Корни народа. Фольклор челябинских татар изучают ученые из Казани

30 Июня 2016 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Владлена Шваб
Корни народа. Фольклор челябинских татар изучают ученые из Казани

В Челябинской области завершила свою работу двухнедельная комплексная научная экспедиция Академии наук Татарстана.

В составе экспедиции были фольклористы, языковеды-диалектологи, археограф, искусствоведы, специалисты по музыкальному фольклору. В течение двух недель ученые побывали в татарских деревнях Нязепетровского, Чебаркульского, Уйского и Нагайбакского районов Челябинской области. Как обещают сами ученые, материалы, собранные в ходе поездки, будут изданы отдельной книгой.

Уже в первые дни пребывания на нашей земле ученые из Казани обратились к южноуральским татарам с просьбой оказать содействие в сборе фольклора. Руководитель экспедиции, заведующий отделением фольклористики Казанского института языка, литературы и истории Ильмир Ямалтдинов рассказал, что для них были важны любые произведения народного творчества, старые свитки с арабской графикой, старинные книги, полотенца с национальными вышивками и предметы рукоделия. В копилке татарских ученых появились также обряды и напевы. Такая помощь татар Челябинской области, по мнению Ямалтдинова, несомненно, обогатит нашу общую национальную историю, культуру. К слову сказать, тема его диссертации посвящена татарской фольклористике 20—60-х годов XX века.

В Конгрессе татар Челябинской области напомнили, что на Южный Урал с середины 1960-х годов языковеды-диалектологи выезжали не один раз. Среди них был известный ученый Фарит Юсупов, специально изучавший речь челябинских татар. Другой известный ученый, специалист в области эпиграфики, доктор филологических наук Марсель Ахметзянов изучал намогильные камни в Челябинске и Троицке.

В одной из работ об эпиграфических памятниках Арского района ученый приводит любопытный текст: «Здесь могила великого ученого, источника мудрости Габдразака сына Алмы абыза. В жизни прославился как переписчик 90 Коранов».

Значительный вклад в создание атласа татарской народной разговорной речи внесла и ученый-филолог Флера Баязитова. Именно она выступила автором большого диалектологического словаря татарского языка.

Последний раз ученые-фольклористы из Казани приезжали на Южный Урал в 1979 году. Собранные материалы — сказки, юмор, предания и легенды, песни — хранятся с тех пор в центре печатного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова академии наук Татарстана.

Между прочим, на материалах этих экспедиций вышло немало научных трудов, которыми ученые пользуются до сих пор.

Как рассказал «ЮП» доцент кафедры «Древняя история и этнология Евразии» ЮУрГУ, кандидат исторических наук Гаяз Самигулов, на основании материалов, собранных именно на территории Челябинской области, были изданы многие знаковые монографии, которые ныне являются настольными книгами филологов и историков.

Среди таких научных трудов, например, сборник по истории нагайбаков — по существу, единственная достойная книга, из всех когда‑либо выходивших, и посвященная этой уникальной народности. Уникальной, потому что нагайбаки относятся к необычной этнорелигиозной группе татар, проживающих в основном на территории Челябинской области и лишь в двух ее районах — Нагайбакском и Чебаркульском. Необычен и сам язык, на котором говорят нагайбаки. Это говор среднего диалекта татарского языка. При этом верующие нагайбаки — это отнюдь не мусульмане, а православные христиане, что тоже привносит свою специфику.

Однако, в отличие, например, от истории так называемых ичкинских татар, проживающих на территории Курганской области, история татар Челябинской области, как, впрочем, и многих других тюркских народов, изучена достаточно слабо.

Знаток истории и археологии Южного Урала нового времени Гаяз Самигулов с сожалением говорит о том, что историей народов у нас практически не занимаются. А если и занимаются, то разве что на любительском уровне. В Челябинской области нет научных центров, в которых бы проводились серьезные масштабные научные исследования по истории, этнографии, изучению языка. Не продумана и система стимулирования таких исследований.

Между тем, замечает Гаяз Самигулов, те же татары, например, проживающие в Челябинской области, значительно отличаются от курганских татар, и уже тем более от казанских. Да и на территории самой Челябинской области в разных районах на протяжении последних столетий возникали свои, местные особенности, касавшиеся фольклора, языка, этнографии.

И совершенно очевидно, что тот пестрый многонациональный ковер, которым всегда отличался наш край, соткался не сегодня. А на территории Челябинской области действительно есть что изучать. И то, что к нам приезжали с такой задачей казанские ученые, это, пожалуй, очень хорошо. Однако это и урок нам с вами. Поскольку изучать свою историю должны, прежде всего, мы сами.

Поделиться

06.05.2024 | 14:27
Челябинский камерный театр завершает сезон грандиозной премьерой

Это кинематографическая история. В ней есть поезд, с которого все началось и которым все закончилось. Театр не предполагает поезда. Театр не позволяет осуществить описание автора. Но он создает виртуальный мир, который каждый увидит по-своему.

05.05.2024 | 14:42
О храмах и монастырях России можно узнать в новом соборе Челябинска

Челябинский государственный музей изобразительных искусств открыл новое выставочное пространство на северо-западе города.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты