Почему в российском обществе терпят пьяных, но не принимают детей с аутизмом
Елена Панина и ее восьмилетний сын Саша – участники проекта «Шаг вперед», который челябинская областная общественная организация помощи детям «Открытое сердце» организовала в марте в «Солнечной долине». Участие в выездном спортивном лагере, занятия с тьюторами, интерактивные игры и квесты, общение со сверстниками и катание на горных лыжах заставили семью хотя бы на время забыть, что в медицинской карте у мальчика — диагноз «аутизм».
- Не воспитывать и не учить. Учитель из Челябинской области знает формулу счастливого педагога
- В Челябинской области собираются сломать 400-летние традиции школьного образования
— Люди в нашем обществе все еще не принимают людей и детей с ограниченными возможностями здоровья, — признается в беседе Елена Панина. — Но вот что интересно: людей с вредными привычками или асоциальным поведением они готовы терпеть, закрывать на это глаза. Например, в общественном транспорте пьяного мужчину с бутылкой обычно не пытаются высадить. Но если в эту же машину сядет женщина с ребенком, у которого, скажем, аутизм, и он вдруг начнет громко кричать или шумно себя вести, то их обязательно попросят поскорее выйти и не мешать. Пока наше общество не станет богаче духовно, так и будет.
Несмотря на вынужденную необходимость сталкиваться с равнодушием или негативом со стороны других людей, Елена не сдается. Хотя путь был пройден непростой. В обычном детском саду, куда сначала родители привели Сашу, ребенок стразу стал изгоем. Причем не только и не столько среди детей. Равнодушие и непринятие в большей степени проявили, как ни странно, преподаватели. Тогда было принято решение пойти в коррекционное учреждение.
— Там мы столкнулись с тем, что с детьми часто не ведется работа на должном уровне, — продолжает Елена Панина. — Там, куда пошел наш ребенок, большинство педагогов выполняли свою работу формально, в полсилы, не уделяя детям достаточно внимания, не проявляя заботливого отношения. Они не верят в их возможности. Такое коррекционное образование не приводит ни к чему. Это «консервация» особых детей. Чтобы развиваться, такой ребенок должен находиться в среде здоровых сверстников.
Сейчас Саша находится на семейном обучении. В общеобразовательную школу он пойти не может, так как там нет условий и соответствующих программ для обучения ребенка с аутизмом. Вариант отдать мальчика в школу для умственно отсталых родители даже не рассматривают. Поэтому Саша шесть дней в неделю посещает частных педагогов, которые занимаются с ним русским языком, математикой, естествознанием и другими общеобразовательными предметами. Найти специалистов, которые были готовы обучать мальчика, было непросто, так как мало кто хочет заниматься с детьми, у которых есть ограничения по здоровью и особенности поведения. Учителя просто не знают, как себя с ними вести.
— Зная об этой ситуации, мы решили взять всё в свои руки и начать обучать педагогов стратегии взаимодействия с особыми детьми в общеобразовательном процессе, — рассказывает председатель общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. — В прошлом году мы работали над двумя проектами — «Инклюзия без границ» и «Шаг навстречу». Первый направлен на подготовку педагогов к созданию психолого-педагогических условий на площадке общеобразовательного учреждения, и в детском саду № 40 Челябинска у нас это получилось. Проект «Шаг навстречу» работал для того, чтобы выстроить взаимодействие между педагогами и родителями особых детей. Потому что без диалога этих двух сторон говорить об успешном обучении трудно. Работы здесь предстоит еще много, часто стороны не готовы услышать друг друга: родители испытывают обиду, что их детей не всегда принимают в систему образования, педагогам не хватает знания новых технологий. Так что работы здесь предстоит еще очень и очень много.
Подготовка к новой жизни
В марте этого года организация «Открытое сердце» впервые провела выездной спортивный лагерь «Шаг вперед» для детей с особенностями развития. Цель проекта — подготовить детей с нарушениями интеллекта к поступлению в общеобразовательную школу № 110, где будет создан ресурсный класс для пяти участников эксперимента. Параллельно ведется набор и обучение тьюторов из числа студентов факультета инклюзивного и коррекционного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета для постоянного сопровождения детей и взаимодействия с их родителями.
— С Елизаветой Кирилловой я познакомилась полтора года назад, — вспоминает Елена Панина. — Постепенно собралась команда единомышленников. Сейчас в организации «Открытое сердце» 30 человек. «Шаг вперед» — это шанс для моего ребенка адаптироваться к социуму, социализироваться, раскрыть свои способности. Для меня это общение с родителями, которых беспокоят те же проблемы, что и меня. Мы каждый день устраиваем мозговые штурмы, обсуждаем, как нужно было повести себя в той или иной ситуации, делимся достижениями наших детей. Также это возможность взаимодействовать с тьютором. Девочки совершенно самоотверженные. Это же не просто сопровождающее лицо, но друг, человек, который знает, что предпринять, если ребенок начнет проявлять в детском саду, школе или в общественном месте нежелательное поведение. Саша очень подружился со своим тьютором. И для нас это огромная радость.
После участия в проекте «Шаг вперед» родители получат рекомендации по сохранению навыков, наработанных детьми, тьюторы — возможность официального трудоустройства на площадке ресурсного класса в челябинской общеобразовательной школе № 110. А энтузиасты общественной организации «Открытое сердце» начнут подготовку к летнему выездному лагерю и новому учебному году в новых условиях.
Поделиться