Нужна ли классика в провинции. Дочь Елены Образцовой рассказала, как приучить детей к прекрасному

31 Марта 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Нужна ли классика в провинции. Дочь Елены Образцовой рассказала, как приучить детей к прекрасному

В Челябинской области, в городе Сатке, состоялся первый Международный фестиваль классической музыки имени Елены Образцовой «Кармен». На открытии музыкального форума выступили солисты Международной академии музыки, о которой 20 лет мечтала великая певица.

Сегодня уникальное образовательное и просветительское учреждение культуры в Санкт-Петербурге возглавляет Елена-Макарова-марочка_DSC1784.jpgее дочь — оперная певица, ученица Монсеррат Кабалье, педагог Елена Макарова. Во время гастролей в Челябинской области она поделилась своим мнением о том, востребована ли сегодня классическая музыка и чем отличаются слушатели на Южном Урале.

С любовью в сердце

— Елена Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, об академии, которую не без трудностей, но все же удалось создать в Санкт-Петербурге.

— Международная академия музыки была мечтой мамы. К сожалению, она не дожила до открытия. По ее изначальному замыслу, в академии должен был быть создан новый тип внешкольного и дополнительного профессионального преподавания, учитывающий особенности каждого учащегося и закладывающий основы музыкальной культуры. Она опиралась на лучшие традиции русской и мировой певческой школы и хотела приглашать истинных профессионалов своего дела для преподавания и проведения мастер-классов, что мы и делаем сегодня. По сути, это дополнительное образование для тех, кто окончил консерваторию. Но есть и детские направления. Это факультеты академического и эстрадно-джазового вокала, хорового, театрального, изобразительного искусства. Также к нам присоединилась балетная школа Илзе Лиепы.

— Вы не первый раз выступаете в Сатке. Чем привлекают вас гастроли на Южном Урале?

— Здесь невероятно красивая природа, потрясающие горы. И абсолютно другие люди. Ни в Москве, ни в Питере таких нет. Южноуральцы — это искренние, добрые, отзывчивые, теплые слушатели. Мама была безумно влюблена в Сатку. Она с таким восторгом гуляла здесь, ходила в баню, ездила в горы, играла с собаками в питомнике на Зюраткуле, ездила на комбинат «Магнезит». Ей все было интересно. Она была земным, естественным, любящим жизнь человеком.

— Есть ли разница между слушателями за границей и в России?

— Нет разницы. Если петь искренне, если отдавать себя, люди будут принимать это и так же искренне отдавать свою любовь. Просто в России, особенно в малых городах, еще больше искренности. Здесь эти концерты еще более востребованы, потому что здесь это не так доступно и распространено. В той же Европе есть официальные телеканалы, где, к примеру, показывают только оперу. У нас этого нет, поэтому люди жаждут и ищут этого. И это здорово.

Земная звезда

— В рамках фестиваля вы представили не только солистов академии, но и выставку, посвященную личности и творчеству Елены Образцовой. Что это за экспонаты?

— Это мамины личные вещи. В основном она известна как певица и актриса. Мне же хотелось показать и другую сторону ее личности. Мама очень любила животных, поэтому там есть фотографии с тиграми, медведями, собаками. Она пережила блокаду Ленинграда, была абсолютно не доигравшим в детстве ребенком. Всю жизнь она собирала плюшевых зверушек, а когда они уже не помещались в комнате, отвозила их в детский дом и начинала собирать заново. Особенно мама почему-то любила мышей и лягушек. На выставке можно увидеть сделанные под заказ серьги и кольцо с лягушкой. Она их ловила в саду и говорила: «Смотри, какое мягкое пузичко. Вот так надо петь: чтобы, когда ты пела, у тебя живот был мягкий и упругий, как у лягушки». Во многом она была большим ребенком, поэтому у нее были вещи с диснеевскими героями, котиками, смешными картинками. Она была естественным человеком, любила жизнь, любила смеяться, не боялась выглядеть смешной. Поэтому на выставке много забавных фотографий.

— Вероятно, ей были совершенно чужды звездные замашки.

— В этом плане она была абсолютно нормальным человеком. Мама всегда говорила, что звездность — это признак или глупости, или ощущения несостоятельности. Когда человек состоялся как личность, ему не нужно выпендриваться, не нужно что-то из себя изображать. Во время гастролей она никогда не просила предоставить ей непременно желтые простыни или фиолетовый «мерседес». Только свежую воду.

В колыбели с Моцартом

— На ваш взгляд, классическая музыка сегодня достаточно поддерживается в России? Востребована ли она аудиторией?

— Она востребована. Но существует публика и общественная политика. Людей отучили читать, слушать классическую музыку, ходить в музеи. Из них сделали зверушек за время перестройки, пустив в Россию самое пакостное, что было за границей, начиная с порнографии и заканчивая певцами, которых там никто не знает. Здесь же их представляли как великих солистов и говорили, что это эталон.

Люди разучились слушать музыку, а ведь это душевная работа. Мы пытаемся восстановить баланс. Нельзя навязать человеку музыку, культуру, но необходимо дать ему возможность решить, нужно ему это или нет. Меня радует, что Владимир Путин обратил на это внимание и сказал, что нужно нести большое искусство в малые города. Во время наших гастролей в Сибири или в средней полосе слушатели не единожды признавались, что покупали билеты на концерт Елены Образцовой за день до ее концерта, потому что до конца не верили, что мама действительно может приехать в их, как они говорили, деревню. Для меня это подтверждение того, что люди везде хотят слушать красивую, умную, добрую, хорошую музыку.

— Нужно ли быть подготовленным для этого?

— Что значит — подготовленным? Нельзя подготовить душу. Но можно сформировать культуру. И делать это нужно, начиная с детского возраста. Если вы с детства включаете ребенку классическую музыку, хотя бы для того, чтобы он хорошо спал, со временем он начнет воспринимать это как нечто естественное в своей жизни. Классическая музыка, знание иностранных языков — это не для гениев. Есть дети с особенностями развития, с синдромом Дауна, у которых родители — граждане разных государств. Так вот эти дети со временем сами начинают говорить на двух-трех языках. Что уж говорить о здоровых детях. Ставьте своему ребенку с младенчества колыбельные Моцарта, Брамса, и он все сам будет понимать. Это делается не для того, чтобы ребенок потом не выходил из театра или филармонии. Но это формирует базу, ниже которой он уже не сможет скатиться.

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты