Почему красный директор Лихачев начал уральскую автомобильную эпопею

2 Апреля 2019 Автор: Марат Гайнуллин
Почему красный директор Лихачев начал уральскую автомобильную эпопею


Мы продолжаем проект «Имя в городе», посвященный 85-летию образования Челябинской области.

Есть в Миассе улица, носящая имя Ивана Алексеевича Лихачева. Человека, который во многом определил автомобильный характер города.

За Нарвской заставой

Первый в своей жизни автомобиль он увидит в 16 лет. А уже в 30 возглавит завод, которому суждено стать флагманом отечественного автостроения и который впоследствии будет носить его имя.

 Родился будущий директор в 1896 году в селе Озерцы, что в Тульской губернии.

 В 12 лет впервые переступил порог Путиловского завода в Санкт-Петербурге, где крестьянский сын получил слесарные навыки и настоящую рабочую закалку. Здесь же, за Нарвской заставой, успеет напитаться и бунтарскими настроениями, которыми отличался знаменитый революционный завод. И вот удивительно пересечение судеб! Через несколько лет Путиловский превратится в Кировский завод, который возглавит будущий «король танков» Исаак Зальцман. И это эвакуированное из Ленинграда предприятие станет частью Танкограда, соседствующего в Челябинске с цехами кузнечно-прессового завода, который и возглавит Иван Лихачев.

 Но это будет через четверть века. А пока шла Первая мировая война. По традиции, рабочих таких гигантов, как Путиловский, в военное время призывали во флот. Поэтому и молодой слесарь Иван Лихачев вскоре стал матросом Балтийского флота, где прослужит два года. Хотя, по некоторым свидетельствам, отправлен он был в пехоту. Как бы ни было, но служба не прошла даром для смышленого парня. Именно там он научился водить автомобиль, а матчасть изучил до последнего винтика.

 После октябрьских событий 1917 года он становится чекистом и даже возглавит отряд особого назначения. Но и здесь судьба его пересеклась с автомобилями. В отряде чекистов был свой автопарк из реквизированных машин, требовавших ремонта, а значит, и его, Ивана Лихачева, рук и головы.

 После того как отгремели залпы гражданской войны, его бросают на советскую работу. При этом он стремится наверстать упущенное для учебы время, поступив в горную академию и электромеханический институт в Петрограде.

Встреча с автомобильным королем

 В 1930 году в США Лихачев встретился с самим Генри Фордом Старшим. Основатель крупнейшей в мире автомобильной империи пригласил его отобедать. Под занавес встречи Форд произнес доверительно:

 — Вы родились под автомобильной звездой. Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми!

 Да, в те годы форды покупал весь мир. И сам Форд, убежденный, что «все дороги ведут в Америку», призывал молодого советского директора к тому, чтобы вести хозяйство по-американски, и тогда, мол, он добьется успеха.

 Но Лихачев не хотел копировать заокеанские методы руководства и организации труда и настойчиво искал свой, советский метод.

 За три года до поездки в Америку он возглавил в Москве небольшой завод, оставленный в наследство знаменитыми купцами братьями Рябушинскими. Автозавод так и не был достроен и, скорее, напоминал автомастерские, где собирали полуторки «Фиат», а в годы разрухи здесь делали примусы и зажигалки.

 С приходом Лихачева на заводе произошла настоящая техническая революция, и именно здесь был пущен первый в стране конвейер. А в одну из октябрьских ночей 1931 года был собран первый автомобиль — АМО 3. Его лично испытывал, сев в кабину, директор завода. Через два года эту модернизированную машину переименуют в ЗИС 5, которая станет легендарным грузовиком, и выходить он будет уже с конвейера Миасского автозавода.

Нарком в Челябинске

 В 1939 году экс-директора Московского автозавода назначают первым народным комиссаром среднего машиностроения.

 Известно, что в том же году Лихачев в качестве наркома в течение трех дней находился в Челябинске. По воспоминаниям ветеранов ЧТЗ, он с интересом знакомился с предприятием, беседовал с начальниками цехов, инженерами, рабочими. Провел два совещания в дирекции, выступил с речью на собрании заводского актива.

 Наступил 1941 год. Первый авианалет на Московский автозавод немцы нанесли уже 23 июля. После этого завод периодически подвергался бомбардировкам, но грузовики выпускать продолжал. 15 октября 1941 года производство было полностью остановлено, и началась эвакуация завода, в ходе которой развернулся организаторский талант Ивана Лихачева, как человека со стратегическим мышлением. Сегодня невозможно представить, как эвакуацию гигантского завода можно было провести за 11 суток! В 7700 вагонах отправили на восток 16 тысяч человек и 12 800 единиц оборудования. Но главное не в объемах, а в стратегии: эвакуированный завод был рассредоточен по пяти городам Урала и Поволжья.

 По воспоминаниям тех, кто работал рядом с «красным директором», в первый год войны коллектив возглавляемого им завода сумел эвакуировать не только свое оборудование, но и других предприятий.

 Так, Лихачев добился разрешения демонтировать подъемные краны и металлоконструкции с Дворца Советов, строительство которого началось до войны на месте разрушенного храма Христа Спасителя, и задействовал их потом при возведении уральских цехов.

 Был снят (уже под обстрелом фашистских войск) высоковольтный кабель линии электропередачи Москва — Кашира.

 В жестокие морозные дни зимы 1941 года Лихачев сам облазил в Челябинске занесенные снегом открытые хранилища, которые накануне были эвакуированы из других городов, отбирая необходимые станки, чтобы обеспечить работу трех своих заводов на Урале и завода на Волге. Люди в сорокоградусные морозы устанавливали станки и сразу же становились к ним, не всегда имея крышу над головой. Такое, например, происходило на Челябинском кузнечно-прессовом заводе.

 «Захары» для «катюш»

 Являясь директором ГлававтоЗИСа в Челябинске, Лихачев курировал работу гигантской системы заводов имени Сталина (ЗИС). В нее вошли автомоторный в Миассе, кузнечно-прессовый в Челябинске, автомобильный в Ульяновске, автоагрегатный в Шадринске, завод в Москве, где продолжался выпуск автоматов и минометов.

 В Миассе производство московского грузовика возобновилось, правда, в более упрощенном виде. Из-за нехватки стального листа кабина стала почти полностью деревянной, без металлической обшивки. Сугубо военная модификация получила название ЗиС 5В. А сам грузовик ЗиС 5В, который в народе получил прозвище «Захар», послужил и в качестве шасси для установки легендарной «катюши».

 Забегая вперед, скажем, что после возобновления производства в Москве завод в Миассе продолжил производство грузовика под названием УралЗИС 5М, выпуск которого прекратился лишь в 1955 году.

 Как только в 1942 году стали отгонять фашистских захватчиков от Москвы, Лихачев приступил к восстановлению родного ЗИСа.

Стать героем фильма

 Ровно полвека назад на экраны страны вышел фильм «Директор» о пионерах советской автомобильной промышленности. Прототипом главного героя матроса Зворыкина как раз и стал Иван Лихачев. За четыре года до этого в Узбекистане снимали сцену автопробега по пустыне Каракумы, в котором, по сценарию, участвовал и директор завода, стремясь доказать превосходство отечественных машин над зарубежными.

 В одном из дублей, когда отрабатывался сложный трюк — прыжок с бархана, исполнитель главной роли — знаменитый актер Евгений Урбанский погиб.

 На дальнейшую съемку Госкино наложило запрет. Но режиссеру удалось добиться разрешения переснять фильма и в 1969 году вторая версия «Директора» все же вышла на экраны, правда, уже с другим актером в главной роли, с будущим министром культуры Николаем Губенко.

 Не стоит искать документальности в этом фильме. Но в нем прекрасно передано то, что выделяло главного героя фильма из тысяч его современников. Он был не просто выдающимся организатором производства. Он был настоящим романтиком и жил мечтой. Мечтой об отечественном автомобиле, который стал бы лучшим в мире!

 Но за кадром продолжалась своя жизнь. В 1956 году, не дожив нескольких дней до 60-летия, Иван Алексеевич Лихачев умер в Москве. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. А в 2016 году Завод имени Лихачева выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль. За год до этого большинство цехов завода было демонтировано, а музей истории ЗиЛа с мемориальным кабинетом Лихачева был уничтожен.

 Но зато имя красного директора продолжает носить одна из улиц в Миассе. А легендарного «Захара», который сегодня стоит в виде постамента-памятника на предзаводской площади в Миассе, на парадах, посвященных 9 Мая, можно увидеть в первых рядах.

Сегодня | 15:31
Штурм высшего. Южноуральские вузы отметили наплыв 300-балльников и иностранных абитуриентов

В этом году в вузах Челябинской области развернулась настоящая битва за бюджетные места. На одно место претендовало в среднем 10 человек. Примечательно, что спрос на технические и естественно-научные специальности был впервые таким же высоким, как и на гуманитарные.

Сегодня | 15:15
Проверка готовности. Какие перспективы глава региона увидел в Увельском районе

Жителей Увельского района волнуют в основном те же проблемы, что и остальных южноуральцев: здравоохранение, дороги, ЖКХ, экология. При этом, как отметил глава региона Алексей Текслер во время своего визита, район движется вперед, и порядок по ключевым вопросам навести вполне реально.

09.07.2019 | 08:51
После Чехова. Почему артист челябинского театра ждет роль короля Лира

В 2019 году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал артист Челябинского НХТ Александр Балицкий.

01.07.2019 | 17:29
В Челябинске издали книгу, посвященную императору Александру II

200-летие со дня рождения царя-реформатора — повод, безусловно, значительный. Но насколько авторы нового издания были решительны в своих намерениях отметить этот юбилей книгой? Ведь до сих пор даже среди историков нет единого мнения по поводу роли этой личности в истории. С этого вопроса мы и начали беседу с автором-составителем книги, заместителем директора ОГАЧО Николаем Антипиным.

Новости   
Спецпроекты