такого рода постановках играет небольшое количество актеров. Если танцевальные спектакли, то это одноактные работы по 10-15 минут. А когда на фестивалях члены жюри смотрят диски с записью спектаклей, а не живые работы (как на вашем фестивале «Сцена»), это вообще отдельная история.
Спектакль можно смотреть только в режиме онлайн. Театральные фестивали — это невероятно живой организм. Нельзя его сравнивать с кинофестивалями или какими‑нибудь другими творческими форумами: это лед и пламень, земля и небо. Когда приезжают живые люди, ты не знаешь, что на сцене может случиться. Кто‑то из актеров может быть в хорошем настроении, а кто‑то в плохом, у кого‑то что‑то может произойти: скакнет давление или сын получит десятую двойку. Театральный фестиваль — это то, что происходит здесь и сейчас. Даже очень хороший спектакль может не получиться, оказаться плохо сыгранным, тут никогда не угадаешь.
— Каким же в идеале тогда должен быть театральный фестиваль?
— Хотелось бы, чтобы фестивальное движение было менее хаотичным, более направленным. Чтобы были фестивали тематические, с продуманной афишей, а не составленными в разнобой спектаклями. Чтобы фестивали были посвящены тому или иному виду театра. В общем, хочется, чтобы на такого рода мероприятиях был настоящий фестивальный дух: общение, споры, образовательные программы. В свое время мы делали семинары с зарубежными специалистами, преподающими светотехнику. И то, что нам тогда казалось невозможным, сейчас мы видим повсеместно во многих театрах. Когда светом можно показать любую картинку, а это движение, развитие театра! Есть разница, когда театр едет на гастроли только с маленьким компьютером или с оборудованием на четыре фуры.
— Подскажите, часто ли случаются в вашей практике примеры удачных фестивалей, в особенности в регионах?
— Да, в Новосибирске существует хороший фестиваль «Сибирский транзит», там бывают очень интересные программы, разные виды театров с, опять же, мастер-классами. Очень интересный краевой фестиваль проходит в Красноярске. Там огромное количество театров, замечательно работают муниципальные коллективы, много лабораторий, которые ведут наши критики. Нельзя не отметить такие фестивали современного театрального искусства, а точнее перформанса в Москве как NET и «Территория». Они локальные, проводятся на небольших площадках Театра наций, центра имени Всеволода Мейерхольда, «Гоголь-центра», ММОМА. Там не бывает случайной публики. Что касается показываемых на них перформансов, то это интересное явление, существующее на стыке науки, искусства, эстетики, философии и тем самым привлекающее зрителей.
Поделиться