Мастер театра марионеток из Киева и челябинские актеры научили юных челябинцев летать

22 Июня 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Марат Муллыев, предоставлены Челябинским театром кукол им. В. Вольховского
Мастер театра марионеток из Киева и челябинские актеры научили юных челябинцев летать

Хочешь быть счастливым — будь им. Хочешь летать — лети. Наше счастье — в наших руках. Каждая из этих фраз в той или иной степени отражает главную идею спектакля Челябинского театра кукол им. В. Вольховского «Мечта Маленького Ослика», премьера которого состоялась 30 апреля. Это постановка для самых маленьких. Однако киевский режиссер Михаил Яремчук снова сумел сделать детскую сказку интересной взрослым и понятной детям.

Спектакль уже заявил о себе. По итогам областного фестиваля профессиональных театров Челябинской области «Сцена‑2017» «Мечта Маленького Ослика» стала фаворитом у детского жюри, которое удостоило Челябинский театр кукол им. В. Вольховского дипломом лауреата за лучший спектакль в номинации «Детское милое чудо». Вручение награды дети сопроводили словами: «Спасибо вам за то, что научили летать без крыльев».

Ослик-1.jpg

Узнаваемый почерк

В 2003 году Михаил Яремчук уже ставил на сцене Челябинского кукольного театра спектакль «Подарок для папы» — историю про обозленного на весь мир волка, который волею судьбы вынужден был стать папой крохотному цыпленку, а в итоге — обрести смысл в жизни. Прошло уже 14 лет, а спектакль все еще собирает полный зал.

В одном из интервью Михаил Яремчук признался, что философия его театра всегда была взрослой. Выбирая материал для постановки, он не делает скидку на возраст зрителей. Ведь дети, как и взрослые, переживают те же самые проблемы, только по-своему. Поэтому на счету Михаила Яремчука такие совсем не детские работы, как «Макбет», чеховский «Вишневый сад», «Дом, который построил Свифт» по пьесе Григория Горина, «Коняги» по пьесе болгарской писательницы Рады Московой «Куда ты, жеребенок?».

Спектакли Михаила Яремчука отличают глубокий смысл, лиричность, музыкальность и оригинальный подход к воплощению главной мысли. Режиссер работает с марионетками, показывая тем самым высший пилотаж в искусстве кукольников. Актерам приходится управлять персонажами при помощи нитей, заставляя их двигать руками и ногами, губами и глазами. Кроме технического навыка здесь нужна способность «оживить» куклу, соединившись с ней своею душой. Поэтому театр марионеток считается таким сложным.

Челябинские актеры с марионетками работать умеют и любят. И с Михаилом Яремчуком они тоже нашли связующую нить. К слову сказать, одной из ожидаемых премьер следующего сезона снова станет работа киевского режиссера. На этот раз в основе нового спектакля — произведения польского писателя и драматурга Славомира Мрожека.

Обретая смыслы

Ослик-5.jpg«Мечта Маленького Ослика» — это история о взрослении, об обретении веры в себя, о том, как важно учиться на собственных ошибках, не забывая при этом прислушиваться к советам и мнению близких. Главный герой  упрям и настойчив в своем безудержном познании мира. При этом он искренне мечтает научиться летать, как бабочка, и готов на крайности ради исполнения мечты. На этом пути Ослика ждут испытания, из которых он, к счастью, выходит невредимым, обретая понимание того, как ценна семья.

Несмотря на глубокий нравственный посыл, спектакль лишен назидательности, не перегружен житейскими проблемами, не концентрирует внимание на проблеме отцов и детей, хотя и это здесь есть. Легкости этой истории добавляет музыкальное сопровождение спектакля. Ненавязчивые, легкие, на первый взгляд, мелодии из известных классических произведений гармонизируют настроение и несколько успокаивают оживленную детскую аудиторию.

В центре сюжета — юная душа, которая взрослеет на наших глазах и в конечном счете достигает желаемого, отправляясь в полет самым необыкновенным образом, который возможен только в сказке, только в кукольном театре. Дети уходят из зрительного зала в восторге, взрослые — с возможностью по-новому взглянуть на, казалось бы, решенные для себя жизненные вопросы.

То ли люди, то ли звери

Сценография спектакля, как и его содержательная сторона, не перенасыщена предметами. Главные кукольные персонажи — животные, насекомые — хара́ктерны и выразительны. Сопровождающие их актеры становятся их продолжением, но в какой‑то момент уходят из поля внимания, которое переключается только лишь на героев сказки и их перемещения в пространстве сцены.

Александр Малышев, который исполняет роль главного персонажа, Ослика, первый появляется на сцене и задает общее настроение. Как и его герой, он любопытен и светел, полон доброй энергии и живости. Однако сам по себе актер оставляет впечатление задумчивого Пьеро, грустного мима с выбеленным театральной краской лицом. Такой же грим рождает эту ассоциацию и при взгляде на других членов семьи — веселых, добродушных, но все же немного меланхоличных, словно оторванных от действительности.

Ослик-3.jpg

Папа в исполнении заслуженного артиста РФ Федора Псарева не только привозит в дом еду, являясь главным кормильцем, но и становится проводником важных для его сына смыслов. Только выступает он при этом в роли то Крокодила, то Барсука. Елена Блажеева (мама Ослика) в очаровательном платье и аксессуарах, выполненных в стиле ар-деко и навевающих воспоминания об эпохе джаза и «Великом Гетсби», — то улетает в мечты, играя на любимом фортепиано, то пробегает быстрым Зайцем, то пытается в образе Улитки все же направить заплутавшего Ослика на правильный путь. Философское настроение Бабушки, которую играет заслуженная артистка РФ Наталья Балдина, незаметно перетекает в лень и медлительность Гусеницы, которая и «вдохновила» юного упрямца пуститься в опасное приключение. Она же, Наталья Балдина, в какой‑то момент олицетворяет мечту Ослика, появляясь на сцене прекрасной бабочкой.

Тот факт, что один и тот же актер становится проводником разных персонажей-марионеток, никого не сбивает с толку, потому что внимание зрителей все равно приковано к сказочным героям, воплощенным рукой московского художника Ирины Хмарук.

Это только начало

Общая линия спектакля начинается в конкретной точке и целеустремленно уходит вверх, повторяя взлетную траекторию самолета. Кульминацией становится не встреча беззащитного Ослика с главной опасностью — Крокодилом, а его финальный полет в окружении самых родных и близких. Хотя взрослому зрителю более кульминационным и важным, возможно, покажется момент знакомства Ослика с Барсуком и тот урок, который упрямец получает от нового лесного друга. Дети же, как будто несколько заскучавшие во время лесных мытарств Ослика, получили сполна радостных переживаний в самом конце, когда на них со всех сторон… Но лучше пусть зритель, еще не побывавший на премьере, сам узнает, чем закончилась (или только началась) эта добрая история.

Правда, сделать это удастся уже только осенью. Летом труппа кукольного будет готовиться к новым премьерам. До нового года в Челябинском театре кукол им. В. Вольховского состоятся как минимум три открытия: «Новый Робин Бобин» по стихам челябинского поэта Аси Горской, «Каменный цветок» по мотивам произведений Павла Бажова и спектакль для взрослого зрителя «Мой муж Даниил Хармс» по воспоминаниям Марины Дурново, записанным литературоведом Владимиром Глоцером.

Ослик-2.jpg

09.08.2019 | 15:06
Попрошайка или бренд? Режиссер и директор размышляют о роли театра в современном мегаполисе

История Камерного театра в Челябинске началась в конце 1980-х — не самое лучшее в финансовом плане время. Но он выжил, потому что сразу завоевал интерес зрителей и с начала 1990-х получил поддержку из бюджета региона, став государственным. Об идеалах и реалиях отдельно взятого маленького театра в условиях современной экономики и социальной политики размышляют его директор Илья Коломейский и главный режиссер Виктория Мещанинова.

30.07.2019 | 16:51
Сменить имидж. Как привлечь южноуральцев к современному искусству

С 1 по 4 августа в челябинском Доме архитектора пройдет фестиваль «Белый квадрат».

03.07.2018 | 10:00
«Детский альбом» Петра Чайковского в Челябинском театре кукол исполнили в шесть пар рук

Финальным аккордом сезона в Челябинском театре кукол стал музыкальный спектакль без слов «Детский альбом» в постановке режиссера Александра Борока.

05.06.2018 | 16:35
Нелли Уварова: «С детьми мне гораздо интереснее, чем со взрослыми»

В Челябинске актриса Нелли Уварова рассказала, как надо воспитывать зрителя, о пути в театр, письмах счастья и истории девочки Симоны.

Новости   
Спецпроекты