Кого крылья принесут? Способна ли модернизация челябинского аэропорта сделать Южный Урал более привлекательным для туристов

3 Октября 2018 Автор: Елена Николаева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Кого крылья принесут? Способна ли модернизация челябинского аэропорта сделать Южный Урал более привлекательным для туристов


«До посадки в аэропорту Челябинска осталось 20 минут. Погода в аэропорту прибытия ясная и теплая» — подобные слова командира экипажа пассажирского воздушного корабля слышал, пожалуй, любой человек, прилетавший в наш город. Станет ли таких людей больше, когда завершится серьезная реконструкция нашей аэрогавани?

Тысячи пассажиров в час

Для начала напомним, что реконструкция в аэропорту Челябинска проводится в рамках подготовки нашего региона к приему столь значительных международных мероприятий, как саммиты ШОС и БРИКС, которые должны пройти в нашем городе в 2020 году. Напомним, их проведение в Челябинске во многом стало возможно благодаря лоббистским возможностям губернатора Дубровского, который в свое время лично презентовал и продвигал нашу площадку на федеральном уровне.

Отметим, что к моменту приема высоких гостей челябинский аэропорт кардинально изменит не только свой внешний вид, но и значительно расширит свои возможности. Так, в результате реконструкции площадь нового аэровокзального комплекса суммарно увеличится до 34 200 квадратных метров. Здесь появится здание терминала внутренних линий площадью 16,4 тысячи квадратных метров, это в полтора раза больше, чем весь сегодняшний аэропорт. Его пропускная способность составит 2,5 млн пассажиров в год, при пиковой нагрузке — свыше одной тысячи пассажиров в час. Кроме того, в челябинской авиагавани появятся новый бизнес-зал, VIP-зал для официальных делегаций, зал вылета, зал прилета с тремя каруселями выдачи багажа, которые смогут обслуживать одновременно 11 рейсов по прилете. И это лишь малая часть изменений, ведь они будут присутствовать во всем — от роста количества стоек регистрации и автоматизированной системы обработки багажа до организации современной большой автостоянки на привокзальной площади.

Коренные изменения ждут сам аэродромный комплекс. Так, будут организованы новые места стоянок для широкофюзеляжных воздушных судов. Всего после реконструкции перрона будет построено 45 площадок под размещение воздушных судов.

Стоит отметить, что регион на этот проект не тратится. Здесь работают деньги частного инвестора и средства федерального бюджета.

У нас не Огненная Земля

Однако у обывателей, особенно тех, кто не часто пользуется воздушным транспортом, может сложиться мнение, что никаких особых преференций большая авиастройка нашему региону не принесет. Насколько оправданны такие рассуждения?

МИнченко.jpg«В любом новом начинании есть место для сомнений, — комментирует Андрей Минченко, председатель комитета экологии и ресурсосбережения ЮУТПП, эксперт в сфере инвестиционного развития. — Однако задам схожий вопрос: а зачем нужно было строить хорошие скоростные дороги, ведущие к городу? Достаточно ведь было старых узких с ухабами? Математически, те же грузы доставлялись бы, просто медленнее. Ответ очевиден: все, у кого есть выбор, предпочтут другой регион, с удобными хорошими дорогами. Аэропорт — это дорога, прежде всего для бизнеса и инвестиций. Удобное авиасообщение необходимо, чтобы вести дела, заключать сделки, контролировать работу предприятий, создаваемых инвесторами из других регионов и стран. Так что сегодняшняя реконструкция аэровокзала и аэродромного комплекса — это важный вклад в будущее экономическое развитие нашего региона. Да и повод, ускоривший это строительство, исключительно деловой — саммиты ШОС и БРИКС, событие мирового масштаба, которое невозможно было бы провести с прежними авиационными возможностями. Другой аспект — это туризм. Если мы собираемся его развивать, без реконструкции аэропорта тоже не обойтись».

Но очевидно ли последнее утверждение? Есть ли прямая зависимость от комфортности и возможностей аэропорта роста туристического потока в город, регион? Ведь существует мнение, что хотя тот же соседний Екатеринбург и получил мощный рывок в деловом развитии именно после серьезной реконструкции аэропорта Кольцово, однако туристическую составляющую новая воздушная гавань «разбудила» не столь существенно.

«Прямой зависимости от комфортности и возможностей аэропорта роста туристического потока тут быть не может, — уверен Андрей Минченко. — Аэропорт лишь одна из составляющих комфортной городской и деловой среды и лишь короткий эпизод в любой туристической поездке. Но это очень важный компонент. Реконструкция Кольцова позволила Екатеринбургу принять саммит ШОС-2009 и множество последующих деловых событий, которые, несомненно, оказали огромное влияние на экономическое развитие всего региона. Что же касается туризма, приведу простой пример. Многие челябинцы, планируя зарубежный отдых, предпочитают вылет именно из Кольцова, а не из Челябинска. Для них это комфортнее, несмотря на лишние 200 километров. Что уж говорить о внешних туристах, которые вообще пока не слишком горят желанием приехать к нам в регион. Можно ли представить группу иностранных туристов, пытающихся протолкнуться к ленте с багажом в нашей тесной зоне прибытия международных рейсов? Приедет ли после них следующая группа? Если регион чем-то невероятно уникален, тогда аэропорт не так важен. К примеру, где-нибудь на Огненной Земле всех устраивает павильон размером с автобусную остановку и самолет-«кукурузник». Но у нас степень уникальности не так велика. И чтобы привлечь туристов, нам придется создавать комфорт на протяжении всего путешествия, начиная с аэропорта».

Гавань — лишь дверь

Одной реконструкцией аэропорта вряд ли обойтись. Естественно, что нужно думать и о географии направлений, куда и откуда может отправлять и принимать наша воздушная гавань. На сегодня, как сообщает официальный сайт аэропорта Челябинска, мы связаны внутрироссийскими воздушными линиями, к примеру, с такими городами, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Сочи, Анапа, Геленджик, Иркутск. Из международных направлений география полетов из Челябинска украшена такими точками на карте, как Дубай, Шарджа, Дюссельдорф, Мюнхен, Прага, Бургас, Барселона, Гоа, Ираклион, Родос, Пафос, Бангкок, Пхукет, Анталья, Даламан, Камрань... От нас самолеты летают в Баку, Ташкент, Ереван, Душанбе, Худжанд... Сегодня прорабатываются вопросы, какими еще направлениями было бы неплохо усилиться нашей гавани именно с точки зрения развития туризма, делать ли нам ставку на внутренние авиарейсы или же ориентироваться больше на иностранцев. Однако эксперты считают, что в вопросе развития туризма эти вопросы все-таки стоят не на первых позициях.

«Аэропорт с точки зрения въездного туризма — это условие необходимое, но недостаточное, — уверен Андрей Минченко. — Чтобы наполнить его аэробусами с туристами, нужно благоустраивать наши достопримечательности, строить отели и рестораны на планируемых туристических маршрутах. Нужно создавать уникальные музейные экспозиции (к примеру, уверен, что нам не помешает музей атомного проекта или музей 5000-летней истории металлургии в Челябинской области). Авиарейсы — это в большей степени лишь следствие туристических потоков, которые мы собираемся создавать. У нас в регионе есть все возможности для привлечения туристов как из других стран, так и со всей России, но пока этот потенциал очень далек от реализации. Необходим масштабный комплекс мер по развитию туристских дестинаций. Причем начинать нужно уже сегодня, чтобы успеть презентовать наш готовый туристический продукт, хотя бы в минимальном объеме, на площадках саммитов в 2020 году».

Поделиться

Сегодня | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Сегодня | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты