О чем челябинские школьники писали своим сверстникам из других стран в годы холодной войны

3 Апреля 2018 Автор: Марат Гайнуллин
О чем челябинские школьники писали своим сверстникам из других стран в годы холодной войны кадр из фильма «Гостья из будущего»

В Челябинске вышла в свет уникальная книга «Советская культурная дипломатия в годы холодной войны (1945-1989)». Одноименный исследовательский проект реализуется ЮУрГУ при поддержке Российского научного фонда. Наши сегодняшние собеседники — авторы книги Оксана Нагорная, доктор исторических наук, руководитель проекта, а также Татьяна Раева, кандидат исторических наук.

Две рубашки от пионера Андрея

— В названии книги заложено слово «дипломатия», которое традиционно ассоциируется, что называется, с федеральной повесткой. И обывателю, на первый взгляд, может показаться странным, что в международных отношениях участвует и региональный ресурс.

— Предметом исследования в нашем проекте является культурная дипломатия как особый вид политической коммуникации, — рассказывает Оксана Нагорная. — Это результат совместных усилий государственных структур, общественных организаций и индивидов по трансляции позитивных смысловых посланий на зарубежную аудиторию. В Советском Союзе все, что происходило в рамках культурной дипломатии, служило одновременно целям внутренней духовной мобилизации. Происходившее формировало представления советского общества о себе, о дружественном и враждебном окружении. Поэтому неудивительно, что в деятельность системы были включены авторы самого разного уровня: от сотрудников МИДа и известных на весь мир деятелей науки и культуры до провинциальных активистов обществ дружбы и обычных школьников.

— В сборнике документов есть любопытные документы — письма совсем еще юных челябинцев, которые в силу своего возраста не имели четко сформировавшейся гражданской позиции. Например, письмо ученика 3-го класса школы № 121 г. Челябинска, пионера Андрея Коржина детям Анголы (написано в марте 1984 года)

«Дорогой друг! Я хочу, чтобы все люди жили дружно. Чтобы на всей земле никогда не было войны. Желаю тебе мира и счастья. Пионер Андрей Коржин. Посылаю 2 рубашки и игрушки».

В ответ следует письмо председателя комиссии по работе среди женщин Челябинского областного комитета защиты мира, заслуженного врача РСФСР Лидии Павловой со словами благодарности за подарки и письмо детям Анголы.

«Дорогой Андрюша! Спасибо тебе за подарки и хорошее письмо детям Анголы! Ты настоящий сторонник мира, хороший пионер, потому что понимаешь, как нужна сейчас поддержка народу Анголы и, главное, детям. У многих из них родители погибли во время нападения на страну южноафриканских агрессоров. Мир нужен всей планете, всем нам. Желаем тебе, Андрюша, здоровья, хороших пионерских дел и успехов в учебе. Учеба — твой фронт! И ты должен на этом фронте быть всегда в числе передовых! Спасибо твоим маме и папе, что они хорошо тебя воспитали».

— Можно ли говорить в этой связи о том, что в то время была в ходу политика «заказных» документов?

— Для начала нужно уточнить, что письма челябинцев, включенные в сборник, относятся к 1980-м годам (периодам «застоя» и «перестройки»). На этих этапах система советской культурной дипломатии активно привлекала к участию в международной коммуникации обычных советских людей. Однако это были не личные контакты face-to-face с зарубежными партнерами, а виртуальное взаимодействие в виде дружбы по переписке, обращения к анонимным аудиториям «друзей» — с выражением поддержки или «врагов» — с протестами и осуждением. Обычно такая культурно-дипломатическая активность рядовых граждан СССР становилась частью политических кампаний, инициируемых властью.

Письма челябинцев, о которых вы говорите, появились в рамках проведения акций интернациональной солидарности с народами Анголы в 1984 году и Афганистана в 1986 году. В рамках же подобных кампаний проводились беседы с детьми о миротворческой политике Советского Союза и агрессивном характере капиталистических стран, показывались фильмы, проводились антивоенные митинги, в ходе которых участники нередко сжигали игрушечное оружие. В том числе предполагалось и написание писем зарубежным «друзьям», например, учениками целого класса или даже школы, воспитателями и детьми детского сада. При этом о прямом «заказе» детских посланий, конечно, говорить нельзя, но на индивидуальном уровне они мотивировались вполне искренним стремлением выразить ненависть к войне и сочувствие к страданиям людей.

— Тем не менее их появление все-таки инициировалось?

— Да, и на их содержание как раз и влияли усилия советских культурно-дипломатических институций, да и системы воспитания в целом.

Корректура бдительных взрослых

— В сборнике есть письмо второклассницы школы № 86 Челябинска Лены Котиной детям Афганистана, которое по своей наивной манере изложения вполне можно считать оригинальным, без корректорского вмешательства бдительных взрослых.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы знаем, как плохо вам живется, мы смотрели документальный фильм про Афганистан. Это страшная война! Кто вам пишет? Брат и сестра, Илья и Лена. Нам живется очень хорошо, если вы хотите, приезжайте к нам, советские люди встретят вас хорошо. У нас есть девятиэтажные дома, много школ, больниц, детских садов, кинотеатры. Самый большой кинотеатр «Урал». И еще у нас есть цирк, кукольный театр, у нас в Челябинске очень хорошо. Сколько нам лет? Илюшке 6 лет, он ходит в садик «Синяя птица». Лене, то есть мне, 9 лет, я хожу во 2 «В» класс. У меня и у моего брата много друзей и подружек.


Я, Лена, хожу в музыкальную школу № 3, я учусь играть на скрипке. В музыкальной школе я тоже во 2-м классе. В общеобразовательной школе № 86 учусь я, 1 «В» класс окончила на все пятерки и получила грамоту».


— Насколько такие письма могли подвергаться обработке?

— Письмо Лены Котиной действительно выглядит как обычное детское послание, описывающее красивый родной город Челябинск, семью девочки, ее увлечения и школьные успехи. Его цензурирование, если оно имело место, могло проходить путем вмешательства родителей или учителей (советов о том, как лучше написать). А могла и быть просто не всегда осознанная самоцензура ребенка. Это вполне объяснимо естественным желанием показаться хорошей и правильной, соответствовать ожиданиям взрослых, выглядеть в глазах незнакомого адресата в лучшем свете. Маленький человечек переживает ответственность за то, что в письме он представляешь не только себя, но и свою страну.

— Доходили ли такие письма до адресата?

— Конкретные письма, приведенные в сборнике, до адресата не дошли. Их подлинники остались в комиссии по работе среди женщин Челябинского областного комитета защиты мира. Впоследствии они были использованы для оформления памятных альбомов по итогам проведения акций интернациональной солидарности с народами Анголы и Афганистана. Однако это не уникальные, а достаточно типичные послания. Остальные же письма, написанные челябинцами в рамках проведения этих кампаний, вместе с собранной ими гуманитарной помощью вполне могли быть доставлены адресатам.

Ждите ответа

— Были ли ответы?

— Сложно сказать, поскольку вероятные ответы на письма могли приходить на адреса школ или лично адресантам. В архиве такие документы не откладывались, и историк вряд ли может их обнаружить. Но основываясь на понимании принципов ведения личной переписки с иностранными друзьями (завязывания дружбы по переписке), можно предположить, что ответы на такие послания, обращенные анонимному получателю за рубежом, в редких случаях все-таки были.

— Практика составления таких писем была характерна в то время для всей страны?

— Да. Кампании, которые предполагали написание писем зарубежным адресатам, были не только региональными, но и общесоюзными.

— Насколько соотносима государственная политика в отношении культурной дипломатии того времени с днем сегодняшним?

— Вы помните, что осенью 2017 года в России прошел XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов под лозунгом «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма», — рассказывает Татьяна Раева. — С одной стороны, его проведение продемонстрировало немало аналогий с риторикой и практикой внешнеполитических репрезентаций периода биполярного противостояния. Палитра делегаций разных стран, устойчивые пароли дружбы, визуальная символика фестиваля имели прямые параллели с событиями Всемирного молодежного фестиваля в Москве 60-летней давности и были ориентированы на преодоление попыток международной изоляции России, демонстрации открытости всему миру, которая не исключала активного продвижения своих внешнеполитических интересов.

С другой стороны, международная обстановка сегодня все более усложняется, развиваются цифровые медиумы и телекоммуникационные сети. Все это требует поиска новых средств и методов взаимодействия с зарубежными сообществами.

Так что вопрос преемственности каналов и приемов культурной дипломатии в разные эпохи не имеет однозначного ответа.

Интересует история?
Читайте Telegram-канал «История. Уральская линия»: уникальное собрание старинных фотографий и интересных фактов об истории региона — t.me/hisur

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты