Безопасные спички. Как филумения служила спасению жизни людей на железных дорогах

26 Декабря 2018 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Вячеслав Шишкоедов
Безопасные спички. Как филумения служила спасению жизни людей на железных дорогах


На железнодорожном вокзале Челябинска в этот день царила праздничная, оживленная атмосфера. И не только потому, что скоро Новый год. Большим событием стало открытие выставки «Безопасные спички».

Именно так: в необычной экспозиции, представленной на выставке, собраны лучшие коллекции отечественных и зарубежных спичечных этикеток 50-70-х годов ХХ века. Они объединены одной крайне важной темой: безопасность на железной дороге.

Как сообщили в оргкомитете выставки, коллекционирование спичечных коробков и этикеток — филумения имеет более чем 200-летнюю историю. Спички изобрел в 1805 году французский химик Шансель, а в 20-х годах ХIХ века английский изобретатель Джон Уолкер придумал «чиркающие» спички, и они вскоре стали популярными во всем мире. В числе известных филуменистов называют английскую королеву Елизавету II, американского президента Теодора Рузвельта.

Спички-РДЖ_Шишкоедов_DSC5011.jpg

В Россию спички впервые привезли из немецкого Гамбурга, и уже скоро в Санкт-Петербурге открылась спичечная фабрика, одна из крупнейших в Европе. Поначалу коробка спичек стоила баснословных денег — рубль серебром, но потом они стали доступны абсолютно всем. К 1916 году в России уже было 115 спичечных фабрик, на которых работало 22 тысячи человек.

Спички-РДЖ_Шишкоедов_DSC5023.jpg— Расцвет филумении пришелся на 1960-1980-е годы прошлого века, когда Балабановская экспериментальная спичечная фабрика Калужской области стала выпускать специальные наборы для филуменистов, — рассказывает организатор выставки, заместитель начальника службы корпоративных коммуникаций ЮУЖД — филиала ОАО «РЖД» Екатерина Сергеева. — СССР в те годы стал крупнейшим производителем и экспортером спичек. В стране тогда работали 23 спичечные фабрики, ежедневно потреблялось около 33 млн коробков. А за год промышленность Советского Союза их производила 13 миллиардов! Представляете, какое это мощное средство пропаганды?

Рисунки для этикеток доверяли лучшим художникам страны, эта продукция проходила строжайшую экспертизу. На выставке представлены 83 увеличенные копии спичечных коробков с этикетками на тему безопасности на железной дороге. Это не просто предметы бытового обихода, а уникальные образцы промышленной графики, своего рода реликвии «карманного искусства» советских лет. И зеркало ушедшей эпохи! На спичечных коробках изображали знаковые события в жизни страны: первый полет человека в космос, открытие Олимпиады-80, «золотое» звено БАМа…

По словам Екатерины Сергеевой, выставка будет интересна всем: и пассажирам, и железнодорожникам. Экспозицию собирали по всей стране у коллекционеров. Причем если поначалу в ее составе были коробки с этикетками «на тему» железной дороги, то потом решили сосредоточиться на безопасности. Ведь от неукоснительного соблюдения этих правил во многом зависит жизнь людей! Рисунки и слова на этикетках призывают людей беречь свою жизнь: «Не перебегай перед поездом!», «Не висни на подножках!», «Хождение по путям в неустановленных местах опасно!», «Пользуйтесь переходными мостами!», «Не соскакивайте на ходу поезда!».

Спички-РДЖ_Шишкоедов__DSC5048.jpg

— На первый взгляд, непонятно, почему к спичечным коробкам такое внимание, — говорит начальник ЮУЖД — филиала ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов. — Что за необычный выставочный квест? Но все очень просто: для железной дороги есть два столпа: надежность и безопасность. И наглядная агитация на коробках спасла тысячи жизней! Мало того, благодаря этому квадратику высотой в 5 сантиметров человечество многие годы черпало самую разную информацию. Это своего рода спичечный интернет! Эти обращения по поводу безопасности на железной дороге не утратили своей актуальности и сегодня, поскольку дорога и в наши дни — зона повышенной опасности.

Анатолий Храмцов поздравил челябинцев и гостей города с открытием выставки и предстоящим Новым годом, пожелал крепкого здоровья, счастья, удачи во всем.

Спички-РДЖ_Шишкоедов_DSC5154.jpg

К этим пожеланиям присоединился и начальник Южно-Уральского линейного управления МВД на транспорте полковник полиции Ильяс Фарвазетдинов. Он призвал земляков быть осторожными, бдительными на железной дороге, беречь жизнь и здоровье свое и близких.

…Праздничный фейерверк, удары железнодорожного колокола, сопровождющие открытие необычного вернисажа. «Спичечная» выставка получила путевку в жизнь.

Сегодня | 12:38
Сила мысли. Челябинские ученые придумали прибор, улучшающий работу мозга

Можно ли научить организм самовосстановлению и запустить скрытый лечебный механизм? Это одна из давних проблем, к решению которой лишь подходит официальная медицина. Но, по мнению челябинских ученых, способность к саморегуляции организма заложена самой природой. Для этого служит механизм нейропластичности — изменения структуры мозга, приспособляемости к переменам среды и внешним воздействиям.

Вчера | 15:05
«Подкова» мегаполиса. Борис Дубровский побывал с рабочим визитом в Сосновском районе

Сосновский район, который примыкает к Челябинску с северо-запада, считается основным вектором развития областного центра. «Челябинск будет развиваться в эту сторону», — уверяют чиновники, а стоимость недвижимости, из-за которой территорию называют «челябинской Рублевкой», косвенно подтверждает теорию.

Сегодня | 12:38
Сила мысли. Челябинские ученые придумали прибор, улучшающий работу мозга

Можно ли научить организм самовосстановлению и запустить скрытый лечебный механизм? Это одна из давних проблем, к решению которой лишь подходит официальная медицина. Но, по мнению челябинских ученых, способность к саморегуляции организма заложена самой природой. Для этого служит механизм нейропластичности — изменения структуры мозга, приспособляемости к переменам среды и внешним воздействиям.

Вчера | 16:39
К саммитам ШОС и БРИКС в центре Челябинска обновят 14 объектов культурного наследия

Глава региона взял под контроль важную для имиджа города работу по возрождению исторических зданий.

Новости   
Спецпроекты