Принеси-подай. Почему студенческая практика в челябинских вузах часто становится формальностью

30 Июля 2018 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Принеси-подай. Почему студенческая практика в челябинских вузах часто становится формальностью


Выковать, к примеру, столь дефицитные в нынешние времена инженерно-технические кадры только в учебных стенах невозможно. Сколько бы студенты ни зубрили, а без прямого контакта с оборудованием на реальном производстве компетентного специалиста не получится.

И хотя эту простую истину признают и вузы, и предприятия, и сами студенты, система производственной практики в Челябинской области сегодня не имеет четких очертаний и зачастую носит формальный характер.

Эффект на бумаге

Роль кузницы высококвалифицированных инженерно-технических кадров для региона сегодня поделили между собой три вуза: ЮУрГУ, МГТУ им. Носова и ЧелГУ. В каждом уверяют, что система производственных практик у них выстроена.

— Больше ста предприятий и организаций ежегодно устраивают на практику наших студентов. Если говорить о подготовке технических кадров, то для ЧелГУ очень значимо сотрудничество с предприятиями оборонно-промышленного комплекса: КБ им. академика Макеева, РФЯЦ ВНИИТФ им. академика Забабахина, автозаводом «Урал», ПО «Маяк», заводом «Прибор». Они принимают наших практикантов ежегодно. Также мы сотрудничаем с региональными компаниями и их представительствами: ПАО «Газпром», ПАО «Сбербанк», X5 Retail Group, — рассказывает начальник управления по связям с общественностью ЧелГУ Анастасия Гусенкова. — Сегодня ЧелГУ выстраивает связку «университет — работодатель» еще на этапе формирования образовательных программ. Нередко представители компаний и учреждений принимают участие в разработке учебного плана. Это касается всех факультетов и институтов, активно развивается и проектное обучение. Математики, физики и айтишники защищают дипломы по заказу предприятий, где впоследствии и находят себе профессиональное применение.

В МГТУ заявляют, что активно сотрудничают со всеми крупными производственными предприятиями региона. В частности, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» является стратегическим партнером университета в области подготовки кадров и проведения совместных научных исследований. В свою очередь, студенты ЮУрГУ, судя по комментариям вуза, могут проходить практику в 5000 организаций. Всего у вуза заключено 2936 договоров о сотрудничестве с предприятиями региона и России. Ежегодно 6500 учащихся проходят практику на предприятиях — партнерах вуза.

Каждый студент по завершении лета старательно пишет отчет о своем знакомстве с реальным производством и получает за это оценку. Как отмечают в вузах, больше 90 % учащихся справляются с поставленной задачей. Но это на бумаге. В реальности ожидания от практики не совпадают с действительностью у приличной доли учащихся.

— Когда я учился, преподаватели, заведующие на кафедрах не обеспечивали гарантированной практикой студентов. Они предлагали всего 1-2 организации, которые в итоге не всегда были готовы взять к себе учащихся. В большинстве случаев каждый студент самостоятельно искал место практики, — делится воспоминаниями выпускник физического факультета ЧелГУ 2018 года Вадим Пономарев. — Проверкой практики опять же никто не занимался. Достаточно было принести выдуманный отчет, подкрепленный печатью любого предприятия, и это засчитывалось за успешную практику. По специальности я работал на четвертом курсе полгода. Записывал это в качестве практики. Сейчас работаю не по специальности.

Не испытывают восторг от производственной практики и некоторые студенты ЮУрГУ.

— На первом курсе практика была ознакомительная. И проводилась в самом вузе. Нам просто выдали задание написать простенькую программу, — рассказывает выпускник Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ 2016 года Максим Черкасов. — По идее со второго курса начинается производственная практика. Но вместо этого нам снова выдали задание написать простенькую программу. После третьего курса студентам показали список предприятий, на которые можно было устроиться. В итоге у кого-то практика была действительно похожа на производственную. Но лично я был секретарем «принеси-подай» в фирме, которая являлась дистрибьютором продукции 1С. Там вообще все практиканты то на телефонные звонки отвечали, то макулатуру резали. Честно говоря, этой организации мы на фиг были не нужны, но нас им приходилось брать, потому что договор с ЮУрГУ был заключен уже давно. На четвертом курсе нам вообще варианты практики не предлагали, пришлось искать самим. Я устроился по специальности в фирму, в которой до сих работаю.

Многие нынешние студенты бакалавриата с технических факультетов также сетуют на то, что окончили третий курс, но до сих пор в глаза не видели реального оборудования, с которым придется работать.

Не дописали ФГОСы

Почему же вузы, понимая свою ответственность за подготовку будущих кадров для региона, не выстраивают жесткую связь с предприятиями и не ведут контроль за таким сотрудничеством? Одна из причин, которую называют эксперты, — с них этого законодательно не требуется учредитель — федеральное Министерство образования и науки. Есть ряд рекомендаций на этот счет со стороны федералов, но в нынешние ФГОСы они не входят. Не входит производственная практика и в критерии эффективности при оценке вузов. Региональное же министерство образования в политику вузов вмешиваться не имеет права. А раз нет наказания, нет и должной ответственности.

— В системе высшего образования количество времени, проведенного студентами на практике, оставляет желать лучшего. Для сравнения: сегодня в средних специальных учебных заведениях внедрена дуальная система обучения. На практике студенты-техники там проводят около 60 % времени начиная с первого курса. При этом пропорция практической деятельности с годами смещается именно в сторону работы. Это европейский опыт, который сейчас признается все более эффективным, в том числе и в среде работодателей, — поясняет министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов. — К сожалению, самое слабое звено образования в РФ сегодня — это высшее. Про всех не говорю, у нас есть достойные вузы. Но даже они не способны конкурировать с высшими учебными заведениями дальнего зарубежья. Но в этом вопросе все зависит от мобильности федерального министерства. Там есть понимание, что нужно менять обучение в сторону практико-ориентированного. И это отразится при внедрении новых стандартов образования для высшей школы, которые мы ждем в ближайшей перспективе.

Однако винить во всем только вузы было бы слишком однобоко. Как правило, они пусть и не пылко, но предпринимают попытки заключить договоры с предприятиями. Другое дело, что большинство работодателей крайне неактивны и со скрипом соглашаются идти на сотрудничество. Дать студентам карьерное сопровождение, профессиональную и квалификационную подготовку для них затратная составляющая.

— Когда работодатель садится за калькулятор и начинает считать, сколько нужно создать дополнительно рабочих мест, чтобы взять студентов, сколько сотрудников к ним приставить, сколько будет стоить дополнительная финансовая поддержка в виде именных стипендий талантливым учащимся, сколько стоит провести собственную олимпиаду с фондом, то получает цифру с шестью нулями, — поясняет Владислав Смирнов, начальник главного управления по труду и занятости населения Челябинской области. — При этом никто гарантии не дает, что студенты, в которых работодатель вложится, на этом предприятии останутся работать. Тратить же миллионы, чтобы просто заинтересовать, предприятия сегодня не готовы. Гораздо охотнее они идут на сотрудничество при целевом наборе.

Сколько и кого нужно?

Еще одна проблема в том, что большинство работодателей просто не привыкло заглядывать в будущее и создавать кадровый задел. По словам экспертов, только единицы предприятий проводят у себя тщательный кадровый мониторинг: в какой год, сколько и кого им нужно получить от общего образования, среднего специального и высшего. А без таких данных даже вложенные в будущий персонал средства не принесут ожидаемого результата. В числе предприятий с выверенной кадровой политикой эксперты называют ПАО «ММК», ЧТПЗ, ПО «Маяк», АО «Конар» и немногие другие.

— Производственная практика для работодателя — это возможность воспитать молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии именно со спецификой нашей организации, а также возможность скорректировать образовательные программы профильных вузов исходя из требований к профессии, — считает директор по персоналу АО «Конар» Елена Серебрякова. — Если говорить о профессиональных учебных заведениях, то мы сотрудничаем с ЮУрГУ, Южно-Уральским государственным техническим колледжем, Челябинским механико-технологическим техникумом. За 2017/2018 год практику у нас прошли более 110 учащихся. Примерно 20 % от общего числа практикантов впоследствии устраивается к нам на работу. Также в «Конаре» с 2012 года действует программа корпоративной стипендии, которую получают талантливые учащиеся. При этом наша компания сотрудничает не только с вузами и техникумами, но и со школами для профориентации молодежи и подготовки необходимых специалистов уже с учебной скамьи. Кроме того, недавно на базе АО «Конар» открылся центр оценки квалификаций в машиностроении, первый в Челябинской области в этой отрасли. В перспективе это поможет отбирать лучших студентов для дальнейшего трудоустройства в компании и работать с вузами и техникумами в плане корректировки программ обучения под реальные нужды производства.

Должный эффект от затрат на кадровую политику ощутили и на Челябинском трубопрокатном заводе. Более 70 % студентов, проходящих у них практику, после окончания вуза трудоустраиваются в компанию.

— Если говорить о сотрудничестве именно с вузами, то на ЧТПЗ производственную практику проходят студенты технических специальностей ЮУрГУ, а также МГТУ им Г.И. Носова, — рассказывает менеджер по связям с общественностью ЧТПЗ Найля Ентальцева. — За прошлый год прошло практику 120 учащихся. Кроме того, для студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры на ЧТПЗ существует программа «Стажеры», в рамках которой будущие выпускники проходят оплачиваемую стажировку по своей специальности во всех подразделениях компании. С начала реализации проекта (с 2015 года) стажировку прошли 42 человека, 16 из которых трудоустроены в штат предприятия на постоянной основе. Все они — студенты и выпускники ЮУрГУ, которые под кураторством опытных наставников разработали, защитили и успешно реализовали проекты по повышению эффективности производства, внедрению инноваций и ужесточению системы менеджмента качества готовой продукции. Группа ЧТПЗ поддерживает и поощряет талантливую молодежь. В 2001 году, в год 100-летия со дня рождения легендарного директора ЧТПЗ Якова Осадчего, на предприятии учреждена одноименная стипендия в размере 5 000 рублей.

Но предприятий, четко выстраивающих стратегию в своей кадровой политике, в регионе немного. У большинства на это нет ни средств, ни желания. Поэтому вопрос практики — это как раз та болевая точка, которую без более деятельного участия государства не решить. Именно государство должно выстроить систему так, чтобы между словами «практика» и «формальность» не было знака «равно».

Сегодня | 14:59
Квоты в законе. В Челябинской области начнут экологический эксперимент

Госдума РФ в третьем чтении единогласно приняла закон о квотировании выбросов. За проголосовали 398 депутатов.

Вчера | 14:51
В Челябинской области экстренно решают вопрос финансирования нацпроектов

Челябинская область, как и многие другие регионы страны, застряла на старте реализации нацпроектов: аудиторы отмечают низкий уровень исполнения расходов, предусмотренных для достижения целей. Иногда подписание соглашений с регионами откладывается из-за корректировки показателей нацпроектов на федеральном уровне.

11.07.2019 | 17:29
Школа без смартфона. Челябинским ученикам могут запретить пользоваться мобильными телефонами

У Роспотребнадзора есть месяц, чтобы продумать меры по ограничению использования телефонов в школах.

05.07.2019 | 11:47
Педагог из Челябинска Галина Черныш не признает старости и в 80 лет учит детей

Учитель русского языка и литературы Галина Черныш из Челябинска, наверно, могла бы быть лидером программы активного долголетия. На пенсию 80-летний педагог вышла только год назад, но даже в таком почтенном возрасте не смогла прожить ни секунды без дела. Каждый день недели Галина Сергеевна расписала по часам и минутам.

Новости   
Спецпроекты