Меняться, держась корней. Почему выпускники современных вузов покидают альма-матер с уже устаревшими знаниями
Сегодняшнему молодому специалисту, чтобы не потеряться в быстро меняющемся мире, нужно, с одной стороны, обладать надежной базой фундаментальных знаний, а с другой — уметь быстро нарабатывать узкие компетенции, востребованные здесь и сейчас. К такому выводу пришли участники очередного заседания «Сигарного клуба Южного Урала», посвященного на этот раз проблемам высшего образования.
- Не воспитывать и не учить. Учитель из Челябинской области знает формулу счастливого педагога
- Пойду, куда надо. Миллиард рублей потратит Федерация на профориентацию школьников
«Я, например, геолог, и 16 лет назад я приезжал к вам в Миасс в этом качестве. Но я никогда не думал, что вернусь на Южный Урал уже не геологом, а организатором социально значимого проекта «Покори Воробьевы горы!», — отметил он. — Мы, выпускники МГУ, можем спокойно подстроиться под то, как меняется общество, как меняются потребности работодателя. Я могу привести пример, когда мой однокурсник, набравшись опыта, стал топ-менеджером «Роснефти». И подобных историй сотни».
«Системное мышление, которое дает базовое образование, ничем не заменимо на сегодняшний день, — согласилась с коллегой Алевтина Келлер. — Но вместе с тем давайте посмотрим, какие требования обычно предъявляют работодатели: умение работать в команде и так далее. То есть в первую очередь они хотят видеть людей, которые в состоянии драться за решение каких-то задач, проектов, доводить их до эффективного результата. Соответственно, мы не можем на это не ориентироваться».
По ее словам, воспитать в молодом человеке такие навыки призвано проектное обучение, которое уже находит себе место не только в университете, но и в общеобразовательной школе: например, защита проекта является обязательным требованием для выпускников девятых классов.
Депутат Челябинской городской думы Дмитрий Довженко напомнил о существовании концепции перманентного образования, когда процесс обучения в принципе никогда не заканчивается. «Вспоминая слова профессора ЮУрГУ Горшенина, скорость изменения среды настолько увеличилась, что мы говорим уже не о скорости, а об ускорении, — отметил Довженко. — Уже нельзя заранее получить знания, которых вам хватит на 20 или 30 лет. Каждые три-пять лет нужно что-то делать, чтобы дорабатывать либо действующие компетенции, либо полностью менять все. Тогда о чем говорит диплом? О чем говорит специальность?»
С ним согласился и директор ИД «Гранада Пресс» Сергей Филичкин. «На мой взгляд, в университетах должны давать две вещи. Первая — это базовый набор консервативных дисциплин, которые могут не меняться десятилетиями или даже столетиями. А вторая очень важная вещь, которой должны учить в институте, — умение учиться дальше», — сказал он.
Эту мысль развил преподаватель челябинского филиала РАНХиГС Алексей Слепышев. «Образовательная система должна быть адаптирована к современным условиям. Мы должны готовить студента к тому, чтобы он умел встроиться в любую ситуацию. Допустим, сегодня математику нужны знания по векторному анализу, а завтра нужна будет теория вероятности. И он должен уметь самостоятельно найти и усвоить эти знания», — подчеркнул Слепышев.
Однако здесь возникает проблема мотивации: на кого и зачем учиться?
«Каждый ребенок талантлив, но вопрос в том, в чем именно он талантлив. И здесь роль учителя гораздо выше, чем даже у родителя, — подчеркнул Михаил Копчиков. — Уже на рубеже 5-7-х классов учитель или учителя могут увидеть, как проявляются те или иные навыки, и сказать: подождите, он не будет спортсменом, у него нет для этого данных, но у него есть данные для занятий искусством. А сейчас у нас проблема в том, что именно родители говорят, кем они хотят видеть своего ребенка».
Поделиться