Только в Европе и только у нас! Ученые призывают власти сохранить Игнатьевскую пещеру

4 Мая 2018 Автор: Елена Николаева Фото: Сергей Арканов
Только в Европе и только у нас! Ученые призывают власти сохранить Игнатьевскую пещеру

Немного найдется жителей Челябинской области, кто бы не слышал об Игнатьевской пещере, ее нерукотворной иконе и старце Игнатии. Сегодня ее существование под угрозой. О необходимости спасения уникального памятника мы поговорили с Владимиром Николаевичем Широковым, старшим научным сотрудником Института истории и археологии УрО РАН.

Мировую известность пещера получила после открытия в ней древних рисунков в 1980 г. археологами В.Т. Петриным, С.Е. Чаиркиным и В.Н. Широковым. Последовавшие затем научные исследования позволили определить возраст изображений ледниковым, или древнекаменным веком. Ранее на Южном Урале рисунки такого почтенного возраста были известны только в Каповой пещере в Республике Башкортостан. Открыты они были в 1959 г. А.В. Рюминым, а до этого единственной территорией с памятниками подобного рода была Западная Европа, примерно в четырех тысячах километров от Урала.

Взрыв, вспышка и прорыв

— И много ли пещер на сегодня, где можно увидеть творчество древнего человека?

Широков-Владимир-Николаевич-старший-научный-сотрудник-Института-истории-и-археологии-УрО-РАН.jpg— В Западной Европе, согласно недавним подсчетам, их уже около 400. На Урале же таких пещер только три: помимо Каповой и Игнатьевской древние изображения найдены в Колокольной, или пещере «Серпиевской 2», расположенной неподалеку от Игнатьевской. И теперь можно считать, что на Южном Урале в древнекаменном веке — палеолите существовал свой центр пещерного искусства.

— Можно ли говорить, что это вообще свидетельства появления искусства?

— На сегодня искусство древнекаменного века — палеолита — это первая среди известных в истории человечества художественная традиция, длившаяся не менее 400 веков: от более чем 40 до 10 тысяч лет назад. До этого периода на протяжении сотен тысяч лет мы видим лишь слабые следы некоей подготовительной деятельности, проявившейся в отдельных награвированных линиях на камне и кости и использовании в непонятных пока для нас целях кусочков минеральной краски. Но уже в начале верхнего палеолита сразу же и как бы внезапно появляются почти одновременно графика, скульптура и живопись. Не случайно это искусство сравнивают со «вспышкой», «взрывом творчества», «прорывом в мир всеобщей символизации»: в этом заключается неразгаданная тайна истории Человека.

РИС_1.jpg
Игнатьевская пещера, Большой зал. Панно с красной лошадью и знаками, фрагмент. Снимок 2016 г.

Открытие этого искусства более ста лет тому назад в Западной Европе вызвало настоящий переворот в представлениях о человеке ледниковой эпохи. До этого момента люди палеолита представлялись очень примитивными и не способными на какое‑либо творчество. Поэтому‑то первые сообщения о шедеврах палеолитического искусства были встречены с глубоким недоверием, а сами произведения считались подделками: так было, например, с всемирно известными росписями пещеры Альтамира в Испании. Но шли годы, открытия продолжались, и подлинность древнего искусства была убедительно доказана.

— Зачем, на взгляд ученых, древним людям вдруг понадобилось создание искусства?

— Произведения ледниковой эпохи, которые обнаружены не только в Старом, но и в Новом Свете, становятся объектом все более скрупулезного исследования специалистов различных областей знания, старающихся как можно глубже понять их сущность. Они — свидетельства развитой мифологии, в которой отразились представления о мире человека того далекого времени. Эта мифология выражена с помощью образов животных, различных символов и необычных существ, а также человекообразных изображений, большей частью женщин.

В настоящее время большинство специалистов разделяет мнение о большой сложности и комплексности содержания настенного искусства верхнего палеолита. Можно твердо считать изображения, расположенные вдали от входа и часто в труднодоступных местах, не связанных с простой прихотью древних людей украшать подземное пространство. Жить в пещерах можно только во входных частях, о чем красноречиво свидетельствуют и археологические исследования карстовых объектов, поэтому подземные залы и галереи имели священное значение и служили местом проведения неких сложных обрядовых действий. По мнению великого французского специалиста Андре Леруа-Гурана, с которым трудно не согласиться, декорированные пещеры ледникового века были предтечами современных религиозных храмов.

О содержании мифологии древнекаменного века и проводившихся в пещерах обрядах и ритуалах продолжаются научные и околонаучные дебаты. Вряд ли когда‑нибудь оно будет полностью раскрыто, ведь нам не осталось ни объяснительных текстов, ни словарей. Тем не менее пытливый человеческий разум не останавливается на пути познания и вновь и вновь возвращается к неразрешенным проблемам. Так будет и с искусством палеолита.

Но так будет лишь в том случае, если подземная среда пещер будет сохранена для потомков. Если подземный климат будет сохраняться неизменным, количество выдыхаемого посетителями СО2 в воздухе не будет создавать угрозы поверхности известняка с нанесенными на нее рисунками, и, конечно, если досужие экскурсанты не будут оставлять после своих посещений собственные имена и другие граффити не только рядом, но зачастую и поверх древних росписей.

РИС_2.jpg
Игнатьевская пещера, Большой зал. Панно с красной лошадью и знаками, фрагмент. Снимок 1992 г.

Кости и фантомы

— А что из себя представляет наша Игнатьевская пещера?

— Кратко результаты многолетних работ специалистов в этой пещере выглядят следующим образом. Игнатьевская пещера — это горизонтальная карстовая полость коридорно-зального типа с разветвленной системой ходов и элементами лабиринта. Расположена в Катав-Ивановском районе Челябинской области, на правом берегу р. Сим, в 7 километрах к северо-западу от с. Серпиевка, в 8 километрах к западу от с. Аратского. Общая длина ходов пещеры 801 м, амплитуда 13 м, средняя ширина ходов 2,5 м, средняя высота 2,3 м; площадь пола около 2000 м2; объем полости более 3000 м3.

Отложения пола пещеры содержат многочисленные остатки фауны и флоры, которые предположительно накапливались на протяжении 200 тысяч лет. В пещере изучены костные остатки рыб (1405 костей), млекопитающих (около 20 000 костей), человека (более 11 костей), пыльца и споры растений (28 споро-пыльцевых комплексов) с поверхности пола и из отложений. Археологам в пещере за все время исследований удалось зафиксировать около 60 мест, украшенных рисунками или сохранивших их фрагменты, — более 180 изобразительных мотивов красного и черного цвета.

РИС_3.jpg
Игнатьевская пещера, Большой зал. Панно с красной лошадью и знаками, фрагмент. Снимок 1983 г. Скан с фотопленки.

— Что это за рисунки?

— В репертуаре образов животных преобладают изображения мамонтов и лошадей. Есть фантастическое существо, напоминающее мамонта, составленная фигура с туловищем верблюда и мордой-маской, приставленной к туловищу, лошади с рогом полорогого, носорогообразного существа. Человеческие воспроизведения представлены мужской фигурой черного цвета и женской красного цвета, а также так называемым фантомом.

Очень многочисленны знаки, то есть нефигуративные, абстрактные мотивы, их примерно в три раза больше, чем фигуративных, — животных, человеческих существ и композитных (составленных, гибридных), фантастических созданий. Среди знаков имеются группы линий и отдельные черты, различного рода пунктуации, меандры, крестообразные и стреловидные формы, трезубец, треугольник, расчерченный параллелограмм, мотивы в виде лесенки и якоря, а также отдельные пятна. Один из знаков в виде круга, обрамленного с трех сторон отрезками, напоминает след носорога — мотив, характерный только для Игнатьевской пещеры.

Надо отметить, что при раскопках было найдено множество частиц угля от факелов, более 1300 каменных изделий (преимущественно во Входном зале), кусочки охры, украшения и кости животных. Радиоуглеродный анализ углей и костей из этого слоя после калибрования данных Юрием Дублянским из Инсбрукского университета в Австрии позволяет оценивать возраст рисунков в 15-14 тысяч лет.

РИС_4.jpg
Игнатьевская пещера, Большой зал. Панно со змейкой (?) и знаками в виде следа носорога. Снимок 2016 г.

Закрыть, спасти, открыть…

— И сегодня все это богатство мы можем потерять?

— После открытия уникальных росписей в Игнатьевской пещере прошло более 37 лет. За это время массовые, трудно контролируемые туристические потоки — до 1000 посетителей в день в летние месяцы уже привели к аварийному состоянию объекта культурного наследия федерального значения и серьезной деградации древних изображений. Многие участки скальной поверхности покрыты современными граффити и надписями различными красителями или гравировками, несут следы механических повреждений и т. п.

В Дальнем зале пещеры возле кальцитового натека в форме Богородицы с младенцем постоянно появлялись приклады — иконы, монеты, куски пищи, цветы и т. п. В Большом зале пещеры специалисты-исследователи также постоянно находили остатки пищи и других органических материалов, обилие которых вызвало появление в пещере большого количества микроорганизмов в виде плесневых грибов и актиномицетов (бактерий), угрожающих древним рисункам. Во многих местах на полу видны следы несанкционированных грабительских раскопок, что может изменить существующие в пещере микроклиматические условия и уничтожить уникальные росписи.

— Попытки сохранить памятник предпринимаются, если да, то насколько они эффективны?

— С 2008 года территория пещеры находится в границах особо охраняемой природной территории «Серпиевский природный заказник». За соблюдением режима заказника производит надзор ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области». Но только после того, как это ведомство возглавил Александр Васильевич Лагунов, была налажена охрана пещеры, а посещения были ограничены и находились под контролем экскурсовода Натальи Литвиненко. Наконец, с 1 февраля этого года доступ в пещеру неспециалистов был полностью прекращен.

РИС_5.jpg
Игнатьевская пещера, Большой зал. Панно со змейкой (?) и знаками в виде следа носорога. Снимок 1992 г.

Напомним, в 2017 году Игнатьевской пещере был присвоен Национальный индекс культурного наследия — 0,3 из 1, и она номинирована в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сотрудниками Институтов Уральского отделения РАН была разработана программа комплексных научных исследований подземной среды и рисунков Игнатьевской пещеры, а также их сохранения. Работы по расчистке и реставрации древних рисунков должен возглавить зарубежный специалист Эудалд Гуилламед, уже пять лет проработавший в пещере Шульган-Таш.

— Это станет спасением для пещеры?

— Да, если все смогут реализовать. Программа нуждается в финансировании. По опыту работ такого рода в пещере Шульган-Таш, основная нагрузка ляжет на региональные власти, которые должны, наконец, осознать, какой ценнейший объект находится на территории Челябинской области.

После пяти лет реализации программы пещера вновь может быть открыта для посетителей — по проложенным трапам в сопровождении экскурсовода и в ограниченном количестве групп в день. А вот дальний зал должен быть полностью исключен из экскурсионных программ и доступен лишь для специалистов.

Поделиться

24.04.2024 | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

24.04.2024 | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты