Беседа без слов. На сцене Челябинского молодежного театра создали микрокосм для детей и взрослых

15 Декабря 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: предоставлено Челябинским молодежным театром
Беседа без слов. На сцене Челябинского молодежного театра создали микрокосм для детей и взрослых

Спектакль «Давай никуда не улетим, Ежик…»  — настоящее волшебство, созданное режиссером Александром Черепановым и тремя актерами Молодежного театра. Без слов они ведут со зрителями диалог о том, что такое дружба и преданность, как бороться со своими страхами, как не потерять себя.

Казалось бы, об этом в театре столько уже сказано и показано. Да и в жизни мы постоянно сталкиваемся с этими вопросами. Как сделать так, чтобы тебя действительно услышали и поняли, как добраться до сердца каждого зрителя — и ребенка, и взрослого? Ответ режиссера — без слов.

Таинственный микрокосм

Одна из особенностей спектакля — рассадка зрителей. Посадочные места на арьерсцене смотрят в сторону основного зрительного зала. Из его глубины к сцене проложен подиум, в конце которого в контровом свете появляется первый персонаж. Сказка начинается… Фигура приближается к зрителям под шум волн, словно по лунной дорожке на воде. Ежик в исполнении Екатерины Писаревой получился нежным, хрупким, добрым существом. Его любимое занятие — сдувать пылинки со звезд, а потом долго смотреть на них в вечерней тишине.

Его уединение нарушает персонаж Вячеслава Косарева. Неуклюжий, широкоплечий Медвежонок не сразу присоединяется к безмолвной медитации Ежика. Таинственное звездное небо, тихий микрокосм поначалу оказываются для него закрытым, недоступным миром. Но доброе отношение друга, его терпение и принятие помогают косолапому увидеть красоту. Подобная история повторяется и с весельчаком-зайцем. Антон Ремезов играет совсем нетрусливого косого. Разве что немного пугливого. Его персонаж с удовольствием общается со зрителями и не прочь устроить какую‑нибудь веселую игру.

Несмотря на свою медитативность, спектакль «Давай никуда не улетим, Ежик…» построен на постоянном взаимодействии со зрителем. Дети и взрослые становятся частью этой лиричной, тихой, безмолвной сказки, соучастниками персонажей в истории про дружбу и свет, сотворцами волшебного мира. Сотворчество проявляется в том, что каждый сам достраивает реальность спектакля, интерпретируя отдельные моменты по-своему. Некоторые фрагменты, напротив, кажутся вполне однозначными по своей смысловой составляющей. Например, сцена, в которой Ежик, Заяц и Медвежонок борются со страхом темноты или пытаются справиться с одиночеством и потерянностью с помощью прикосновения.

Но безмятежность этого мира, как и он сам, очень хрупка. Здесь легко можно нарушить равновесие, легко потеряться в, казалось бы, замкнутом, ограниченном пространстве, которое на самом деле уходит в бесконечность — стоит на минуту забыть о ближнем, перестать уделять ему внимание…

Давай-никуда-не-улетим-Ежик2_предоставлено-молодежным-театром.jpg

Сказка в сказке

Художник-постановщик Константин Михайлов, пользуясь минимальными средствами, рисует почти потусторонний, метафизический мир, полусон-полуявь. Непонятно, есть ли там день, или всегда ночь, сменяют ли друг друга зима, осень и другие времена года. Лес это или берег моря? При этом каждая деталь на сцене, каждый предмет обретают дополнительное, символическое значение. В конце концов это просто красиво: опускающиеся и остановившиеся на разном уровне лампочки-звезды в замысловатых шарах-абажурах, сплетенных из ветвей-нитей.

Особую атмосферу создает музыка — немного классики, минорные переборы гитары с эффектом эха, космическое звучание ханга. Каждая сцена, в зависимости от происходящих событий, сопровождается соответствующей по настроению композицией — то умиротворяющей, то тревожной, то убаюкивающей. Но никогда — громкой, ни разу — резкой. Тишину этого мира не нарушают ни музыка, ни звуки, ни даже смех зрителей. Они просто растворяются в пространстве зала.

Спектакль без слов длится час. Зрители погружаются в дивный мир, но не успевают заскучать, что важно, так как постановка рассчитана на аудиторию с 6 лет. Напротив, дети искренне и живо реагируют на каждое движение персонажей, каждый эпизод. Это еще раз подтверждает, что о самом главном можно, а, может, и нужно говорить без слов.

Взрослым в этом мире тоже будет хорошо, уютно и интересно. При желании они смогут сделать для себя неожиданные открытия. Например, увидеть в уходящих в конце спектакля персонажах идущих по воде апостолов или вспомнить «Снежное шоу» Вячеслава Полунина. Так одна сказка оставляет место для других сказок, которые кем‑то уже написаны и воплощены или которые мы можем придумать сами и привнести в свою жизнь.


10.10.2019 | 17:04
Герой из девяностых. Сюжет для рассказов известный писатель брал из челябинских газет

Однажды Иван Бунин в беседе с Ириной Одоевцевой заметил, что писать нужно только о страшном или о прекрасном. Как хорошо ни изобразить скуку, все равно скучно читать. Когда читаешь тексты Романа Сенчина, думаешь про себя: «Этот парень, должно быть, выбрал для себя вариант «о страшном». Да и как не быть страшному, если пишет он о 90-х годах. Накануне известный российский писатель стал гостем «Южно-Уральской книжной ярмарки-2019».

08.10.2019 | 12:17
Феномен Публички. Чем челябинская библиотека отличается от финской Oodi

Челябинцы по-прежнему остаются читающей публикой. В этом убеждена директор Челябинской публичной библиотеки Наталья Диская, ставшая гостьей «Большой редакции» медиахолдинга «Гранада Пресс». В этом году она защитила кандидатскую диссертацию по культурологии, в которой отстаивает позицию: библиотека, безусловно, влияет на то, что происходит в культурной жизни региона.

07.10.2019 | 15:02
Коллективное искусство. Чем удивит Молодежный театр в новом сезоне

За последние три года Молодежный театр изменился. Увидеть это можно, даже если вы не театрал. 

03.07.2018 | 10:00
«Детский альбом» Петра Чайковского в Челябинском театре кукол исполнили в шесть пар рук

Финальным аккордом сезона в Челябинском театре кукол стал музыкальный спектакль без слов «Детский альбом» в постановке режиссера Александра Борока.

Новости   
Спецпроекты