Меняться, держась корней. Почему выпускники современных вузов покидают альма-матер с уже устаревшими знаниями

28 Февраля 2018 Автор: Леонид Перов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Меняться, держась корней. Почему выпускники современных вузов покидают альма-матер с уже устаревшими знаниями

Сегодняшнему молодому специалисту, чтобы не потеряться в быстро меняющемся мире, нужно, с одной стороны, обладать надежной базой фундаментальных знаний, а с другой — уметь быстро нарабатывать узкие компетенции, востребованные здесь и сейчас. К такому выводу пришли участники очередного заседания «Сигарного клуба Южного Урала», посвященного на этот раз проблемам высшего образования.

С основной из этих проблем согласились все эксперты: выпускник сегодняшнего вуза покидает альма-матер с уже устаревшими знаниями. По словам декана факультета математики, механики и компьютерных наук ЮУрГУ Алевтины Келлер, она усугубляется тем, что сами работодатели не знают, какие работники им понадобятся даже через год. Кроме того, они совершенно не понимают деления высшей школы на бакалавриат и магистратуру. Между тем заместитель проректора МГУ Михаил Копчиков убежден, что бакалавриат — это как раз тот самый фундамент классического университетского образования, обладая которым выпускник может реализовать себя в самых разных сферах.

«Я, например, геолог, и 16 лет назад я приезжал к вам в Миасс в этом качестве. Но я никогда не думал, что вернусь на Южный Урал уже не геологом, а организатором социально значимого проекта «Покори Воробьевы горы!», — отметил он. — Мы, выпускники МГУ, можем спокойно подстроиться под то, как меняется общество, как меняются потребности работодателя. Я могу привести пример, когда мой однокурсник, набравшись опыта, стал топ-менеджером «Роснефти». И подобных историй сотни».

«Системное мышление, которое дает базовое образование, ничем не заменимо на сегодняшний день, — согласилась с коллегой Алевтина Келлер. — Но вместе с тем давайте посмотрим, какие требования обычно предъявляют работодатели: умение работать в команде и так далее. То есть в первую очередь они хотят видеть людей, которые в состоянии драться за решение каких-то задач, проектов, доводить их до эффективного результата. Соответственно, мы не можем на это не ориентироваться».

По ее словам, воспитать в молодом человеке такие навыки призвано проектное обучение, которое уже находит себе место не только в университете, но и в общеобразовательной школе: например, защита проекта является обязательным требованием для выпускников девятых классов.

Депутат Челябинской городской думы Дмитрий Довженко напомнил о существовании концепции перманентного образования, когда процесс обучения в принципе никогда не заканчивается. «Вспоминая слова профессора ЮУрГУ Горшенина, скорость изменения среды настолько увеличилась, что мы говорим уже не о скорости, а об ускорении, — отметил Довженко. — Уже нельзя заранее получить знания, которых вам хватит на 20 или 30 лет. Каждые три-пять лет нужно что-то делать, чтобы дорабатывать либо действующие компетенции, либо полностью менять все. Тогда о чем говорит диплом? О чем говорит специальность?»

С ним согласился и директор ИД «Гранада Пресс» Сергей Филичкин. «На мой взгляд, в университетах должны давать две вещи. Первая — это базовый набор консервативных дисциплин, которые могут не меняться десятилетиями или даже столетиями. А вторая очень важная вещь, которой должны учить в институте, — умение учиться дальше», — сказал он.

Эту мысль развил преподаватель челябинского филиала РАНХиГС Алексей Слепышев. «Образовательная система должна быть адаптирована к современным условиям. Мы должны готовить студента к тому, чтобы он умел встроиться в любую ситуацию. Допустим, сегодня математику нужны знания по векторному анализу, а завтра нужна будет теория вероятности. И он должен уметь самостоятельно найти и усвоить эти знания», — подчеркнул Слепышев.

Однако здесь возникает проблема мотивации: на кого и зачем учиться?

«Каждый ребенок талантлив, но вопрос в том, в чем именно он талантлив. И здесь роль учителя гораздо выше, чем даже у родителя, — подчеркнул Михаил Копчиков. — Уже на рубеже 5-7-х классов учитель или учителя могут увидеть, как проявляются те или иные навыки, и сказать: подождите, он не будет спортсменом, у него нет для этого данных, но у него есть данные для занятий искусством. А сейчас у нас проблема в том, что именно родители говорят, кем они хотят видеть своего ребенка».

Сегодня | 13:24
В поисках гранта. Почему эксперты советуют НКО забыть слово «Дай!»

Подход в отношениях к общественному сектору меняется революционно. Об этом заявил на открытии форума губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Но какие перспективы в развитии НКО видят сами его представители? Об этом рассказывают участники состоявшегося в Челябинске Южно-Уральского гражданского форума.

13.11.2019 | 15:30
«Белый» бунт. В Челябинской области промониторят зарплаты врачей

На прошлой неделе медики скорой помощи Магнитогорска пожаловались властям на низкие зарплаты и переработки. В ситуации разбиралась комиссия с участием первого вице-губернатора Ирины Гехт, представителей минздрава, ФОМС и профсоюза. Какие решения были приняты, читайте в материале «ЮП».

11.10.2018 | 12:19
Нагрузку на Челябинский городской бор снизят с помощью сети экологических троп

Эта мера поможет перераспределить потоки отдыхающих, число которых по самым скромным оценкам достигает 3,5 млн в год.

04.10.2018 | 16:24
Жители Катав-Ивановского района решат, быть ли национальному парку «Зигальга»

На 20 ноября назначены публичные слушания, где общественности представят окончательный проект границ новой особо охраняемой природной территории федерального значения.

Новости   
Спецпроекты