В Челябинской области собираются сломать 400-летние традиции школьного образования

19 Января 2018 Автор: Руслан Сафин Фото: Вячеслав Шишкоедов
В Челябинской области собираются сломать 400-летние традиции школьного образования

С 2018 года в Челябинской области, как заявил губернатор Борис Дубровский, началась реализация новой программы развития образования. Она предполагает финансирование в размере почти 148 млрд рублей в течение восьми лет. Из беседы корреспондента «ЮП» с министром образования и науки региона Александром Кузнецовым выяснилось, что это далеко не единственная госпрограмма в этой сфере, хотя и наиболее емкая по ресурсам.

Всем места будут

— Александр Игоревич, о каких именно программах идет речь?

Кузнецов_DSC_6926.jpg— Действующих программ всего пять. Помимо программы развития системы образования до 2025 года есть программы, направленные на развитие профессионального образования, поддержку молодежи, развитие дошкольного образования и создание новых мест в общеобразовательных организациях. Их суммарный объем — порядка 450 млрд рублей до середины следующего десятилетия с учетом инфляции. Напомню, что министерство образования — это самое финансово емкое ведомство Челябинской области. Ежегодно в нашу систему направляется более 50 млрд рублей бюджетных денег.

— Финансирование программ пойдет плюсом к текущим расходам минобра или включено в них?

— Нет, это раньше программы были чем‑то дополнительным. Сейчас бюджетное финансирование полностью происходит по программному принципу. Но это не значит, что расходы на образование не вырастут. Однозначно вырастут хотя бы потому, что мы должны поднять зарплаты педагогов до уровня среднего размера оплаты труда по экономике региона. Поскольку средняя зарплата по экономике растет, должна расти и заработная плата педагогических работников. Вообще надо сказать, что 70 % расходов по нашей отрасли — это расходы на заработную плату.

Во-вторых, растут расходы на строительство новых объектов образования, хотя распорядителем этих средств выступаем не мы, а минстрой. Только в 2018 году мы сдадим три новых школы в поселке Есаульском Сосновского района, Магнитогорске и Челябинске, а также начнем строительство еще минимум пяти школ. Кроме того, есть ресурсы на строительство трех детских садов и на выкуп помещений в готовых зданиях. По-моему, область еще никогда не тратила столько денег на строительство объектов образования, сколько потратит в 2018 году.

Добавлю, что на федеральном уровне ожидается принятие программы по ликвидации очередности в детские сады, и мы можем рассчитывать на дополнительное финансирование нашей региональной программы. Думаю, что к 2020 году у южноуральцев не будет проблем с устройством в садик детей любого возраста.

Ставка на технарей

— В новой программе развития образования много целевых показателей. Какие из них вы считаете самыми важными?

— Они все важны, потому что без выполнения одних невозможно выполнить другие. Но если попытаться их как‑то структурировать, то есть индикативы, связанные с общим образованием, а есть связанные с дополнительным образованием. И дополнительное здесь вовсе не означает, что оно какое‑то второстепенное. Наоборот, многие люди при выборе будущей профессии ориентируются как раз на дополнительное образование. Например, если ребенок занимался в техническом кружке (что для нашего региона особенно актуально), то он часто нацелен на получение инженерной специальности в вузе или колледже. И по этому направлению у нас есть индикатив: к 2025 году 75 % детей должны быть охвачены дополнительным образованием. Думаю, этого мы достигнем без проблем, но для нас важна структура этого индикатива, чтобы там было как можно больше детей, занимающихся техническим и естественно-научным творчеством. Сейчас их где‑то 12-13 % от общего числа получающих дополнительное образование. Нам очень хочется, чтобы эта цифра выросла вдвое.

— Как будете этого добиваться?

— Например, в этом году при поддержке федералов мы откроем в Челябинской области два «Кванториума». Мы будем открывать их в сотрудничестве с нашими ведущими техническими вузами и на их площадях — это ЮУрГУ в Челябинске и МГТУ в Магнитогорске. Федерация выделяет нам порядка 60 млн рублей на закупку оборудования и ремонт помещений. Предполагается, что «Кванториумы» появятся и в других городах. Сейчас вот Златоуст заявился на этот проект.

Также мы анонсировали создание сети детских технопарков. Например, в Сосновском районе есть технопарк аграрного профиля, который мы создали вместе с «Садами России» и филиалом агроуниверситета. В Сатке есть «айтишный» технологический парк. Такие структуры мы поддерживаем и стараемся приблизить к месту проживания детей.

— Насколько я знаю, по линии областного Дома юношеского технического творчества тоже какие‑то интересные вещи происходят.

— Он у нас вообще курирует все техническое творчество в регионе и выступает как методический центр. Кстати, региональным оператором «Кванториума» тоже он назначен. Там сейчас работают над тем, чтобы наряду с развитием таких модных и дорогих направлений, как робототехника, осовременить традиционные виды технического творчества — авиамоделирование, судомоделирование и так далее. Эта область сейчас тесно связана с 3D-печатью, а это подразумевает владение 3D-дизайном и программированием. Кроме того, мы сейчас говорим о программировании самих моделей, а это уже практически выход на беспилотники.

Назад к природе

— Новая программа подразумевает, что все дети Челябинской области должны получать образование в соответствии с новыми государственными стандартами. В чем их отличие от старых?

— Государственные образовательные стандарты пересматриваются каждые десять лет, и если в стандартах старого поколения главным ориентиром были академические знания как таковые, то сейчас упор сделан на умение применять эти знания на практике. Поэтому обязательным элементом образовательных программ становится проектный подход, когда ребенок в течение учебного года под руководством педагога разрабатывает определенный проект, желательно практически значимый. Внедрение этих стандартов, на мой взгляд, идет достаточно успешно, потому что показатели российских школьников в мировых рейтингах постоянно улучшаются. Челябинская область уже завершает переход к новым стандартам. В этом году на них перешли десятиклассники, в следующем перейдут учащиеся одиннадцатых классов.

— Один из самых загадочных для меня индикативов программы — это обучение педагогов методикам преподавания по межпредметным технологиям. Что это за технологии и почему им уделяется такое внимание?

— Существующий сейчас подход к обучению школьников и студентов сложился еще 400 лет назад и называется классно-урочной системой. Изобрел ее в XVII веке великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Это когда детей одного возраста собирают в классы и рассказывают отдельно про математику, отдельно про физику, химию, литературу и так далее. Мы к этому привыкли и считаем, что по-другому нельзя, хотя на самом деле наша реальная жизнь не дробится на отдельные области — она одновременно и физична, и химична, и математична. И, например, Финляндия, один из мировых лидеров в области образования, полностью искоренила у себя предметное обучение.

На мой взгляд, в содержании нашего образования отдельные предметы тоже будут уступать место межпредметным дисциплинам. Фактически это уже происходит, но постепенно. Когда я рассказывал о государственных стандартах, я говорил, что сейчас доминирует проектный метод. Собственно этот метод и предполагает установление межпредметных связей, через него будет происходить переход к межпредметному познанию мира. Уже сегодня в некоторых образовательных программах нет физики и химии, а есть предмет естествознание. И со временем доля межпредметности будет только расти.
Вчера | 16:30
Палатки с фонарями. Почему европейскую ряпушку можно поймать только на Увильдах

— Чего развалился, как тюлень на пляже? — Я стоял перед своим тучным другом Володькой, который, обессиленный, лежал поперек рыбацкой тропы и в морозное утро пускал из-под шапки белесый пар. — Вставай, пехота, коли домой охота! До берега осталось всего ничего…

17.02.2018 | 08:20
Неделя в разрезе: Снега допросились. Масленица, блин. Развернули на поворот. Деньги в асфальт. Карантин для здоровья. В детсад без очереди. Выбираем президента

Читайте в итоговом недельном обзоре «ЮП»: Какие события в период с 12 по 17 февраля больше всего интересовали жителей Челябинской области.

14.02.2018 | 12:05
Пять лет после космоса. Как челябинский метеорит изменил жизнь землян

Ровно пять лет назад, 15 февраля 2013 года, «небесную твердь» над Челябинской областью пробил нежданный космический пришелец — небольшой астероид, чьи остатки украшают сегодня научные коллекции всего мира. В преддверии юбилейной даты «Южноуральская панорама» попыталась выяснить, какой след оставил каменный гость в нашей жизни, и разузнала у ученых последние эксклюзивные новости о нем.

06.02.2018 | 15:46
Челябинский Хогвартс. Элитная школа готова учить всех желающих по интернету

С 2018 года от 60 до 100 особо талантливых школьников Челябинской области будут ежегодно проходить очно-заочное обучение в областном многопрофильном лицее-интернате (ЧОМЛИ). Кроме того, все школы, имеющие техническую возможность, смогут слушать вебинары сотрудников лицея и приглашенных преподавателей.

Новости   
Спецпроекты