Степени свободы. В картинной галерее Челябинска представили уникальные объекты Николая Панафидина

14 Ноября 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Степени свободы. В картинной галерее Челябинска представили уникальные объекты  Николая Панафидина

Кинетизм — направление в современном искусстве, заниматься которым под силу далеко не каждому художнику. Даже при всем желании. Для этого нужно обладать особым складом ума, техническими знаниями и специфическими навыками. Николай Панафидин — уникальный пример того, как в одном человеке сочетаются талант художника и способности механика. И живет он рядом с нами.

В картинной галерее челябинского музея изобразительных искусств открылась персональная выставка Николая Панафидина «Три степени свободы». Куратор проекта — старший научный сотрудник музея, арт-директор галереи современного искусства «OкNo» Светлана Шляпникова.

Большую часть жизни челябинский инженер-механик Николай Панафидин занимается созданием высокотехнологичного оборудования для промышленных производств. После окончания Челябинского индустриального техникума с 1976 по 1993 год он работал в Уральском научно-исследовательском трубном институте. Как говорит сам Николай Николаевич, в области технического дизайна у него «страшный стаж». Работать в этой сфере он начал пять десятков лет назад — тогда, когда еще и понятия-то такого не было — «дизайн». За прошедшее время он создал немало выдающихся конструкций и изобретений, среди которых, к примеру, экспериментальный образец клапана для аортокоронарного шунтирования, шестиструнная гитара из стеклографита.

Неразрывно жизнь Николая Панафидина связана с искусством. Вместе с челябинским театральным художником, создателем магического театра «Белый козел» Виктором Плотниковым (который, кстати сказать, тоже работает в одном из направлений кинетизма), он сконструировал мобильный реквизит к спектаклю SnowShow («Снежное шоу») Вячеслава Полунина. После знакомства с художественным руководителем театра современного танца Ольгой Поной Николай Панафидин сделал несколько «мобилей», которые стали участниками танцевальных постановок ее коллектива, а также вызвали небывалый интерес у зрителей Theater im Pumpenhaus (Мюнстер, Германия), где в январе 2016 года состоялись персональная выставка художника и выступление челябинских танцоров.

— В кинетическом искусстве сегодня несколько направлений. То, что делает Николай Панафидин, я бы отнесла к метамеханике, — отметила куратор выставки Светлана Шляпникова. — Этот термин ввел швейцарский скульптор Жан Тенгли для определения своих фантастических машин и саморазрушающихся конструкций. Вообще, кинетическое искусство зародилось примерно в 20-30 годах ХХ века. Сначала как отдельные элементы в произведениях футуристов, дадаистов, конструктивистов, а в 1960-х годах утвердилось как самостоятельное направление.

Панафидин_внутрь-текста_DSC5873.jpgРеализовывать свои идеи не в качестве инженера-механика, а в качестве художника Николай Панафидин начал примерно три года назад. Вся его предыдущая работа на производстве послужила накоплению опыта и знаний, которые теперь получили свое техническое и художественное воплощение.

Смотря на совершенные по своему исполнению, эстетически прекрасные, необъяснимые по своему устройству и действию живые работы Николая Панафидина, сложно не подумать о том, что у них есть душа. Это не просто техногенные произведения. Это тонкие конструкции, одухотворенные трепетным, чутким отношением художника к своим творениям и жизни в целом. Николай Панафидин и сам такой же — хрупкий, скромный, вдумчивый, сосредоточенный. При этом в нем чувствуется высокая степень внутренней свободы. И, возможно, не одна, если судить по некоторым его работам (один из «мобилей» Николая Панафидина так и называется — «Три степени свободы»).

Эта свобода, она же внутренняя сила, помогает Николаю Панафидину создавать уникальные вещи, художественно-механистические шедевры, несмотря на острую нехватку времени и условий для работы. Деятельность в сфере искусства Николаю Николаевичу приходится совмещать с основной профессией. Сегодня он трудится инженером-механиком на кондитерской фабрике Fantelle. При этом своего часа ждет такое количество идей и образов, что их хватит еще на несколько выставочных проектов.

Панафидин_внутрь-текста_DSC5946.jpgС 2013 года состоялось несколько персональных выставок Николая Панафидина. В 2015 году работы автора смогли увидеть посетители галереи современного искусства «OкNo», руководители которой, собственно, и открыли Челябинску творчество художника и инженера-механика в одном лице. Также шедевры инженерного гения Николая Панафидина были показаны в Сургуте, Ханты-Мансийске и Мюнстере (Германия). Сегодня к творчеству челябинского художника проявили внимание в Омском музее изобразительных искусств и московском музее современного искусства «Гараж».

Разговор о свободе

— Как бы вы объяснили: что такое кинетизм, кинетическое искусство?

— Трудно сказать… Вся моя жизнь связана с техникой. При этом я одновременно занимался искусством, музыкой, сотрудничал с театрами, артистами. В какой-то момент мне захотелось соединить в своих работах элементы разных направлений деятельности. Ведь самые значимые научные открытия рождаются именно на стыке разных наук. Вот я и решился на эксперимент… Возвращаясь к вашему вопросу, я думаю, каждый по-своему относится к кинетическому искусству. В театре кинетизм может проявляться одним образом, в технике — другим. Это зависит от внутреннего состояния человека. Я лично не хочу давать каких-то определений. Для меня важно просто делать то, что мне интересно.

— Что главное в этих объектах? Заложенная в них энергия, которая заставляет механизмы оживать? Или визуальное воплощение идеи?

— Я не думаю об этих вещах. За годы работы у меня накопился большой опыт в инженерном деле. В какой-то момент накопленные знания начали рваться наружу, как шампанское из бутылки, которую хорошенько встряхнули. И я просто открыл эту бутылку, чтобы реализовать то, что я умею. Кстати, заметил такое совпадение: созданием кинетических объектов я начал заниматься именно после падения метеорита. До этого было время накопления идей.

— Откуда вы черпаете вдохновение для создания объектов?

— У меня просто много идей. Даже в обычной своей работе я технически всегда стараюсь создавать что-то новое… Просто есть такие вредные люди, которые делают все наоборот, которые не хотят следовать устоявшейся точке зрения. Я, видимо, из их числа. В этом отношении мне нравятся слова величайшего архитектора Ле Корбюзье. Как-то его спросили, откуда он берет свои фантазии. Ответ был такой: «У меня нет академической зашоренности. Я раскрепощен в фантазиях». Если человек работает в соответствии с устоявшимися стереотипами, ему трудно чего-то добиться. А когда он раскрепощается и делает то, что хочет, даже если это противоречит общепринятым нормам (в разумных пределах, конечно), то и результаты другие.

Панафидин_внутрь-теста_DSC5987.jpg— Речь, вероятно, идет о какой-то внутренней свободе. Мне даже видится в ваших словах элемент протеста или бунта…

— Конечно. Художник — это не профессия. Это смысл жизни, форма жизни. Это свобода. Мне нравится, что, создавая свои кинетические объекты, я делаю то, что хочу. Я всю жизнь работал на производстве и вынужден был делать что-то для кого-то, под заказ. Все мои идеи и мысли в итоге становились не совсем моими. А здесь я свободен. Я задаю идею, я ее воплощаю, я ее эксплуатирую, показываю другим… Но, как говорили в Древнем Риме, не каждый раб захотел бы стать свободным человеком. Потому что настоящая свобода — это ответственность. Да, я свободен. Но жить с этой свободой не так-то просто...

P.S. Выставка «Три степени свободы» будет работать в картинной галерее музея изобразительных искусств (ул. Труда, 92а) до 30 ноября. Посетить ее можно в будние дни с 10:00 до 18:00 (в четверг музей работает с 12:00 до 20:00) и в выходные дни с 10:00 до 18:00. Понедельник — выходной.

19 ноября в 14:00 также состоится творческая встреча на тему «Как инженер стал художником». 10, 17 и 24 ноября с 17:00 до 20:00 посетители музея смогут лично пообщаться с автором и задать ему интересующие вопросы. Также можно заказать экскурсию с участием художника в период проведения выставки по телефону 266-38-17.

Панафидин_Шишкоедов_DSC5915.jpg

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты