620.jpg      


Издание Правительства и Законодательного Собрания Челябинской области
Сегодня Вторник, 24 Октября 2017, 00:03

Прилетевший на облаке. Самый именитый клоун мира вышел на челябинскую сцену

23 Ноября 2016 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Прилетевший на облаке. Самый именитый клоун мира вышел на челябинскую сцену

Не правда ли, странное наблюдение: пятидесятилетний Андрей Жигалов с лицом, вдруг напоминающим… двадцатилетнего Владимира Высоцкого. Но это вовсе не потому, что он лицедей.

Клоун без грима

Хотя именно так нередко называют клоунов. Но слово это менее всего подходит Андрею Жигалову. Он просто живет так. Ведет себя так. Видит мир так. И маски ему никакой не нужно. И потому во всем мире он известен как «клоун без грима». В истории кинематографа были известны такие уникальные случаи «не игры». Вспомните гений Иннокентия Смоктуновского, позволявший ему просто существовать в кадре — без какой либо искусной актерской игры!

Но спектакль предполагает все-таки игру, актерство. Неслучайна перекличка с названием фильма Николая Досталя «Облако-рай». И так же, как в той трагикомедии, ставшей визитной карточкой Жигалова, клоун становится органической частью спектакля «А у нас во дворе. Облако-рай», поставленного режиссером Вячеславом Харюшиным по пьесе завлита Челябинского молодежного театра Юрия Сычева.

Но так же, как и всегда, он и здесь выступает без грима, в своих узнаваемых нелепо огромных бежевых штанах и в своем коротеньком черном пиджачке. Сцена увязывает его в одной упряжке с Михаилом Яковлевым. Ведущий артист Челябинского камерного театра, заслуженный артист Российской Федерации Михаил Яковлев на протяжении полутора часов пребывает в роли Деда Мороза.

Коля, он и есть Андрюха

По замыслу Юрия Сычева, два основных героя почти братья. В своем старом родном дворе они встретились, чтобы отпраздновать день рождения своего общего папы. Но папа лишь ключик к воспоминаниям, которые уже потекли рекой, как только открылись шлюзы. Из-за пазухи появляется поллитровка, под грибком в песочнице привычно нашаривают стакан, но он почему-то не найден («сейчас перестали пить»). Его услужливо подает третий персонаж пьесы, словно известный булгаковский герой, соткавшийся из воздуха. Правда, это не «прозрачный гражданин», а гражданка, надеющаяся заполучить в обмен на стакан пустую бутылку, «чтобы потом сдать».

клоун_Шишкоедов_DSC5978.jpg

Вжиться сразу в несколько женских в образов: соседки по двору, зрелой учительницы, девчонки из советских 60-х — сложненькая задачка для молодой немецкой актрисы Зои Рифиниус. Но ее челябинский дебют с полузабытым советским колоритом и на довольно сносном русском языке был похвально смелым и, кажется, вполне удался.

клоун_внутрь_Шишкоедов_DSC6004.jpgНо что-то не пьется ребятам, несмотря на душевную ностальгию, которая уже захлестывает их, словно яркие вспышки магния, в виде картинок из общего прошлого: шумный сосед-милиционер, первая гитара с сигаретой в зубах, и одноклассница, в которую они были оба влюблены… Узнаваемый город (конечно же, Челябинск!), до боли узнаваемые песни… При этом автор предупреждает, что «спектакль основан на реальных событиях, но все совпадения с действительностью случайны». Вот как? Так ли уж случайны?

Между тем многое по сюжету пьесы совпадает с реальной жизнью Андрея Жигалова, родившегося в 1966 году Челябинске и здесь же учившегося в профессионально-техническом училище, работавшего сварщиком на заводе. Потом были два года в армии. А потом в спектакле Коля (то есть это и есть сам Жигалов) отправляется в столицу, чтобы стать клоуном. А соседские бабули во дворе потешались: «Кто, Коля? Да кому он там нужен-то, в Москве!» Но вот, значит, нужен оказался: из 400 абитуриентов со всей страны в столичное эстрадно-цирковое училище приняли только двух. В том числе и Колю из Челябинска…Точнее, Андрюху Жигалова. И это в начале 1990-х, в самое смутное время…

Клоун, он как ребенок!

Так вот и пел свои песни и вспоминал вместе с челябинскими зрителями те уже далекие годы этот дворовый парнишка с ЧТЗ Андрей Жигалов. Пел и вспоминал, плакал и смеялся…

клоун_внутрь_Шишкоедов_DSC6047.jpgОсобенно хорош он был в двух эпизодах спектакля, которые можно было бы воспринимать как совершенно самодостаточные номера пантомимы. Вот здесь-то он блистал во всем своем великолепии! И оставалось только позавидовать сидевшим в первых рядах — тем, кто наслаждался филигранной, просто мультипликационной жестикуляцией и уморительной мимикой Андрея. Какой шикарный актер немого кино мог бы получиться, родись он в начале прошлого века! Но при этом со всей очевидностью становилось понятно: это все-таки больше клоун, чем актер. Значительно больше!

Да и сам герой Андрея Жигалова вопрошает: а что, разве клоун чем-то хуже других? Клоун — это двойное лицо.
Это отражение нормального человека. Ты смотришь на него и смеешься над собой. И становишься лучше. Клоун, он же как ребенок — чистый и светлый. И совершенно незащищенный. Таким в жизни труднее всего…


клоун_Шишкоедов_DSC6029.jpg

клоун_ШишкоедовDSC6036.jpg
Вчера | 16:44
Николай Свентицкий: «Мы приехали не в страну агрессора, а домой, в Россию!»

В минувшие выходные на сцене Челябинского театра драмы с успехом прошли гастроли Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени Грибоедова. О том, как грузинские актеры показывают российскому зрителю спектакль, поставленный по мотивам одноименной повести русского писателя Льва Толстого, рассказывает директор театра Николай Свентицкий.

16.10.2017 | 10:29
Алексей Бетехтин: «В культуру приходят работать лишь 20-30 % выпускников профильных учебных заведений»

Сколько у нас осталось домов культуры и библиотек, хватает ли у нас кадров для музыкальных школ и клубов, будет ли создано для южноуральских художников современное фондохранилище… На эти и другие вопросы ответил министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин во время встречи с «Большой редакцией».

Вчера | 16:44
Николай Свентицкий: «Мы приехали не в страну агрессора, а домой, в Россию!»

В минувшие выходные на сцене Челябинского театра драмы с успехом прошли гастроли Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени Грибоедова. О том, как грузинские актеры показывают российскому зрителю спектакль, поставленный по мотивам одноименной повести русского писателя Льва Толстого, рассказывает директор театра Николай Свентицкий.

20.10.2017 | 16:48
Аско Алои: «Около тысячи езидов в Челябинске молятся за другие народы»

По странному схождению звезд представитель этого древнего народа, который, по его мнению, переживает сегодня 74‑й геноцид, сам живет в 74-м регионе…

Новости   







comp.jpg

tigres.jpg











Азбука_240 200.jpg



Спецпроекты