Дело жизни. Худрук челябинской филармонии рассказал о судьбе современных музыкантов

13 Марта 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Дело жизни. Худрук челябинской филармонии рассказал о судьбе современных музыкантов

Коллектив челябинской филармонии поздравляет своего художественного руководителя Владимира Ошерова с тройной знаковой датой в его жизни и творческой биографии.

Человек большого музыкального таланта и огромной души, Владимир Григорьевич одновременно отмечает свое 65-летие, 45 лет музыкальной деятельности и 10 лет работы в челябинской филармонии.

Фрагменты биографии

Творческий путь Владимира Ошерова начался в детстве, когда его семья еще жила в Запорожье. Будучи круглым отличником в обычной школе, в «музыкалке» Владимир Ошеров учился без особого энтузиазма, уж больно легко все давалось. Ситуация изменилась, когда мальчика послушал заехавший в украинский городок полковник Константин Романченко, руководитель Московского военно-музыкального училища. Он-то и сказал, что юному музыканту с таким слухом нужно учиться в Москве.

В столицу от Запорожья после жесткого отбора направляли только двух человек. Вдохновленный желанием учиться в Москве, Володя Ошеров прошел кастинг, а после успешно сдал экзамен и вошел в число 20 учеников Московского военно-музыкального училища (из 300 желающих). Затем была учеба на военно-дирижерском факультете Московской консерватории, где Владимир Ошеров обучался у легенд российской и советской музыки. Среди них — пианист, композитор Михаил Давидович Готлиб. Потом был переезд на Урал и работа сначала в Свердловской, затем в Челябинской области. После — 15-летний этап жизни и творчества в Израиле и, наконец, возвращение в Челябинск, где Владимир Ошеров живет и занимается музыкой до сих пор, не потеряв связи с музыкальным миром российской столицы и Израиля.

В качестве художественного руководителя челябинской филармонии Владимир Ошеров сочетает в себе способности и организатора, и автора концертных программ, и композитора, и аранжировщика. Им написано более 2000 аранжировок различных произведений для коллективов филармонии и других музыкантов. Есть и авторские произведения.

Процесс создания музыкальной аранжировки похож, по словам Владимира Ошерова, на то, как работают художники. Описать творческую лабораторию музыканта словами сложно. Лучше слушать ее результат. И слова самого музыканта.

«Рисуя» музыку

— Профессия музыканта — очень специфическая и, наверное, самая неблагодарная, так как требует сумасшедших затрат энергии, времени и труда. При этом немногие могут по достоинству оценить качество этой работы, а не махнуть рукой и пойти на концерт Стаса Михайлова. Сегодня профессия музыканта непрестижная и не особо оплачиваемая. Дошло до анекдота: министр культуры России всенародно заявляет, что тот, кто идет учиться в консерваторию, должен готовиться к тому, что ему придется подрабатывать, играя в подземном переходе.

— Мне жалко молодых музыкантов. Талантливейшие ребята либо ничего не делают, потому что не верят, что это кому-то нужно, либо идут зарабатывать на коммерческих проектах, либо вообще уходят из профессии. Если смотреть по творческим коллективам нашей филармонии, у нас работают люди, которые просто не могут жить без этого. И они делают это не для денег.

— Я вообще-то не композитор, хотя у меня много авторских сочинений. Изначально я аранжировщик, и считаю это основным своим занятием. У каждого человека должно быть главное дело, которое получается у него лучше всего. Плохо, если этого нет. Тяжело работать без души, когда в конце рабочего дня не помнишь, что было сделано. Я бы так не смог.

— Первую серьезную аранжировку, за деньги, я написал 53 года назад. Сложно объяснить, как это происходит. Это сродни тому, как работает художник. Ты сначала пишешь ноты, прописываешь партии разных инструментов, если это оркестр. Симфонические партитуры не помещаются целиком на экране компьютера, поэтому приходится уменьшать размер файла. Увидев общее движение мелодии, «картину» целиком, можно совершенствовать нотную запись, добавлять штрихи.

— В музыке, как и в математике, действуют строгие законы — законы формы, оркестровки, построения аккордов. Не зная их, музыкант, даже если он гений, ничего толкового не напишет. Не правы те, кто говорит, что Моцарт сам начал писать музыку в пять лет. Во-первых, первые произведения он написал позже. Во-вторых, он два года до этого занимался с отцом и прошел весь курс консерватории.

Сравнение не в пользу

— В Израиле совершенно другое отношение к музыкантам. Да, пробиться там сложно, особенно без знания языка. Но, если ты действительно профессионал, ты найдешь свое место. В целом, если сравнивать с Россией, ситуация для музыкантов там лучше. Совсем другие оклады. Педагог в музыкальной школе может получать 40 долларов за урок. А если у него их 4 или 5 в день? К тому же там очень дорогие билеты на все концерты.

— В Челябинске есть своя культурная среда. Может, не такая широкая, но есть. Челябинск — джазовый город, что признают ведущие российские музыканты, в том числе Игорь Бутман, а он врать не будет. В Челябинске подготовленная к восприятию джаза публика. Она хлопает там, где нужно, не аплодирует, если прозвучала неудачная джазовая импровизация, и, напротив, взрывается овациями, если все понравилось. В Екатеринбурге, к примеру, нет такой джазовой публики. Там она больше академическая.

О личном

— Я не терплю, когда люди врут в принципиальных вещах, когда обманывают из корысти, не выполняют обещания. Я страшно не люблю необязательность. Может, потому что 26 лет был в армии. Не понимаю, как можно за глаза говорить о человеке плохо. Если тебе что-то не нравится, скажи это прямо в лицо. Если в личной беседе ты уже не сможешь этого повторить, то вообще говорить не стоит. С другой стороны, я ценю в людях в хорошем смысле слова профессиональную одержимость, фанатичность, преданность своему делу.

— Пройдя 50-летний рубеж, я сформулировал для себя главный жизненный принцип: надо верить в себя. Если человек в себя верит, у него все получится. И наоборот… Ну и, конечно, нужно быть честным человеком, трезво, без мании величия оценивать свои способности, уважительно относиться к коллегам.

— Музыка для меня в разных проявлениях — почти все. Это 97 процентов моей жизни. Я живу этим, я постоянно что-то пишу, слушаю. Иногда мне, может, и не нравится такое положение вещей, хочется позаниматься чем-то еще. Но все равно затягивает — либо сам процесс, либо общение с коллегами-музыкантами, с которыми важно обсудить какие-то вопросы, которым нужно дать совет или получить его от них. Я по-прежнему веду постоянную переписку с друзьями, которые работают в музыкальной сфере за границей или в других городах.

— Для меня счастье — это заниматься любимым делом. И какие-то простые вещи — когда тебе комфортно живется, есть хлеб, вода, горит свет, рядом находятся хорошие люди, с которыми приятно общаться.

— Любовь — двигатель прогресса. Это то, ради чего мы живем. Это вся жизнь. Любовь жива в душе всегда. Бывает, что-то не нравится в человеке. Но ведь всегда есть и что-то хорошее. Если же ты не видишь ничего хорошего, то, может, пора разобраться в себе?

Поделиться

Вчера | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты