Накануне столетия. В юбилейном году челябинский драмтеатр обещает удивлять и решать проблемы

18 Июля 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Накануне столетия. В юбилейном году челябинский драмтеатр обещает удивлять и решать проблемы Сцена из спектакля «Дядя Ваня»

Челябинский государственный академический театр драмы стал первым в Челябинске учреждением культуры, в котором было подписано соглашение о создании попечительского совета. Состав его пока не утвержден, а вот кто его возглавит, уже известно. Первой «шефство» над драматическим театром взяла главный редактор газеты «Культура», член президиума совета при президенте РФ по культуре и искусству Елена Ямпольская.

СМИ пестрят заголовками о том, что это беспрецедентное для Челябинской области событие. Но, если погрузиться в тему, окажется, что это не совсем так. Театр драмы в этом плане имеет богатые традиции, только не попечительского совета, а так называемого шефства. В прошлом шефом драмтеатра был директор ЧТПЗ Яков Осадчий, будучи в дружеских отношениях с его главным режиссером Наумом Орловым. Это была не просто дружба двух людей, не просто финансовая поддержка. Яков Павлович заботился о том, чтобы сотрудники завода могли причаститься к искусству театра, открыть для себя этот мир, а коллектив театра, в свою очередь, всегда прислушивался к откликам зрителей, которые приходили не только на спектакли, но и на прогоны, к их мнениям, советам. На долгие годы эта традиция была утрачена. Вернется ли она с появлением попечительского совета, покажет время.

После подписания соглашения нам удалось пообщаться с директором драматического театра Еленой Петровой и поговорить не только о проблемах, но и о планах на предстоящий сезон. Этот год для театра драмы — юбилейный, 95 лет — цифра солидная, поэтому и планов много.

«Наш театр — это завод»

— Елена Анатольевна, в каких вопросах прежде всего сейчас нужна помощь попечительского совета?

Петрова-Елена-Анатольевна.jpg— Есть ряд вопросов, которые без государства решить невозможно. Это касается реконструкции здания, технического переоснащения сцены. У нас не было ремонта с 1982 года — с момента переезда в это здание. Нужно привести в порядок фасад. Там еще с советских лет не хватает фигур каслинского литья. Сейчас у нас есть их эскизы, и мы планируем заказать эти фигуры. Особого ухода требует и уникальный коелгинский мрамор, которым облицовано здание.

— Планируете успеть к 100-летию театра?

— Конечно. И это реально. Уже сейчас осуществляется капитальный ремонт кровли. Также готовится обновленная проектно-сметная документация по ремонту, проводится экспертиза. Если все окажется в порядке, в 2017 году мы будем включены в федеральную программу и в 2018-м получим государственное финансирование на реконструкцию и техническое переоснащение.

— Помимо ремонтных работ в театре полным ходом идет подготовка к 95-летию. Что ждет южноуральских зрителей в юбилейном году?

— Планов много. С ноября в региональном отделении Союза художников России мы хотим открыть интерактивную выставку, посвященную истории и жизни Челябинского театра драмы. В трех залах разместятся различные площадки, на которых будут представлены предметы из костюмерных, бутафорских цехов, макеты и эскизы декораций. Нам есть что показать. Ведь театр — это огромный завод. Из 300 сотрудников только 50 человек составляют актерскую труппу. Остальные — это те, кто создает спектакли: постановочные цеха, те, кто обслуживает здание. Мы сами рисуем декорации, шьем костюмы, делаем мебель. Хотелось бы показать нашим зрителям и эту работу тоже. Посетители выставки смогут познакомиться с процессом творческой работы по созданию спектаклей, попробовать себя в создании макета или эскиза. Также мы подготовили ряд творческих встреч с нашими артистами. Планируется, что выставка продлится до конца новогодних каникул.

— Торжественная церемония пройдет как всегда в формате капустника?

— Театрализованные элементы, конечно, будут в сценарии. Но все-таки мероприятие серьезное, поэтому мы решили провести его в более официальной форме. 9 декабря мы пригласим почетных гостей, подведем итоги, наградим лучших артистов и тех, кто помогает театру. Затем мы представим южноуральцам проект, который готовим совместно с русским народным оркестром «Малахит». Это будет литературно-музыкальный вечер, в рамках которого наши актеры выступят под аккомпанемент музыкантов. Много лет назад у нас был подобный опыт. Хочу отметить, что актеры поют иначе, нежели профессиональные вокалисты. Так что это стоит увидеть и услышать.

В ожидании… худрука

— Не терпится узнать о премьерных спектаклях.

— Их у нас тоже будет много. Открытие сезона ознаменуется показом спектакля по пьесе Жана Ануя «Бал воров». Это костюмированная, музыкальная, пластичная, густонаселенная постановка. Будет много сюрпризов, неожиданных для нас самих. Также много актеров задействовано в спектакле «Леди на день», который поставит Дмитрий Астрахан. Думаю, представлять Дмитрия Ханановича не нужно, человек этот очень известный в России. Поэтому я уверена, что спектакль ждет хорошая судьба. К тому же будет два состава, а значит, два практически разных спектакля.

Российский театральный режиссер Александр Зыков, который уже работал с нашей труппой и ставил «Девичник над вечным покоем», представит спектакль «Продавец дождя». Постановка рассчитана и на взрослого, и на молодого зрителя. Еще одна премьера — спектакль по мотивам повести Николая Гоголя «Шинель», который на нашей сцене ставит молодой режиссер из Санкт-Петербурга Денис Хуснияров.

На малой сцене представим проект, условно называемый «Поколение 16+», который мы реализуем совместно с гильдией режиссеров при Союзе театральных деятелей России. Хотим попытаться поговорить с молодой категорией зрителей, но не заигрывать с ними, а выстроить диалог на их языке. В рамках этого проекта режиссер Даниил Чащин представит пьесу «Убийца». Это своего рода современный вариант «Над пропастью во ржи». Для нас это эксперимент. В начале октября к нам в театр приедет 26-летний польский режиссер Бениамин Коц. Нам очень близок его посыл. Бениамин говорит: «Что бы ни происходило в мире, как бы ни менялось направление политики, мы, русские и поляки, два народа, которые дружили и продолжают дружить. То, что поляки не любят русских, неправда». Он будет работать над спектаклем «Четыре танкиста и собака», в котором поднимается тема дружбы между нашими народами.

— Вы постоянно называете имена сторонних режиссеров. Почему?

— К сожалению, это еще один непростой вопрос, который требует решения. У главного режиссера, тем более академического театра, должен быть богатый жизненный опыт, высокий интеллектуальный уровень. Он должен стать для наших актеров учителем. В конце концов, это должен быть человек, которого мог бы уважать народный артист РФ Борис Николаевич Петров. Это должен быть режиссер с большой буквы. Сегодня в Челябинске такого нет. Но мы надеемся, что при поддержке попечительского совета удастся решить и этот вопрос.

Поделиться

Вчера | 14:27
Челябинский камерный театр завершает сезон грандиозной премьерой

Это кинематографическая история. В ней есть поезд, с которого все началось и которым все закончилось. Театр не предполагает поезда. Театр не позволяет осуществить описание автора. Но он создает виртуальный мир, который каждый увидит по-своему.

05.05.2024 | 14:42
О храмах и монастырях России можно узнать в новом соборе Челябинска

Челябинский государственный музей изобразительных искусств открыл новое выставочное пространство на северо-западе города.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты