Борис Горбачевский, театр «Омнибус»: «Если театр нужен городу, он будет жить»

29 Октября 2015 Автор: Евгений Валерьев
Борис Горбачевский, театр «Омнибус»: «Если театр нужен городу, он будет жить»

В эту субботу, 31 октября, Златоустовскому государственному драматическому театру «Омнибус» (с латинского «общедоступный» так его стали величать в начале 90-х годов, до этого он назывался театром имени Десятилетия Октября) исполняется 95 лет. Пользуясь случаем, «ЮП» поговорила с его главным режиссером Борисом Горбачевским о прошлом и будущем коллектива.

— Наверное, к юбилею какая‑то большая поздравительная программа задумана?

блиц_Горбачевский-Борис.jpg— Да, готовится праздничный вечер, действо на час с небольшим, где театральным языком будет рассказано обо всех важных этапах театра за 95 лет, нашему коллективу будут вручаться грамоты, подарки. 95 лет — дата серьезная. Как заметил Немирович-Данченко, любой творческий организм живет 15 лет и начинает постепенно умирать.

— Или обновляться.

— Да, если только будет обновлять свою кровь, но это уже все профессиональные секреты, которые существуют у режиссеров и особенно у художественных руководителей. Впрочем, помимо вливания молодой крови, важное место занимает репертуарная политика, этика взаимоотношений в театре, потому что репертуарный театр — это театр-семья, театр-дом. А этические отношения крайне важны в жизни коллектива, как и в любой семье. От них зависит его продолжительность.

— Сколько у театра спектаклей в репертуаре?

— На сегодняшний день 30. Ситуация очень сложная, мы находимся в городе, в котором проживают около 200 000 человек. Нам помогают, но не так много, как хотелось бы. Это с одной стороны. С другой — мы понимаем, что, живя в Златоусте, мы должны, прежде всего, выстраивать тесный контакт с его жителями. Мы много ездим на фестивали — международные, региональные, — однако это ощущение тесной связи с златоустовскими зрителями на сегодня, пожалуй, самое главное, что у нас есть, потому что если театр городу нужен, значит, театр будет жить и развиваться.

Каждый год мы с директором «Омнибуса» Александром Романовым, например, проводим «Театральную неделю милосердия», на которую приглашаем всех, кто не может позволить купить себе билеты.

Также одно из главных изобретений «Омнибуса» это «Театральные уроки», которые родились в 1987 году и идут уже на протяжении 28 лет. Всего этих уроков у нас 11, они показываются на большой и малой сцене театра. Это не продолжительные (буквально минут на 45) спектакли по произведениям классиков: Фонвизина, Лермонтова, Пушкина, Грибоедова. То есть у школьников появляется возможность не по учебникам, а с помощью театра познакомиться с гениальными классиками и почувствовать их подлинные объемы. Таким образом, делая эти «Театральные уроки», мы на сегодняшний день воспитали свою зрительскую династию, потому что сейчас к нам на спектакли своих детей приводят те родители, которые будучи школьниками когда‑то сами приходили к нам на «Театральные уроки».

Заполняемость зала в «Омнибусе» осуществляется на 98 процентов. То есть в небольшом городке мы работаем практически на аншлаг. В год мы должны показать 280 спектаклей. И мы знаем ради кого стараться, культура зрительская у нас очень высокая. Театр является культурным центром города, куда с удовольствием приходит как молодежь, так и старшее поколение, чтобы не только соприкоснуться с искусством посредством драматического спектакля, но и также отдохнуть душой и получить ответы на те вопросы, что они задают себе, сидя в зале. Кстати, согласно истории именно сами златоустовцы в свое время собрали деньги, чтобы построить театр в городе. Эта тяга к культуре говорит о многом.

— А есть ли спектакли, которые идут по несколько лет?

— Да, у нас много спектаклей-долгожителей, идущих по 10-15 лет. Спектакль существует как самостоятельный организм: живет, развивается, заболевает, выздоравливает. «Дамское танго», например, шло 15 лет, и если бы актриса смогла и дальше играть, мы бы и не останавливались.

Мне кажется, что спектакли-долгожители определяют стабильность труппы и коллектива. Когда у актеров есть возможность оттачивать свою роль до ювелирности, они эти роли берегут как своих детей.

Вообще, я 23 года работаю главным режиссером, «Омнибус» пятый мой театр, и я считаю, что самая лучшая модель театра это та, которую изобрели Станиславский и Немирович-Данченко. Они создали театр, состоящий из тандема директора и главного режиссера, поделив власть финансовую и творческую, но работая и обсуждая все вопросы вместе.

Я работал во многих театрах и в 98 процентах случаев, когда директора не давали режиссерам работать, это не приводило ни к чему хорошему. У нас, слава богу, в «Омнибусе» всегда был тандем. С нашим директором мы работаем вместе с 1997 года, а лично друг друга знаем с 1975 года.

Поделиться

Вчера | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

08.02.2016 | 15:00
Лихие 70-е. В Челябинске состоится премьера нового сериала Мартина Скорсезе

15 февраля, в годовщину падения метеорита в Челябинске, телеком-оператор Дом.ru и телеканал Amedia Premium HD устроят премьерный показ пилотной серии «Винила» — рок-н-ролльного сериала.

28.01.2016 | 17:19
Театр в HD. В Челябинске в прямой трансляции покажут спектакли «Золотой маски»

В Челябинске состоятся прямые трансляции и показы спектаклей-номинантов национальной театральной премии «Золотая маска».

Новости   
Спецпроекты