Искусство борьбы. Чем закончился эксперимент челябинских художников в городском бору

17 Ноября 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Искусство борьбы. Чем закончился эксперимент челябинских художников в городском бору

В день открытия инсталляции petra scandali («Камень преткновения») в Челябинске было частично перекрыто движение из-за приезда президентов России и Казахстана. Тем не менее кто хотел попасть в галерею современного искусства «ОкNо» в тот вечер, добрался без проблем. И все же организаторы и посетители отметили эту, может, и неявную, но метафору: для кого‑то камнем преткновения может стать политическая или социальная повестка, а для кого‑то — сфера культуры.

Сопромат художника

О том, что мешает и помогает в работе современному художнику, возможно ли искусство без борьбы и каково это — рисовать камнями на природе, рассказала челябинский художник-график, создатель мастерской печатной графики «Печка» и творческой группы «ЧЕ», один из авторов проекта «Камень преткновения» Ольга Гражданкина.

Напомним, что инсталляция представляет собой ряд объектов, которые остались после художественной акции в городском бору. Тогда, весной 2017 года, челябинские художники Ольга Гражданкина и Алиса Горелова создали три графических листа, используя камни, политые акриловой краской, которые они разными способами прокатывали по бумаге. Прочитать об этом можно здесь.

— В анонсе довольно много говорится о революции 1917 года. Инсталляция посвящена тем событиям или нет?

— На самом деле, нет. Над этим проектом мы начали думать еще задолго до годовщины революции 1917 года. Так что никакой конъюнктурной привязки нет. Это, скорее, размышления о сути революции вообще, а также о том, как через преодоление художник движется к новым целям и достижениям… Как‑то во время обсуждения темы внутреннего состояния художника одна моя студентка сказала: «Получается, художник постоянно умирает». В принципе, она права. То, что он придумал, постепенно изживает себя, становится пройденным этапом, архаикой, старьем, и нужно создавать что‑то новое. Классный пример, на мой взгляд, — это Пикассо. Человек, который постоянно менялся, искал разные варианты, возможности, формы. У нас же почему‑то считается, что если ты живописец, то не можешь браться за глину, например. Но я считаю, что художник имеет полное право выбирать материал и с ним работать. «Камень преткновения» об этом.

— В манифесте, посвященном проекту, вы пишете: «Мысли и действия художника — это камень преткновения для общественного мнения, чувствительность художника — камень преткновения для него самого. Чтобы сдвинуть его, нужна внутренняя революция. Поэтому художник находится в состоянии постоянной войны с самим собой». Это концепция конкретно этого проекта? Или отражение ваших взглядов на творчество вообще?

— С одной стороны, это, конечно, об этой инсталляции. Но с другой… состояние борьбы нормально для любого художника, который работает с настоящим искусством, не на продажу.

— А если внутренней борьбы нет?

— Значит, художник не сможет ничего создать. Он может написать красивый пейзаж, натюрморт, но для этого не нужно думать, напрягаться. Достаточно просто слиться с природой. Это обычно отдых. Если есть идея, цель, эксперимент, то всегда возникает внутренняя борьба. У художника есть свой сопромат, свое сопротивление материала. Без него получится просто красивая картинка, чтобы дома повесить.

— Является ли депрессия, творческий или жизненный кризис проявлениями этой борьбы? Могут ли они помочь в творчестве?

— Нет, это не борьба. Если у художника депрессия и потерянность, то, получается, он сдался. Борьба — это проявление внутренней войны… Просто с возрастом у некоторых художников не хватает сил на эту борьбу. Из-за этого может начаться депрессия, тот самый творческий кризис. А есть художники, которые живут без этого. Но на это очень много сил нужно.

Суть — в действии

— Что дает вам силы на борьбу?

— Это просто черта характера. У нас с Алисой — академическое художественное образование. И мы решили проверить: хватит ли у нас духа поработать в области современного искусства. Хотя наши преподаватели, особенно старшего поколения, такого не приемлют. По их мнению, так делать нельзя, это неправильно, это игрушки. В итоге оказалось, что все не так сложно. Это просто один из вариантов работы с формой.

— Помимо того, что это был ваш личный эксперимент, у вас была какая‑то цель?

— Моя цель — поговорить со зрителем на разных языках. Например, в рамках выставки «ZOOM 100: вторжение» мы говорили на языке понятном, использовали традиционные инструменты — иллюстрацию, фотографию, графику. Здесь мы разговариваем через инсталляцию, перформанс. Нам хотелось бы, чтобы зритель понял: формы художественного высказывания бывают разные.

— Вы пытались заложить в эти графические листы какую‑то конкретную мысль, идею?

— Наш с Алисой перформанс — это в большей степени искусство действия. Само по себе получившееся изображение можно считать абстрактной графической работой. Но здесь важнее, как это было создано. Можно было взять кисть и что‑то подобное сделать в теплом помещении. А мы решили выйти на природу и попытаться нарисовать камнем, несмотря на то, что было дико холодно, неудобно. Наблюдателю происходящее покажется бесполезным, непонятным действием. А для нас, художников, это важно. Суть в действии. Действие породило артефакты, которые потом стали самостоятельным произведением.

— Как это будет храниться после выставки?

— У меня в мастерской в свернутом виде, на полочке.

— Эта инсталляция может стать произведением искусства?

— Это не мне решать. Сегодня в принципе все, что выставляется в галерее или музее, априори считается произведением искусства. Но время может все стереть и убрать. Только время покажет, станет ли это просто мусором или сохранится как ценный художественный объект.

— Есть желание продолжить эксперименты в области современного искусства?

— Да. Уже сформировалась команда, которая работает над следующим проектом. Там будет много графики, объекты. Я хочу попробовать себя в работе с глиной, с объемом, несмотря на то, что я этому не училась. Но гравюра для меня все равно главное направление. Мне нравится, что в современном искусстве, перформансах помимо прочего есть элемент игры. Графика для меня — более сложная, фундаментальная работа, эмоционально и физически.

Вчера | 15:21
В Челябинске посвящают концерты нобелевским лауреатам

Еще 22 октября 2018 года челябинцы стали свидетелями, как на филармонической сцене стартовал цикл концертов, посвященный творчеству нобелевских лауреатов России по литературе. Об этом необычном проекте читателям «ЮП» сегодня рассказывает его руководитель, поэт и драматург, лауреат литературных и театральных премий Константин Рубинский.

19.04.2019 | 12:44
Роман с публикой. Денис Мацуев признался в любви Южному Уралу

18 апреля в Челябинске открылся VIII Международный фестиваль «Денис Мацуев представляет».

03.07.2018 | 10:00
«Детский альбом» Петра Чайковского в Челябинском театре кукол исполнили в шесть пар рук

Финальным аккордом сезона в Челябинском театре кукол стал музыкальный спектакль без слов «Детский альбом» в постановке режиссера Александра Борока.

05.06.2018 | 16:35
Нелли Уварова: «С детьми мне гораздо интереснее, чем со взрослыми»

В Челябинске актриса Нелли Уварова рассказала, как надо воспитывать зрителя, о пути в театр, письмах счастья и истории девочки Симоны.

Новости   
Спецпроекты