Не время для нот? В Челябинске только 9 % детей ходят в музыкальные школы, а в Увельском районе — 90%
Грозит ли исчезновение сельским клубам и домам культуры? Почему в Челябинске только 9 % детей ходят в музыкальные школы? Можно ли «перевоспитать» поколение «Дома-2»? На наши вопросы в формате блиц-интервью ответил министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.
- Корни народа. Фольклор челябинских татар изучают ученые из Казани
- Унесенные музыкой! Почему талантливые челябинские исполнители классики уезжают из области
— Сразу скажу, что у рачительного хозяина, я имею в виду тех, под чьим руководством находится то или иное учреждение, дома культуры, — в нормальном состоянии. У коллективов там есть костюмы, инструменты, место для репетиций. Увельский и Пластовский районы в этом плане — на передовой. Хотя есть в Челябинской области дома культуры, на которые без слез не взглянешь. Но людям нужно где-то проводить свой досуг, они стремятся к чему-то большему, чем только работа. Поэтому, на мой взгляд, сельские клубы и дома культуры остаются местом отдыха, где можно отвлечься от проблем, и будут востребованы и дальше.
— Но каким образом эти учреждения будут выживать? Тем более что из областного бюджета они финансирование не могут получать, только из муниципального.
— На этом уровне проблема решается объединением и централизацией. Сейчас создается централизованная система, когда есть один центральный клуб и его филиалы. По закону это позволяет нам использовать ресурс центрального учреждения в других видах деятельности, но в рамках одного юридического лица.
— С чем, на ваш взгляд, связано то, что Пластовскому и Увельскому районам удается поддерживать свои учреждения культуры в хорошем состоянии, а другим нет? Это зависит от руководителей или здесь превалирует финансовая составляющая?
— Здесь все играет роль. Но финансовая сторона вопроса в данном случае не главная. Да, Увельский и Пластовский районы небедные. Но и у них забот хватает. При этом, когда я разговариваю с главами этих территорий, я вижу с их стороны понимание важности культурной составляющей. К примеру, Анатолий Литовченко, глава Увельского района, понимает, что если он не будет создавать инфраструктуру культурной занятости населения, то завтра он получит разрушенные палисадники и сломанные лавочки, опустившуюся молодежь. Все это приносит бюджету больший убыток, чем затраты на поддержание культуры. В Увельском районе 80-90 % детей ходят в музыкальные школы. В Нагайбакском районе — почти 100 % детей! Это очень хороший показатель, учитывая, что в среднем по Челябинской области он равняется 13 %. В Челябинске, в областном центре, только 9 % детей ходят в музыкальные школы. И не потому, что не хотят, а потому, что некуда. А в районах для этого созданы условия. И это здорово! Потому что дети, получившие музыкальное образование, потом не пойдут стекла в школах бить.
— Как бы вы в целом оценили уровень восприимчивости южноуральцев к культуре, к искусству сегодня, в век засилья цифровых технологий? Насколько культура вообще сегодня востребована, особенно если сравнивать с советской эпохой, к примеру?
— Моя диссертация была направлена на изучение культурного спроса в Челябинской области, и я могу утверждать, что аудитория действительно изменилась. Ключевой момент, как мне кажется, заключается в том, что общество расслоилось не только на богатых и бедных. Раньше, при социализме, в 80-х годах, все жили более или менее одинаково по уровню дохода, и культурные потребности у людей были примерно одинаковые, различались только в городах и деревнях. Сейчас наблюдается расслоение не только по доходам, но и по приоритетам. Появился класс людей, которые считают необходимым посещение театров, музеев, филармоний, крупных фестивалей, библиотек. А есть люди, причем довольно большое количество, которые от этой категории отделились. Их удовлетворяет программа «Дом-2», и что-то большее им не нужно. К сожалению, пока у нас нет институтов, которые позволяли бы этих людей как-то вытаскивать от экранов телевизоров, приучать к высоким образцам культуры и искусства.
На мой взгляд, в этом вопросе велика роль театров. В советское время неслучайно сложилась такая система (по крайней мере, в больших городах, городах-миллионниках), когда для детей создавались театр кукол и театр юного зрителя, для более взрослой аудитории — камерный театр, затем драматический театр и, наконец, оперный как высшая форма театрального искусства. Кроме того, были профсоюзы, инициативные педагоги в школах, которые организовывали для учеников совместные походы в театр. А сейчас в школах от таких мероприятий отказываются, потому что зачастую просто не хотят тратить свое время и нести ответственность за детей во внеучебное время. Сложилось убеждение, что в обязанности учителей входит только образование, но не воспитание. Вот этот перекос дает свои результаты. Конечно, есть активные, сознательные педагоги и директора, которые пестуют своих детей, хотят вырастить из них хороших, образованных во всех отношениях граждан. Но так не везде. Это и дает нам поколение «Дома-2».
Поделиться