Вячеслав Шмыров: «Российский Голливуд может возникнуть в Троицке»
О необходимости переосмысления архитектурного облика Челябинска, о создании музея Сергея Герасимова рассуждал на фестивале современных искусств «Дебаркадер» член Российской академии кинематографических искусств Вячеслав Шмыров. Известный киновед представил и свой проект «Кинословарь Южного Урала».
- Татьяна Сусь: «Сырой материал на «Дебаркадере» показывать нет смысла»
- Александр Сокуров: «Работаю за границей, потому что в России я не нужен»
О потерянном облике
— Когда-то Челябинск был самобытным купеческим городом. Потом здесь возникли советские районы. Они строились так, как строились — в соответствии с социальными задачами (нужно было создавать для людей человеческие условия). Это понятно. Но во что превратился исторический центр в итоге? Сегодня его нужно восстанавливать. Если не в первоначальном виде, то, по крайней мере, нужно попытаться приблизиться к этому. Возможно, придумать этот облик заново, переосмыслить его, но сделать это крайне грамотно и осторожно.
Эхо Сокурова
— В этом году благодаря кинофестивалю «Полный артхаус» возникла дискуссия вокруг архитектурного облика Челябинска. Поводом для нее стал ответ Александра Сокурова на вопрос, на который он вообще-то не собирался отвечать (имеется в виду критическое замечание режиссера Александра Сокурова по поводу внешнего облика областного центра в ответ на вопрос: «Как вам Челябинск?» — Прим. авт.). Насколько мне известно, за этим последовала негативная реакция челябинских властей. Только потом пришло понимание, что архитектурный облик Челябинска действительно должен быть переосмыслен, иначе он перестанет быть привлекательным и для жителей, и для гостей города.
О несостоявшемся музее
— Скажите, есть ли в Челябинске хотя бы один персонифицированный музей? Я не говорю об уникальной лаборатории — киноцентре им. Л.Л. Оболенского. Все-таки по статусу он не является музеем, хоть там и есть историческая экспозиция. Я имею в виду музей имени режиссера Сергея Герасимова. Его нет. Это говорит о том, что город плохо осознает свои культурные задачи.
Стопку за Герасимова
— Очень метко по поводу музея, который мог бы быть создан в Челябинской области и носить имя Сергея Герасимова, высказался Станислав Говорухин. Он сказал: «Ребята, да никакого музея не будет. Вы что, не знаете Россию и не понимаете, по каким законам здесь все устроено? Вы лучше поставьте на трассе Челябинск — Троицк чайную и повесьте там портрет Сергея Аполлинариевича. И сделайте так, чтобы в память о Герасимове 50 грамм водки посетителям наливали бесплатно. Вот это будет лучше всего». Такой способ не самый лучший, но, похоже, самый действенный, к сожалению.
О несдержанном слове
— Большой вклад в создание музея имени Сергея Герасимова, который находится в селе Кундравы, внес Борис Красноперов, его первый директор. Я помню, как он лично приезжал в Москву и вывозил оттуда библиотеку режиссера, наряды его жены, актрисы Тамары Макаровой, «Нику», которую успела получить Тамара Федоровна. Все это одобрила Людмила Макарова, любимая невестка Сергея Аполлинариевича и представитель его семьи. Однако все эти предметы были перевезены в Кундравы с одним условием: как только в Челябинске появится новое здание краеведческого музея, экспонаты будут переданы туда. Ведь очевидно, что в Челябинске исторические артефакты, вещи Герасимова, увидело бы большее число людей. Но этого так и не произошло.
В мае этого года по просьбе Людмилы Макаровой Никита Михалков написал письмо губернатору Челябинской области Борису Дубровскому с просьбой решить этот вопрос. Крайне важно ценить усилия тех, кто что-то реально делает для нашей страны, кто реально заинтересован в развитии культуры. Таких людей остается мало, и скоро их не будет совсем. Считаю, что к Людмиле Макаровой должны отнестись с уважением, а не как к чудаковатой старушке, которая не знает, чего хочет.
Об англомании Игоря Масленникова
— На один из фестивалей «Новое кино России», которые мы проводили в Челябинске совместно с директором кинообразовательного центра им. Л.Л. Оболенского Тамарой Мордасовой, мы пригласили Игоря Масленникова, режиссера фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Созданный им кинообраз детектива с Бейкер-стрит до сих пор никто не может переплюнуть, хотя экранизаций уже было сделано очень много. Так вот, во время наших посиделок выяснилось, что в годы Великой Отечественной войны отца Игоря Масленникова, инженера Кировского завода, вместе с семьей эвакуировали в Челябинск. А жили они в библиотеке заводоуправления ЧТЗ, где хранилось полное собрание сочинений Диккенса. И оказалось, что в детстве Игорь Масленников прочитал все эти романы английского писателя. Оттуда и вся его англомания. Так что, возможно, не окажись он в библиотеке ЧТЗ, не было бы у нас никакого Шерлока Холмса.
О российском Лос-Анджелесе
— Меня спросили о судьбе Ялтинской киностудии, которая, к сожалению, переживает сейчас не лучшие времена. Отвечу историей. В середине 30-х годов прошлого века в Голливуде побывала советская делегация, в которую входили Борис Шумяцкий, Владимир Нильсен и Григорий Александров. После этого Нильсен разработал проект по созданию аналогичной киностудии в Крыму. Прочитав эту работу, Сталин сказал, что такое мог написать только враг народа. Логика его была такова: поскольку Крым— это пограничная территория, в случае неудачной войны вся эта киноиндустрия отошла бы на вражескую территорию. Позже Шумяцкий и Нильсен были расстреляны, а Александрова спасло только то, что он снял «Веселых ребят». Так что кино в Советском Союзе никогда не развивалось с точки зрения экономической целесообразности.
Но вот что я хотел бы добавить. Как известно, Голливуд возник в городе, в котором максимальное количество солнечных дней в году. Я не проверял эту информацию, но у меня есть сведения, что российский город, в котором зарегистрировано наибольшее число солнечных дней в году, — это Троицк в Челябинской области. Но, как известно, пока попыток сделать там российский Голливуд никто не предпринимал…
Поделиться