Владимир Богдановский: «Мы не продаем работы художников»

8 Ноября 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Владимир Богдановский: «Мы не продаем работы художников»

Второй фестиваль современного искусства «Дебаркадер», который проходил в Историческом музее Южного Урала, длился почти три месяца, с 18 августа по 3 ноября. Он включил в себя 81 мероприятие, принял 7 840 посетителей и более 200 участников: артистов, авторов, исполнителей, художников, поэтов.

В этом году фестиваль проходил на семи площадках, в том числе на новой летней сцене и набережной реки Миасс. В общем, получился живой, мощный, яркий творческий форум, на котором слились воедино разные виды искусства и встретились творцы разного уровня — и профессионалы, и новички.

Богдановский_DSC_0995.jpgПосле закрытия фестиваля мы пообщались с его создателем и идейным вдохновителем, директором Исторического музея Южного Урала Владимиром Богдановским. В этом году он пошел на эксперимент и делегировал часть полномочий по организации фестиваля приглашенным кураторам. О том, оправдал ли себя такой формат работы, что получилось на фестивале особенно хорошо, а что не очень, состоится ли следующий «Дебаркадер», Владимир Богдановский рассказал в интервью «ЮП».

Взгляд изнутри

— Почему в этом году фестиваль был так растянут по времени?

— Мы действительно могли уложиться в гораздо более короткий срок, как сделали это в прошлом году. Но мы осознанно пошли по иному пути. То, что мы расширили временные рамки фестиваля, позволило всем, кто хотел, выбрать наиболее удобное для себя время и успеть посетить разные мероприятия.

— Как бы вы описали свое общее впечатление от того, что происходило в музее в течение этих трех месяцев?

— Все получилось совершенно не так, как я себе представлял. В хорошем смысле. Было много открытий и для нас, организаторов, и для зрителей. Удивила посещаемость. Мы превысили все плановые показатели. Вернее, у нас и не было цели и обязательств достичь какой-то определенной посещаемости. Но по итогам мы видим, что зрителей было неожиданно много. И по опыту прошлого фестиваля могу сказать, что эта волна сохранится на приличном уровне еще некоторое время после фестиваля. Такие яркие события в жизни любого музея всегда способствуют резкому увеличению количества посетителей.

— Верным ли решением было пригласить для организации и проведения фестиваля кураторов — специалистов, которые не являются сотрудниками музея?

— Прежде всего нужно уточнить, что мы всегда обращаемся к консультантам при подготовке тех или иных мероприятий и выставок. Это не является для нас чем-то новым. Другое дело, что здесь мы, по сути, передали бразды правления в руки кураторов в рамках их направлений. Это не значит, что мы отстранились полностью. Просто за содержательную часть отвечали не мы, а люди, которые являются профессионалами в своей сфере, знают современные тенденции, понимают, кого нужно пригласить в качестве гостей.

В каких-то направлениях это сработало хорошо, в каких-то не очень. К примеру, меня удивило, насколько живо и интересно прошли мероприятия поэтической секции. Как мне потом признался поэт Константин Рубинский, куратор направления, он сомневался в том, сможет ли выступить именно в качестве организатора. Но все получилось на высоте. Это были не просто традиционные поэтические читки. Они придумали какие-то конкурсы, проекты, проводили встречи, обсуждения. То же можно сказать о направлении «Дизайн». Казалось бы, кого, кроме узких специалистов, могут заинтересовать шрифты? Оказалось, что все зависит от того, как это подать. Павел Писклаков пригласил очень харизматичных, интересных дизайнеров, например, Андрея Логвина, Илью Рудермана из Москвы. На их лекциях и мастер-классах был аншлаг! Посетители что-то создавали своими руками, творили вместе с профессионалами. А какие были рок-концерты! Куратор музыкального направления Юрий Богатенков разрушил стереотип, что рок-музыка может звучать только на огромных стадионах и для определенной публики.

— То есть удалось все, что вы планировали?

— Удачным было многое. Что-то ушло в тень. Какие-то направления удались чуть меньше, но зато теперь мы знаем, как сделать их лучше в следующий раз. К примеру, в направлении изобразительного искусства меня впечатлили «зубры», работы профессиональных художников. Но за год, прошедший с первого «Дебаркадера», в Челябинске не появилось новых выдающихся имен среди молодых творцов. Надеюсь, что они зажгутся на творческом горизонте Челябинска к следующему фестивалю. В любом случае музей сделал для себя важные организационные выводы. У нас есть задумки на будущее.

Дух «Дебаркадера»

— Можно ли сказать, что приглашенные кураторы помогли поднять качество фестиваля на новый уровень?

— Безусловно. Теперь мы будем продолжать работу в этом направлении. Нужно понять, кого еще мы можем пригласить в наш город. Некоторые направления, та же музыкальная секция, показали, что челябинцам уже хочется новых имен. Если бы мы делали фестивали лишь нашими силами, был бы, наверное, уровень прошлого «Дебаркадера». Трудно сказать, согласился бы, к примеру, Лев Гутовский принять у нас участие со своим необычным и андеграундным проектом, если бы фестиваль проводился на уровне и в масштабе прошлого года. Так что, думаю, мы действительно вышли на новую ступень.

— Вы говорили, что не было какого-то навязанного сверху плана, который нужно было бы выполнить. «Дебаркадер» — это действительно тот фестиваль, который проводится по инициативе музея и силами музея. Ощущаете ли вы поддержку со стороны властей?

— Конечно. За фестивалем следят, смотрят, как и что у нас получается. На закрытии представитель регионального министерства культуры сказал, что следующий фестиваль будет. Так что мы готовимся. Мы стараемся соответствовать требованиям: используем разные формы подачи материала, привлекаем большее количество посетителей.

— Вы бываете за границей, на европейских фестивалях современного искусства. Вам есть с чем сравнивать. Как бы вы оценили «Дебаркадер» с этой точки зрения?

— Это, конечно, разные вещи. У нас, может быть, не такой высокий технический уровень проведения, не такие известные участники. Но в нашей стране все делается с душой, у наших зрителей и организаторов больше эмоций, все проникнуто духом творчества. И еще у нас коммерция отсутствует напрочь, даже вход на фестивали бесплатный. Мы не продаем работы художников. Да и вообще ничего не продаем! А на многих зарубежных фестивалях главная задача — это продажа. За границей все подобные мероприятия заточены на коммерцию. Там сплошная арифметика! Экспозиции направлены на то, чтобы привлечь покупателей, и аудитория там сухая… Ну нет у них такого эмоционального подъема, как на наших фестивалях. И этот наш драйв иногда искупает и технические огрехи, и несовершенства программы. «Дебаркадер» сохраняет свой живой дух. А мы настраиваемся на следующий год. Этот проект обязательно будет развиваться и пройдет с еще большим успехом. Скажу по секрету: третий «Дебаркадер» планируем провести в теплое время года, думаю, в начале лета, когда на улице уже тепло и можно играть и петь хоть до утра.

Поделиться

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

22.03.2024 | 10:53
Культура с отличием. Чем живут творческие люди Южного Урала

Профессиональные праздники придумали умные люди. Очень важно, когда один день в году прославляют строителей, металлургов, врачей, учителей или железнодорожников. Профессий много, и праздников в России не меньше ста.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты