Пять лет после космоса. Как челябинский метеорит изменил жизнь землян

14 Февраля 2018 Автор: Руслан Сафин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Пять лет после космоса. Как челябинский метеорит изменил жизнь землян

Ровно пять лет назад, 15 февраля 2013 года, «небесную твердь» над Челябинской областью пробил нежданный космический пришелец — небольшой астероид, чьи остатки украшают сегодня научные коллекции всего мира. В преддверии юбилейной даты «Южноуральская панорама» попыталась выяснить, какой след оставил каменный гость в нашей жизни, и разузнала у ученых последние эксклюзивные новости о нем.

«Пыль — это самое интересное»

Казалось бы, за пять лет изучения мы узнали о метеорите все, что только можно. Но, как водится, в самые сокровенные его тайны пока посвящены всего несколько человек: это челябинские ученые, которым зимой 2013 Сергей-Таскаев_DSC_9711.jpgгода удалось собрать метеоритную пыль и увидеть в ней под микроскопом то, чего еще никто никогда не видел. О некоторых деталях открытия нам рассказал декан физического факультета Челябинского госуниверситета, профессор Сергей Таскаев.

— Сергей Валерьевич, что же такого можно найти в пыли, пусть даже метеоритной?

— Не скажите. Это вообще самое интересное в нашем метеорите. Никогда ранее собрать пыль после падения метеорита не удавалось, то есть она сама по себе уникальна. Вдобавок в этой пыли обнаружены два объекта, один из которых известен, но его никогда раньше не связывали с метеоритами. Это минеральные нити, напоминающие базальтовое волокно. Они образовались в процессе абляции, когда метеороид проходил сквозь атмосферу Земли. Похожие структуры образуются при извержении вулканов. А второй объект — это маленькие углеродные кристаллики, очень красивые, которые ранее никогда не наблюдались. Сейчас мы наконец-то разобрались, что они из себя представляют.

— Углеродные кристаллы есть и на Земле. Чем от них отличаются метеоритные?

— Внешне они имеют вид шариков или своего рода пилюль достаточно большого размера — несколько десятков микрометров. Их можно увидеть даже невооруженным глазом, они имеют четко выраженные грани и сверкают почти как бриллианты. Когда мы посмотрели на них через электронный микроскоп, то увидели, что у этих кристаллов — гексагональная симметрия, благодаря чему грани имеют форму правильных шестиугольников. Подобная структура есть только у алмазов, найденных на месте падения Аризонского метеорита. Мы специально съездили в Аризону, нашли эти алмазы, сравнили, но ничего общего не увидели: это разные объекты. Вторая версия была, что это молекулярные кристаллы, или фуллериты. Тоже мимо. Наконец, третья версия — что это кристаллизация на основе какой-то углеродной наноструктуры. Собственно, она и победила.

— Что за наноструктура такая?

— Все, наверно, слышали про углеродные нанотрубки и фуллерены? Это они и есть. Таких объектов достаточно много содержится в атмосфере, даже на высотах порядка 10-20 километров. Если представить, что в процессе пролета нашего болида каким-то образом возник свободный углерод, то он мог осесть и кристаллизоваться на этих затравках в виде фуллеренов и нанотрубок. Образно говоря, они оделись в углеродную «шубу», представленную графитовыми пластинками.

— Каким же образом, по-вашему, мог возникнуть свободный углерод в зоне пролета болида?

— Скорее всего, он был восстановлен из углекислого газа, содержащегося в воздухе. Когда метеороид летел сквозь атмосферу, его поверхность очень сильно разогревалась. Перед ним на фронте высокого давления температуры могли достигать десятков тысяч градусов. Этого вполне достаточно для разложения углекислого газа на углерод и кислород. Надеюсь, что все подробности вы в скором времени сможете прочитать в одном из авторитетных журналов, посвященных изучению природы.

Первый — предупредительный

05_Горькавый-Николай.jpgВ результате падения Челябинского метеорита пострадали более тысячи человек, а суммарный ущерб от разрушений (к счастью, относительно незначительных) превысил миллиард рублей. О том, как это событие изменило отношение к астероидно-кометной опасности во всем мире, рассказывает известный астрофизик и писатель, наш земляк Николай Горькавый.

«В 2012 году сайт Vesti.ru был взволнован приближением к нашей планете опасного астероида и обратился к Сергею Попову, старшему научному сотруднику ГАИШ МГУ. Эксперт успокоил журналистов: чтобы астероид реально угрожал Земле, его размер должен быть не менее 10-15 километров. «Такие есть, все они известны, но в ближайшее время они с нашей планетой не столкнутся. На данный момент объектов, которые бы серьезно угрожали нашей планете, нет», — заверил ученый. Через десять месяцев и три недели с Землей столкнулся астероид размером всего лишь в 18-20 метров. Его оказалось достаточно, чтобы выбить стекла на огромной территории, повредить крыши зданий и ранить полторы тысячи человек.

Еще один пример горе-экспертов. Лет десять назад западная группа исследователей создала программу по оценке последствий падений астероидов. Когда я подставил в нее параметры Челябинского болида, программа бодро сообщила мне, что воздушная волна от такого болида будет похожа на звук движения грузовика. Сейчас ни один астроном или политик не будет пренебрежительно отзываться о небольших астероидах. После Челябинского суперболида НАСА завело специальный сайт со списком отслеживаемых болидов и в несколько раз увеличило финансирование обнаружения околоземных астероидов. В их изучение включились университеты, частные компании и фонды. Вот пример такой совместной работы. 9 февраля астрономы обнаружили астероид размером до 40 метров, который пролетел от нас всего в десяти радиусах Земли. Этот опасный объект был открыт за четыре дня до максимального сближения. Такое упреждение позволит не только предупредить жителей зоны падения, но и эвакуировать их. В России тоже разрабатываются программы по защите Земли. По одному из проектов, к 2030 году должна заработать обсерватория «Небосвод» из нескольких полутораметровых космических телескопов. В другой программе, которая называется СОДА (Система обнаружения дневных астероидов), предполагается использовать небольшой телескоп диаметром около 40 сантиметров, что значительно удешевляет систему».

Маленький принц

С космическим размахом отметить юбилей метеорита собираются в Чебаркуле, вблизи которого приводнился самый крупный, 600-килограммовый его фрагмент. Изюминкой торжеств станет чествование юного чебаркульца Саши Харитонова, родившегося как раз 15 февраля 2013 года.

«По воспоминаниям родителей, Саша родился чуть ли не минута в минуту с падением метеорита. Вот такой, получается, посланец из космоса, — рассказала «ЮП» начальник управления культуры города Чебаркуля Любовь Васильева. — Он очень рано начал ходить, всего в восемь месяцев. А сейчас отличается большой любознательностью и разнообразием интересов».

Вообще-то в тот день в Чебаркуле родились два мальчика, но семья одного из них переехала в Челябинск, так что его поздравить не смогут. Какой подарок приготовлен для «маленького принца» к его пятилетию, держат в секрете, чтобы не испортить сюрприз.

Кроме Саши Харитонова будут чествовать также две семейные пары, которые зарегистрировали свои отношения 15 февраля 2013 года.

День метеорита в Чебаркуле стартует в 16:00 на площади Ленина. Запланированы концерт с участием местных коллективов, народные гулянья и флешмоб: горожане выстроятся в фигуру в форме полыньи, оставшейся на льду озера от метеорита, и выпустят в небо воздушные шарики.

Напомним, что на месте падения в озеро Чебаркуль самого крупного осколка метеорита сегодня установлен буй, который хорошо виден с берега. Кроме того, вблизи яхт-клуба «Парус» есть памятник метеориту в виде мраморной плиты, повторяющей контуры озера, с отверстием на месте полыньи. Объект прославился тем, что на нем несколько раз меняли табличку из-за ошибочных координат места падения метеорита.

На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

05.10.2018 | 09:25
Спаси и сохрани. Один из редких видов жуков обитает только в горных тундрах Южного Урала

Ученые говорят, что ему требуется особая защита.

04.10.2018 | 09:11
Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок

Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.