Желать странного. Произойдет ли переформатирование Челябинского молодежного театра?

18 мая в Челябинском молодежном театре премьера спектакля «Тартюф» по пьесе Жана-Батиста Мольера. Автором постановки выступил режиссер из Санкт-Петербурга Искандэр Сакаев.
-
Сквозь смех и слезы. Внук Вениамин в челябинском Камерном театре
-
Нужна ли классика в провинции. Дочь Елены Образцовой рассказала, как приучить детей к прекрасному

В 1995 году окончил ВГИК, прошел обучение в режиссерской магистратуре Центра Мейерхольда и школы-студии МХАТ, по окончании которой был приглашен в Александринский театр. Оттуда через несколько лет режиссер отправился в свободный полет.
В Челябинск Искандэр Сакаев мог и не приехать, были другие предложения. Но что-то заставило его выбрать для работы именно эту среду, именно Урал. Результат оказался неоднозначным, непростым и в чем-то неожиданным…
Лишь бы не мешали
— Почему вы остановили свой выбор именно на Челябинском молодежном театре?

— Потенциал для этого есть?
— Здесь долгое время ничего не происходило, но могут начаться действительно любопытные процессы. Лишь бы не мешали. Как обычно, в таких случаях очень сильно сопротивление инерционной массы, которая не принимает перемен. Конечно, сейчас и у заместителя министра культуры Челябинской области Григория Цукермана, и у директора Молодежного театра Галины Братышевой есть задача поменять ситуацию. Театр нуждается в серьезном переформатировании репертуарной политики и в целом внутреннего своего устройства. Но этот переход важно совершить аккуратно, чтобы не выплеснуть с водой и ребенка. А «ребенок» есть — есть неплохие, крепкие творческие силы в труппе и в постановочной части, с которыми можно и нужно работать. Если бы я формировал собственную идеальную труппу в некоем идеальном театре, то несколько актеров из труппы Челябинского молодежного туда бы вошли.
Не как в жизни
— В чем вы видите свою миссию как режиссера?

Театр интересен мне тем, что в нем может быть лучше, хуже, меньше, больше, страшнее, прекраснее, но не как в жизни. Театр ценен тем, что дает инъекцию того, чего нет в жизни. В Челябинске в этом смысле море возможностей. Здесь вдвойне необходим театр как праздник, как драйв, чтобы оттенять или переформатировать ту жизнь, которая окружает людей.
— Челябинские театры справляются с этой задачей?
— Они и не ставят перед собой подобной цели, существуют в советской системе координат. Дают деньги — тратят. Никто по большому счету не задумывается, что нужно делать для того, чтобы к ним приходили. Почему эта пьеса возникает здесь и сейчас? Почему именно этот актер выходит на сцену? Почему именно такой звук, такой свет на сцене? А самое главное, почему именно этот текст произносится или не произносится в данный момент? На эти вопросы возникает масса ответов. И только они дают надежду на то, что ты, как режиссер, попадешь в сердце зрителя.
Под занавес…

— Ответственность.
— Вы хотели бы жить в другую эпоху?
— Жить, пожалуй, нет. А вот побывать в другом времени можно было. Я бы побывал там, где фехтование — необходимый элемент жизни.
— Есть какой-то театральный персонаж, образ, который вам максимально близок по духу?
— Скорее, это персонаж, который максимально выражает меня как режиссера. Пожалуй, это Хлестаков. Или Чичиков. Создатели воздушных замков, которые существуют только в момент, пока их «строят».
— С чего начинается театр?
— С потребности познания, узнавания чего-то нового, соприкосновения с чем-то иным, чего нет в повседневной жизни. Мне вспоминается один из моих любимых рассказов братьев Стругацких — «Попытка к бегству», одного из персонажей которого наказывают за то, что он «желал странного». В общем, если ты желаешь странного, но как-нибудь в обход психушки, театр — самое для этого место.
— Что для вас значит быть счастливым?
— Счастье — это не процесс. Это точка. Поэтому его трудно зафиксировать и сформулировать. Раньше мне казалось, что счастье — это момент реализации себя, делание чего-то, ощущение собственной нужности. Чем старше становлюсь, тем больше понимаю: иногда неделание доставляет больше счастья. Счастье — это всегда то, что невозможно сформулировать. Особенно в отношении творчества.
Поделиться