Челябинская художница раскрыла секрет популярности японской живописи

22 Августа 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Челябинская художница раскрыла секрет популярности японской живописи

До конца сентября посетители малого выставочного зала публичной библиотеки смогут насладиться тонкой недосказанностью, прозрачностью и легкостью японской живописи. Челябинская художница Елена Зевакина представила здесь свои лучшие работы, выполненные в технике суми-э.

Суми-э — это направление в изобразительном искусстве Востока, которое из Китая пришло в Японию. В Стране восходящего солнца техника рисования при помощи воды и туши несколько изменилась под влиянием местной культуры. Со временем появилось множество школ, каждая из которых привносила в технику суми-э какие-то новые особенности и черты. Но суть оставалась неизменной. Используя разные оттенки черного цвета, меняя толщину и направление штриха, создаваемого летящей над поверхностью бумаги кистью, художники выражали свои душевные переживания, изображая лишь образ предмета, как бы повисший в пустом пространстве. «Живопись души» — так описывают технику суми-э.

Елена Зевакина рассказала нам о своем пути к японскому изобразительному искусству, которое однажды помогло ей выстоять перед жизненными трудностями и не потерять себя в сложной ситуации.

Искусство представления

Заниматься рисованием в технике суми-э Елена Зевакина начала примерно пять лет назад, когда с мужем и маленьким ребенком переехала в Москву. В столице у нее не было ни друзей, ни знакомых. Чтобы как-то справиться со стрессом и чувством одиночества в большом незнакомом городе, Елена взяла в руки кисть. Закончив дела по дому и уложив ребенка спать, она погружалась в совсем другой мир, выписывая на чистом листе японской бумаги растительные мотивы, образы животных и пейзажи.

Вернувшись в Челябинск, Елена Зевакина продолжила занятия живописью. Сегодня она является руководителем группы суми-э в клубе Izumi при Челябинском отделении общества «Россия — Япония» и работает под псевдонимом Гёцурэй, что переводится с японского как «лунный свет».


Выставка-Зевакиной_внутрь-текста_DSC_5173.jpg— Елена, расскажите, пожалуйста, в чем заключается особенность техники суми-э?

— Прежде всего стоит отметить, что это монохромная живопись. То есть художники используют только черный цвет и его оттенки. Хотя есть школы, которые допускают добавление другого цвета в работу. Большое значение имеет использование воды. Работы в технике суми-э выполняются на специальной японской бумаге васи (бумага васи изготавливается из волокон коры дерева гампи, кустарников мицумата или бумажной шелковицы с добавлением волокон бамбука, конопли, риса и пшеницы. — Прим. авт.).
Она обладает особой проницаемостью, которая позволяет достичь эффекта, который не получится воспроизвести на обычной акварельной бумаге. Не подойдут для работы в технике суми-э и обычные кисти из шерсти белки или пони. Японцы используют специальные кисти с очень густым ворсом, который позволяет набирать и удерживать много воды. Тушь обычно используется жидкая. Но есть мастера, которые работают твердой тушью, особым образом растирая ее в тушеннице. Получается такой медитативный эффект, когда художник отбрасывает все свои мысли, эмоции, переживания и сосредоточивается на работе. Неслучайно это направление живописи связывают с традицией дзен-буддизма. Занятие суми-э помогает контролировать свои эмоции и концентрироваться на процессе.

— Получится ли заниматься живописью в технике суми-э человеку неспокойному, неусидчивому? Нужен ли для этого какой-то особый внутренний настрой?

— Напротив, занятия суми-э сами по себе гармонизируют, успокаивают, возвращают к себе независимо от внутреннего состояния человека. По своим наблюдениям могу сказать, что сегодня живописью суми-э начинают заниматься, как правило, люди без художественного образования, но уже состоявшиеся в какой-то профессии. Это помогает им справиться с возникающим на работе стрессом, переключиться, снять напряжение.

Выставка-Зевакиной_Шваб_DSC_5256.jpg

— Одного взгляда достаточно, чтобы понять, насколько этот вид изобразительного искусства далек от реалистичной живописи европейских и русских художников. Однако японское искусство у нас весьма популярно. Почему?


— Действительно, разница значительна. Европейские художники используют совершенно другие материалы для работы. Кроме того, они полностью заполняют холст цветом, будь то акварель или масло. В японских же работах вы увидите очень много не заполненного цветом пространства на листе. Это неслучайно. Этот прием позволяет зрителям включать воображение и домысливать сюжет картины. Какое это может быть время года? Насколько сочная зелень изображена в той или иной работе? Что произойдет в следующий момент? О чем думал автор, когда создавал картину? Получается такой незримый диалог с художником. Возможно, это привлекает зрителей.

Выставка-Зевакиной_Шваб_DSC_5165.jpg

— Это своего рода сотворчество…

— Да. Это диалог. И чтобы картина ожила для зрителя, наполнилась смыслом, не нужно искать в ней какое-то труднопостижимое философское значение или скрытый подтекст. Нужно просто смотреть и представлять, что могло бы быть на пустом пространстве листа.

— Сложно ли освоить живопись в технике суми-э?

— Как говорится, было бы желание. Суми-э может заниматься любой желающий, при этом художественное образование не помогает, а скорее мешает, создает некие границы, которых нет у людей, не обладающих знанием академического рисунка. Люди же без художественного образования быстрее привыкают к особенностям бумаги и кисти и довольно легко осваивают базовые приемы и техники.

Выставка-Зевакиной_Шваб_DSC_5172.jpg

P.S. Елена Зевакина не только пишет замечательные картины в технике суми-э, но и проводит творческие встречи, на которых делится своими знаниями. На открытии выставки «Красота оттенков черного» в публичной библиотеке художница показала основы живописной техники суми-э, изобразив вместе с участниками занятия листья клена, склонившиеся над водой, и резвящихся рыбок. Следующие мастер-классы состоятся в Музее изобразительных искусств 27 августа, 3 и 10 сентября. Увидеть работы Елены Зевакиной можно до 29 сентября в малом выставочном зале публичной библиотеки (пр. Ленина, 60, 3-й этаж).

Выставка-Зевакиной_Шваб_DSC_5182.jpg

Выставка-Зевакиной_Шваб_DSC_5177.jpg

Выставка-Зевакиной_Шваб_DSC_5185.jpg

Выставка-Зевакиной_Шваб_DSC_5189.jpg

Выставка-Зевакиной_Шваб_DSC_5319.jpg

Поделиться

31.01.2023 | 15:12
Большой для маленьких. Озерск стал самым театральным городом Южного Урала

Закрытый город открыл вход своего строгого КПП для участников ЭХО БДФ. Впервые Большой детский фестиваль (БДФ), который проводится в Москве уже пять лет, приехал в Челябинскую область и плодотворно поработал здесь с 27 по 30 января.

30.01.2023 | 09:53
Уральский духовой оркестр и солисты филармонии дали джазу

На сцене концертного зала имени Прокофьева классические музыканты исполнили обработки легендарных хитов культовых рок-групп.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты