Александр Сокуров: «Работаю за границей, потому что в России я не нужен»

24 Февраля 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Александр Сокуров: «Работаю за границей, потому что в России я не нужен»

Это было, пожалуй, самое неоднозначное открытие кинофестиваля за всю историю «Полного артхауса». Приезд режиссера и общественного деятеля Александра Сокурова, который представил свой новый фильм «Франкофония», конечно, привлек особое внимание.

Зал был полон — и зрителей, и ожидания. Но вот само выступление главного гостя лично меня погрузило в какое-то сумрачно-подавленное настроение.

— Мы знаем итоги Года литературы: в стране сократилось количество библиотек. Поэтому нас даже немного пугает, что этот год назван Годом кино.

Так начал пресс-конференцию киновед, продюсер, художественный руководитель кинофестиваля «Полный артхаус» Вячеслав Шмыров. Затем он передал слово Александру Сокурову, который высказал свое мнение о судьбе российского кинематографа и ответил на вопросы челябинцев.

О будущем российского кинематографа

У нас есть «московское княжество кинематографа». Но нет кинематографа Российской Федерации. Нет кинематографических сил, к примеру, в Иркутске, Архангельске, Омске, Вологде, на Северном Кавказе или на Кубани. Сегодня российский кинематограф — это кинематограф небольшой группы людей, режиссерской элиты, у которых есть доступ к денежным потокам, к бюджетным средствам.

Поэтому первое, что нужно сделать сегодня, — разрешить проблему дебютов. Нужно, чтобы в год выходило 100, минимум 80 дебютных лент начинающих режиссеров. Тогда есть вероятность, что из этого количества удастся отобрать хотя бы 3-4 действительно качественные работы. Решить эту проблему можно только при взаимодействии министерства культуры с сообществом кинематографистов. При этом часть режиссеров моего поколения и моего уровня должна хотя бы на год отказаться от собственного производства, чтобы у молодых ребят появилась возможность показать себя.

Я считаю, что этот год закончится закрытием целого ряда киностудий Сибири, Урала, Дальнего Востока и других регионов. Этот процесс уже начался. Из-за этого у студентов нет возможности проходить производственную практику на киностудиях. Максимум, что им доступно, — работа на сериальных проектах и на телевидении. Нет базы для формирования профессионального художественного вкуса молодых режиссеров.

О несговорчивости властей

В Германии, к примеру, в каждой земле, на которые разделена страна, имеется накопительный фонд, предназначенный для финансирования разных направлений искусства — выставок, спектаклей, кино. Но сколько бы я ни обращался к нашему президенту, губернаторам с инициативой создания подобных накопительных фондов в России, мне говорят, что этого не будет. Все попытки создания альтернативной системы материального обеспечения художественного творчества и развития искусства пресекаются на корню. То же самое, кстати, происходит с медициной.

О работе за границей

Нужно, чтобы каждый имел возможность делать то, что он считает нужным. И если у меня такая возможность есть только за границей, я уеду из своей страны и буду заниматься этим там. Я обязан работать. Я работаю за границей, потом что в России я не нужен. Мне очень непросто пришлось в советское время. Многие мои картины, документальные и игровые, были закрыты. Если бы не пришел Горбачев, я знаю, в каком лагере я бы сидел под Сыктывкаром за антисоветскую деятельность. Сегодня ситуация не лучше. По телевидению показывать меня по-прежнему нельзя. Но не потому, что у нас какая-то жуткая, страшная власть. Просто людям это не нужно, нет такой потребности в обществе.

О тоталитаризме и демократии

Тоталитарное государство интересуется искусством, а не культурой, и вытаскивает наиболее умных и талантливых людей, чтобы контролировать их. Тоталитарному режиму как никакому другому нужны талантливые творцы, которые становятся маяками и ослепляют общество, не давая разглядеть грехи, совершенные руководством страны.

…Та политическая ситуация, которая сложилась сегодня в Европе, — это результат гуманитарного кризиса в европейских странах. Общий уровень исторической культуры, уровень интуиции опустился настолько ниже всех допустимых пределов, что они даже не смогли решить, нужно воевать с Сирией или нет. Путин говорил им: «Не лезьте». Никто не обратил внимания. Теперь процесс уже не остановить. То же касается и Украины. Я говорил об этом в 2007-2008 годах: война неизбежна. Сначала в Украине, потом в Казахстане. Чтобы понять это, достаточно элементарного гуманитарного анализа. Но вы посмотрите, кто у нас в парламенте, кто в Думе. Это же общая усредненность всего — интересов, задач. У демократического государства нашего времени нет больших целей.

О Челябинске

Я сегодня посмотрел ваш город, и мне обидно, что Челябинск в таком состоянии. У города нет ни лица, ни планировки. Я видел несколько домов, которые просто сокровища, но они стоят с заколоченными окнами. Не сегодня-завтра будет поджог, и они сгорят. Это что такое? Сколько у вас деревьев в городе? Их же можно по пальцам пересчитать. Думаю, вы не собьетесь со счета. Это самый удручающий момент в общем городском ландшафте: нет зеленого пространства. У вас огромный город, но повсюду ужасные фасады, архитектура 60-70-х годов. В Челябинске нужно серьезно заниматься реинновацией.
Полтора года назад президент подписал закон об основных принципах культурной политики. И я обращаю на это внимание журналистов, которые, в свою очередь, должны привлечь к этому вопросу внимание руководителей вашего города. В этих принципах говорится о категорической необходимости сохранения объектов культурного наследия. В этом документе много чего прекрасного написано, но ничего не выполняется. И не выполняется в том числе потому, что мы сами позволяем многое властям.
26.01.2022 | 11:55
В кадре и за ним. Челябинская филармония выпустила фотоальманах «Легенды сцены»

В 2022 году Челябинская государственная филармония имени Сергея Прокофьева отмечает 85-летие. И это удивительная история, временами «на выживание», подтверждающая огромное творческое начало столицы Южного Урала.

21.01.2022 | 12:18
Главная партия. В роли Пахиты из цыганского табора выступит балерина из Японии

Лири Вакабаяси живет и работает в столице Южного Урала два года, за это время она танцевала ведущие партии во многих репертуарных спектаклях театра.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты