Рыцарь железных дорог. Он соединил Челябинск с Западом и Востоком

29 Апреля 2019 Автор: Марат Гайнуллин
Рыцарь железных дорог. Он соединил Челябинск с Западом и Востоком


В Челябинске есть улица Гарина-Михайловского. Человека, имя которого золотыми буквами вписано в историю строительства великой Транссибирской магистрали.

На старом здании нашего вокзала висит мемориальная доска с его именем. И это неудивительно: именно благодаря этому человеку в 1892 году состоялся приезд первого поезда в Челябинск

Крестник императора

 Сегодня многие факты биографии нашего героя мы знаем благодаря исследованиям челябинского краеведа Надежды Капитоновой.

 Родился Николай Георгиевич в 1852 году в Петербурге, в семье потомственного дворянина и известного генерала Георгия Михайловского. Отец был столь уважаем при императорском дворе, что сам Николай I стал крестным отцом мальчика, которого и назвали в его честь.

 Мать Коленьки, урожденная Цветинович, происходила из сербских дворян.

 Выйдя в отставку, генерал вместе с семьей переехал в Одессу, где у него было свое имение. В семье было девять детей, из которых Николай был старшим. В доме царила суровая система воспитания. На всю жизнь он запомнил жестокого отца, карцер в их доме, порки. Мать защищала детей, упрекая отца: «щенков вам дрессировать, а не детей воспитывать». Поворотным в его судьбе стало обучение в престижной Ришельевской гимназии в Одессе. Обо всем этом писатель расскажет в своей знаменитой книжке «Детство Темы». Ее продолжением стали «Гимназисты». Затем будут написаны «Студенты», «Инженеры». Горький назвал эту тетралогию «целой эпопеей русской жизни».

 Будущий писатель поступает в Петербургский университет на юридический факультет. По счастью, рано понял, что это не его поприще, и уже на следующий год блестяще сдает экзамены в институт инженеров путей сообщения...

 Работал в министерстве, но инженер победил в нем чиновника, и он отправляется на строительство Батумской железной дороги в Закавказье. И здесь его поджидали приключения с нападением разбойников — турок, о чем он напишет в рассказе «Два мгновения». На Кавказе Михайловский столкнется с казнокрадством, с чем честный инженер никогда не желал примириться.

улицы-герои_Гарин-Михайловский_04-TASS_13763992.jpg Литературная слава пришла к нему довольно поздно, в 40 лет. К тому времени он был уже знаменитым инженером. В 1892 году журнал «Русское богатство» печатает «Детство Темы», а чуть позже «Русская мысль» — «Несколько лет в деревне». В это же время Гарин-Михайловский переезжает в Петербург, где берется за издание журнала. Он покупает «Русское богатство». Для этого он заложил свое имение. В первом же номере поместил рассказы Станюковича, Короленко, Мамина-Сибиряка, которые стали его друзьями.

Процент войны

 Но все это будет позднее. А пока он вдруг круто решает изменить свою жизнь. Он покупает имение в Самарской губернии рядом с обнищавшей деревней Гундуровкой.

И здесь Николай Георгиевич проявил себя как талантливый хозяйственник и реформатор. В деревне появилась мельница, он закупил сельхозмашины, посадил культуры, которых местные крестьяне отродясь не знали: подсолнух, чечевицу, мак. А в деревенском пруду пытался даже развести форель. Вскоре у крестьян появились новые избы, которые он строил для них совершенно бескорыстно. Супруга открыла школу для деревенских ребятишек, которым под Новый год устраивали елки с подарками. Первый же год принес отличные урожаи. Казалось бы, идеи молодого идеалиста и романтика превратить отсталую деревню в процветающую крестьянскую общину уже воплощались в жизнь. Однако сами крестьяне принимали добрые дела Михайловского за чудачества барина и нередко обманывали его. А соседние помещики и вовсе приняли нововведения в штыки. Вскоре была сожжена мельница и уничтожен урожай...

Через три года он почти разорился и разочаровался в своем начинании.

 Гораздо позднее он напишет очерк «Несколько лет в деревне» с полным «разбором полетов». Ему хотелось понять свои ошибки: «Я тащил их (крестьян) в какой-то свой рай... образованный человек, а действовал, как невежда... я хотел повернуть реку жизни в другое русло».

 Корней Чуковский позднее напишет: «Несколько лет в деревне» читается, как сенсационный роман, у Гарина даже разговоры с приказчиком о навозе волнуют как любовные сцены».

 Вскоре его назначают на строительство дороги Уфа — Златоуст. Впервые в истории строительства железных дорог в России именно ему пришлось столкнуться с такими препятствиями, как болота и бездорожье, горы и горные речки. Особенно сложным оказался участок Кропачево — Златоуст. Позже Михайловский напишет: «Восемь процентов изыскателей навсегда сошли со сцены главным образом от нервного расстройства и самоубийств. Это процент войны».

улицы-герои_Строительство-Транссибирской-железной-дороги-на-участке-Екатеринбург-–-Челябинск.-1900-г.jpg

 Строит как волшебник

 Ему приходилось быть в одном лице и талантливым изыскателем, не менее талантливым проектировщиком и выдающимся строителем железных дорог. Один из его коллег вспоминал: «...Чувство местности у Николая Георгиевича было удивительное. Продираясь на лошади по тайге, утопая в болотах, он будто с птичьего полета безошибочно выбирал наиболее выгодные направления. А строит он как волшебник».

 Строительные работы шли в крайне тяжелых условиях, не было никакой техники, все делалось вручную — с лопатой, кайлом и тачкой... Между тем надо было взрывать скалы, ставить опорные стенки, воздвигать мосты. Николай Георгиевич составил проект более дешевого строительства, однако начальство не было в этом заинтересовано. Тогда, отчаянно борясь за свои предложения, он посылает в министерство телеграмму в 250 слов! Неожиданно проект был утвержден, а его самого назначают начальником участка. Историю этой непростой борьбы можно увидеть в рассказе «Вариант», который он напишет в Усть-Катаве. Но мы никогда не могли бы узнать о нем, если бы не супруга писателя, которой он прочитал рассказ и тут же порвал. Втайне от него жена собрала клочки и старательно склеила. Напечатали рассказ, когда Гарина-Михайловского уже не было в живых.

 Чуковский напишет об этом: «Так увлекательно писать о работе в России еще не умел ни один беллетрист».

 И даже современные инженеры удивляются таланту и изобретательности Гарина-Михайловского, который умудрялся максимально удешевить строительство дороги. Это можно проследить на примерах очень сложного участка на перевале у станции Сулея, фрагмента дороги от станции Вязовая до разъезда Яхино, где требовались глубокие выемки в скалах, строительство моста через реку Юрюзань, проведение реки в новое русло, насыпка вдоль реки тысяч тонн грунта... И именно он, Гарин-Михайловский, придумал эту замысловатую железнодорожную петлю, которую и сегодня можно увидеть, проезжая станцию Златоуст.

 8 сентября 1890 года в Златоуст из Уфы прибыл первый поезд. За работу на строительстве этого участка дороги Николай Георгиевич был награжден орденом Святой Анны.
В 1887 году Николай Георгиевич поселился с семьей в Усть-Катаве. Сегодня дом, где жили Михайловские, не сохранился. Там скончалась первая дочь Михайловских — трехмесячная Варенька. Там же родился их старший сын Гаря, имя которого, кстати, и послужило частью двойной фамилии — Гарин-Михайловский.
В самом начале 1890-х годов Михайловский жил в Челябинске. Правда, на месте дома, в котором он жил, давно уже возвышается здание Челябгипромеза.

Во все стороны талантлив

 улицы-герои_Николай-Гарин-Михайловский-с-женой-Надеждой-Валерьяновной_Самарский-литературно-мемориальный-музей-им.-М.-Горького.jpgВ одном из писем жене он напишет: «...Я весь день в поле с 5 утра и до 9 вечера. Устаю, но бодр, весел, слава богу, здоров...».

 Он не умел отдыхать, спал по 3-4 часа в сутки. Уже после смерти писателя вскрытие показало, что сердце у него было здоровое, однако от предельного переутомления произошел его паралич.

 Савва Мамонтов сказал о нем: «Талантлив был, во все стороны талантлив».

 А вот что писал про него Корней Чуковский: «Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые...

 Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его шевелюре, в его порывистой, неровной походке и в его необузданных, торопливых, горячих речах всегда чувствовалось то, что называется широкой натурой: художник, поэт, чуждый скаредных, корыстных и мелочных мыслей...

 В своих книгах он часто твердил, что Россия совершенно напрасно живет в такой унизительной бедности, так как она богатейшая в мире страна...»

 Главная любовь Николая Георгиевича — дети. У него было 11 детей и трое приемных. Еще в молодости они с невестой дали клятву: «Мы никогда пальцем не тронем наших детей». И действительно, в его семье никогда не наказывали детей, одного недовольного взгляда было достаточно.

 В одном из рассказов он напишет: «...Ведь если в пору детства нет счастья, когда ж оно будет?»

 Таким был этот человек, жизнь которого удивительным образом пересеклась с судьбой нашего края. Талантливого инженера-путейца не зря называли рыцарем железных дорог. Именно он соединил Челябинск железной дорогой с Западом и Востоком. Не случись этого, судьба нашего города была бы совсем иной.

Вчера | 15:16
В Кыштыме стремятся восстановить главный символ города.

Спроси сегодня любого кыштымца о главной достопримечательности города, и он без запинки назовет «Белый дом».

Вчера | 12:32
В Челябинской области внедряют «домашние» аппараты для нефродиализа

В Челябинской области внедряют «домашние» аппараты для нефродиализа. Новая технология избавит пациентов с тяжелой почечной недостаточностью от длительных процедур на больничной койке. Переносной комплекс, заменяющий отказавший орган, делает свою работу вне стационара, ночью, прямо во сне.

11.05.2019 | 09:04
В Красноармейском районе нашли артефакты сарматского периода

Местный краевед обнаружил на берегу озера целый комплекс древних курганов.

25.04.2019 | 15:21
В Челябинске посвящают концерты нобелевским лауреатам

Еще 22 октября 2018 года челябинцы стали свидетелями, как на филармонической сцене стартовал цикл концертов, посвященный творчеству нобелевских лауреатов России по литературе. Об этом необычном проекте читателям «ЮП» сегодня рассказывает его руководитель, поэт и драматург, лауреат литературных и театральных премий Константин Рубинский.

Новости   
Спецпроекты