Живучие песни. Театр кукол напомнил о спектакле двадцатилетней давности
Эка невидаль! В истории театров найдется немало постановок с куда более длительной историей, когда-то знаменитых, потом забытых, но — восстановленных и вновь привлекающих зрителей в зал.
- Громкий Гоголь. На фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА» показан «Ревизор», поставленный златоустовским «Омнибусом»
- Время и место встречи. Юрий Коваль на сцене Молодежного театра Челябинска
Премьера его состоялась в сентябре 1997 года. Создан он был лучшими силами, что имелись в то время в нашем театре кукол: режиссеры Александр Борок и Сергей Плотов, музыкальный руководитель Гильда Казарцева, актрисы Алла Антипова, Наталья Балдина, Людмила Глушкова, Арина Жарикова, Валентина Ширяева.
Пять актрис пели то, что было создано в двадцатом веке городской культурой, не признанное профессиональным искусством, но живое до сих пор: романсы, дворовые, вагонные, застольные песни...
Менялись слова этих песен, порой и мелодии, отшлифованные десятилетиями, становились с трудом узнаваемыми, но такие песни оставались жить, передаваясь из уст в уста.
Я могу это подтвердить на собственном опыте. Одесскую любовную песню «До пяти часов утра лампочка не гасла...» я впервые услыхала от своей бабушки, потом ее в передаче «В нашу гавань заходили корабли» исполнил Зиновий Гердт, а оттуда уже, от участников этого своеобразного клуба Эдуарда Успенского, радио и телевидение донесли всей своей мощью незатейливую, но трогательную в своей искренности песенку до слушателей огромной страны.
Но вернемся к спектаклю нашего театра кукол. Десятки шедевров официально не признанных произведений были отобраны из сотен подобных и исполнены пятью актрисами. О чем они? О том, что происходило с женщинами России в двадцатом веке. Век этот, как помнят те, кто вынес его на своих плечах, был, мягко говоря, неласковым. И в том, что пели женщины этого времени, отразились голод, холод, страх, порой отчаяние. И все это, в том числе любовь, — главная тема женщин всех времен и народов.
Театр пользовался скупыми средствами: все внимание самим песням и актерским возможностям исполнительниц, оказавшихся на грани беспредельности.
Переходя из песни в песню, резко меняя настроение, ритм, театр избежал монотонности.
Челябинцы не открыватели жанра. До них коллаж из песен создал со своими студентами и показал на фестивале молодежных театров в Загребе свою «Зримую песню» маститый Георгий Товстоногов. «Песни нашего квартала» и «Песни наших коммуналок» — Марк Розовский. Но в невольном соревновании с большими мастерами челябинский кукольный не проиграл. Он был участником нескольких российских и международных фестивалей, получил Гран-при VII открытого Уральского фестиваля театров кукол, был записан и несколько раз показан телеканалом «Культура».
21 апреля кукольный почти через 20 лет вновь показал «Историю любви». Съехались из разных городов, где живут сейчас, Алла Антипова — приехала из Екатеринбурга, Гильда Казарцева — из Москвы, Валентина Ширяева — из Санкт-Петербурга, Анна Жарикова и Наталья Балдина встречали их в Челябинске. Сообщили, но но не смогли прибыть Людмила Глушкова и Сергей Плотов.
По прошествии почти двадцати лет, к счастью, все живы. Более того, все независимо от возраста заняты так или иначе своим любимым делом — либо работой в театре, либо преподаванием этого самого дела.
Кстати, двадцать лет назад, когда «История любви» была создана, из всех исполнительниц ролей только Валентина Ширяева была в звании «Заслуженный артист РСФСР», а сейчас — все. А театр и главный режиссер Александр Борок могут гордиться тем, что театр стал лауреатом премии «Золотая маска». Правда, не за этот спектакль.
На спектакле двадцатилетней давности зал театра был заполнен. Пришли и те, которые, подобно мне, не только видели «Историю любви» еще на премьере, а песни, составляющие ее, знают наизусть с детства, но и юные, для которых все стало открытием. Как они слушали, как реагировали! В аплодисментах зал был един. И песни («Граф Лев Николаевич Толстой», «Кирпичики», «В одном городе», «Ванинский порт», «Двадцать второго июня, ровно в четыре утра» и многие, многие другие) пели вместе... И, конечно, королеву «жестокого романса» — «Мурку».
Нам показали фильм-спектакль, записанный на канале «Культура», поскольку на разовой афише есть посвящение Году российского кино. Но есть еще одно посвящение — «Маме», и оно перекликается с отрывками из спектакля, воссозданного театром вживую.
Да, жаль, что этот спектакль полностью уже не повторить...
Но! В заключение этого вечера вышли на сцену дети работников театра и спели несколько номеров из спектакля, который был поставлен задолго до их появления на свет.
Жизнь песен продолжается.
Поделиться