Одним актом. Историю о «лишнем» человеке в челябинском оперном театре показали в двух мирах
Премьерным спектаклем февраля в театре оперы и балета им. М.И. Глинки стала одноактная опера Сергея Рахманинова «Алеко» на либретто Владимира Немировича-Данченко, написанное по поэме Александра Пушкина «Цыганы». Вернее, станет. Первый показ состоится 18 февраля.
Историческая заметка
Одноактная опера «Алеко» — дипломная работа Сергея Рахманинова, которую молодой композитор представил экзаменационной комиссии Московской консерватории в 1892 году. Ее премьера состоялась в Большом театре 27 апреля 1893 года. Повторно оперу через некоторое время показали в Киеве, где Рахманинов впервые выступил в качестве дирижера. В постановке были задействованы виднейшие артисты, включая Федора Шаляпина, который исполнил роль Алеко. Первая опера Рахманинова была встречена доброжелательно и даже восторженно.
Между мирами
На сцене челябинского театра оперы и балета под руководством Екатерины Василёвой были поставлены опера «Фауст» Шарля Гуно, оперный спектакль «Жанна д’Арк» Петра Чайковского, концертная версия оперы «Аида» и «Реквием» Джузеппе Верди. Все это — запоминающиеся необычной сценографией и смелыми экспериментами работы.
В одноактной опере «Алеко» нет особых визуальных приемов: ни выходов в зрительный зал (как в «Жанне д’Арк»), ни сопровождающего реальное действие на сцене видеоряда. Если не считать визуальным приемом продуманную до мелочей сценографию, которая складывается в очень теплую и красивую «картинку», в которой комфортно и актерам, и зрителям. Бутафория — минимальна. Максимальна реалистичность и достоверность предметов на сцене.
Над сценографией Екатерина Василёва работала вместе с московским художником-постановщиком Софьей Кобозевой. Это не первый пример их успешного сотворчества. Для постановки было создано особое, камерное пространство на сцене, ограничивающее происходящее стенами комнаты. Однако в какой-то момент действие выйдет за рамки этого пространства, переместившись из мира реального в мир фантазийный.
Чтобы как можно более достоверно передать быт и атмосферу цыганской жизни, авторы спектакля отсмотрели фильмы Эмира Кустурицы, использовали этнические мотивы, аутентичные орнаменты, устлали пол ткаными половиками, которые бутафоры театра изготавливали и красили вручную, заказали настоящую шкуру медведя.
Цвет в сценографии играет важную роль. Яркие, теплые оттенки пола, стен, одежд создают ощущение праздника жизни, где кипят страсти, где царит воля. При этом контрастные сочетания черного и красного, орнаменты, напоминающие то ли кораллы, то ли руки с растопыренными пальцами, наводят на мысли о приближающейся трагедии, о состоянии внутреннего конфликта, который не разрешится мирно и тихо.
Бытовому, реальному миру противопоставлен мир фантазий, который, с одной стороны, еще ярче передает романтику цыганской жизни, с другой — показывает глубину переживаний персонажей. Все не так, как кажется на первый взгляд. И ситуация, которая изначально может вызвать осуждение, при взгляде на нее с другой стороны видится совсем иначе.
Сохраняя интригу
Алеко у Пушкина — тип «лишнего» человека, романтический герой, столкнувшийся с непреодолимыми обстоятельствами. Его история — это история борьбы с самим собой. Влюбившись в красавицу-цыганку, пожелав стать частью цыганского мира, Алеко бросает прежнюю жизнь аристократа и уходит с табором в неизвестность в надежде обрести там свободу и любовь. Но, пытаясь присвоить Земфиру себе, он с удивлением обнаруживает, что нелюбим, и оказывается брошенным свободолюбивой женщиной, которая живет по другим законам и принципам. Не понимая и не принимая этого, Алеко убивает то, что недавно было для него венцом счастья.
Но это лишь размышления над первоисточником. Зрителям оперы предлагается все же другой материал — музыкальное видение литературного сюжета композитором Сергеем Рахманиновым. Еще один уровень — интерпретация оперы «Алеко» режиссером Екатериной Василёвой. Для нее важнее гениальный музыкальный ряд, передающий человеческую драму, нежели поэтическое произведение. В итоге получается спектакль о сложных взаимоотношениях между людьми. Хотя разве могут эти отношения быть простыми? Два человека — это по умолчанию два разных мира. Что говорить о ситуации, когда встречаются люди из разных социальных слоев, носители совершенно разных мировоззрений.
Но оттого только интереснее, как же разрешится конфликт в этом спектакле. Алеко убьет Земфиру и ее молодого возлюбленного. В этом сомнений нет. У режиссера не было намерения кардинально изменить сюжет, положенный в основу оперы. Но появление на сцене нереального мира с его синими конями и красными деревьями без листьев может привести к совершенно иному финалу. Пока это только размышления и догадки. Артисты готовятся к премьере и, по их собственному признанию, сами до конца не знают, чем обернется замысел режиссера.
Первый показ «Алеко» состоится 18 февраля. Перед премьерой зрителям покажут одноактную оперу «Моцарт и Сальери» на музыку Николая Римского-Корсакова, которая находится в репертуаре театра уже два года. В следующий раз увидеть премьерный спектакль можно будет 3 марта.
Поделиться