Смотреть и видеть. Выставка художника Виктории Питиримовой показывает иной взгляд на реальность
Одним из выставочных проектов этой осени в челябинском музее изобразительных искусств стала экспозиция «Ракурсы реальности». Ее автор — художник Виктория Питиримова, которая покорила меня своей искренностью и особым видением и в творчестве, и в общении, и в жизни в целом.
- Татьяна Сусь: «Вдохновение — это неразвитое напряжение. Такого и врагу не пожелаю»
- Громкость тишины. В Картинной галерее представлена философская живопись чебаркульского художника Василия Дьякова
- «Кухня» живописца. В натюрморте с разрезанной рыбой челябинский художник «спрятал» воспоминания о прошлом
Другая сторона — это собственное творчество Виктории Питиримовой. Здесь есть все: и живописные полотна, и абстрактные акварели, и графика по мотивам литературных шедевров постмодерна, и монументальная живопись — эстетически выверенные и тонкие росписи в частных домах и общественных учреждениях. Эта хрупкая женщина легко справляется с большими объемами и форматами, работая в технике офорта, линогравюры, процесс создания которых отличается своей непредсказуемостью. Ее работы проникнуты духом эксперимента, высокой степенью внутренней свободы, творческой смелостью и открытостью всему новому. И в этом сила ее неординарного творчества.
Мир глазами художника
— Примерно в седьмом классе я поняла, что хочу заниматься только изобразительным искусством, — вспоминает Виктория. — Все остальное отошло на второй план. Но в какой-то момент передо мной встал выбор — стать художником или продолжить заниматься математикой. После восьмого класса я поступила в художественное училище и уже с этого пути не сворачивала.
В конце 90-х после окончания учебы на художественно-графическом отделении Магнитогорского государственного университета начался поиск собственного изобразительного языка. Путешествия по России и за границей — для обучения и пополнения культурного багажа, участие в международных конкурсах и биеннале, эксперименты с разными техниками и материалами — все это помогло ей выработать свой творческий принцип. Лично я вижу его как стремление художника показать скрытые пласты окружающей нас реальности. И это не бегство от действительности. Это попытка заглянуть глубже и понять больше — о мире, о жизни, о Красоте.
Увидеть то, что скрыто, художнику помогает особая «оптика видения». Это уже не мои слова. Это определение принадлежит арт-критику, специалисту в области современного искусства, куратору выставки «Ракурсы реальности» Елене Шипицыной. Как никто другой, она тонко прочувствовала художественный мир Виктории Питиримовой и дала ему свои собственные характеристики и определения, которые можно прочесть, посетив экспозицию в музее изобразительных искусств. Но еще лучше о творчестве художника скажут его работы. В окружении звучащих тишиной неординарных художественных полотен и таинственных графических объектов мы пообщались с Викторией Питиримовой и поговорили о разнице между умением смотреть и видеть.
Искусство как игра
— Когда начал формироваться ваш собственный стиль? Чем больше всего нравилось творить?
— Материалы меня всегда интересовали разные. Я начала с пастели, так как это очень удобно: она всегда под рукой, занимает мало места, а главное, создает ощущение, что изображение возникает сразу же, непосредственно в момент рисования. Потом я увлеклась печатной графикой. Для меня это своего рода игровой процесс, потому что здесь никогда до конца не знаешь, что получится в итоге.
— Когда вам стала интересна монументальная живопись, роспись на стенах?
— Когда появились первые заказы. Монументальная живопись, как и работа в сфере архитектуры, к примеру, всегда требует заказчика. Ну распишешь ты свою комнату, подъезд, а дальше что? Но я чаще работаю не с заказчиками, а с дизайнерами, которые первые с ними общаются и обговаривают все детали. Ведь заказчика еще нужно убедить, что ему это действительно нужно, так как многие не понимают, чего хотят.
— А какие изображения или сюжеты наиболее востребованы?
— Я бы сказала, что все более популярными становятся изображения, выполненные под старинные фрески и напечатанные на фактурных или нефактурных поверхностях, на холсте. То есть это не настоящая фреска, а своего рода обои с изображением под старинные шедевры. Когда я была в Лас-Вегасе, там я это видела повсеместно. Бутафория имени бутафории. Причем такая дешевая! Но вот эта имитация картин и популярна.
— Как за границей устроена жизнь художников? Отличаются ли условия для работы там и у нас, в России?
— После обучения в Финляндии я сделала вывод о том, что у них очень высокий уровень технического оснащения. Еще одна особенность: там художники существуют за счет государственных грантов. Написали проект, выиграли конкурс, получили деньги и на них его реализовывают. В России же большинство выставочных проектов — это то, чем художники занимаются в свободное от зарабатывания денег время. У нас в этом плане меньше государственной поддержки.
Особая оптика
— В одной из рецензий Елены Шипицыной я нашла слова, которые подавались как цитата из вашего высказывания: «Всех нас перетирает жизнь, ее обстоятельства постоянно измельчают и умаляют наши мечты и надежды». Страшные слова…
— Это действительно моя мысль. Но Елена Акрамовна слишком резко ее сформулировала. Не то чтобы «умаляют надежды». Просто жизнь действительно довольная жесткая вещь. Но это не страшные слова, с моей точки зрения. Возможно, если смотреть на них с позиции более молодого возраста… Но все это действительно существует. Жизнь в каком-то смысле действительно все перетирает.
— Вам удалось как-то для себя решить эту проблему — внутренний конфликт между творческими поисками и жестокой реальностью жизни?
— Я стараюсь не сопротивляться существующим обстоятельствам, а сохранять себя в них. И в этом мне помогает искусство. Мне в этом плане созвучно высказывание Юрия Лотмана, который сказал, что «искусство воссоздает принципиально новый уровень действительности, который отличается от нее резким увеличением уровня свободы». В свое время я сделала выбор в пользу искусства, а не математики, потому что искусство в большей степени позволяет быть свободным.
— Что имеется в виду, когда говорят, что художник обладает своей оптикой видения. Что для вас значит «всматриваться в реальность»?
— Каждый видит этот мир по-своему. Покажи разным людям одну и ту же картину или фотографию, и каждый увидит в ней что-то свое. Но есть два варианта: можно просто смотреть, а можно видеть. Смотрят глазами, а видят умом. И видение это зависит от накопленного багажа. В зависимости от накопленного опыта, от того, насколько наполнен художник знаниями, впечатлениями, он потом вычленяет, выделяет из общей картины жизни те или иные фрагменты, события. Это и есть оптика видения, то, на что настроен твой фокус.
P.S. Работа выставки «Ракурсы реальности» в музее изобразительных искусств продлена до 20 ноября. Увидеть ее можно в зале им. архитектора Е.В. Александрова (пл. Революции, 1). 12 ноября там же состоится творческая встреча с художником Викторией Питиримовой и куратором проекта, арт-директором Екатеринбургской галереи современного искусства Еленой Шипицыной на тему «Современное искусство как парадокс, или О чем молчит художник?».
Поделиться