Жива ли в Челябинской области система профобразования?

10 Февраля 2020 Автор: Елена Николаева Фото: из архива редакции
Жива ли в Челябинской области система профобразования?


Во время визитов губернатора Алексея Текслера в различные территории области периодически поднимается вопрос нехватки квалифицированных кадров на тех или иных предприятиях. О том, насколько эффективно на это реагирует система профессионального образования, мы поговорили с доктором культурологии, профессором Галиной Казаковой.

Как мы ринулись в бой

— Галина Михайловна, можно ли говорить, что система нашего профессионального образования сегодня немного сбоит и именно она приводит к кадровому дефициту на южноуральских предприятиях?

Казакова-Галина-культуролог-профессор.jpg— Это проблема всех территорий страны. И всех отраслей производства. Что-то в ней является закономерным: времена меняются быстро, а вот образование по природе своей достаточно консервативно и статично. А часть причин носят субъективный и динамичный характер.

Последние, как правило, находятся в управленческой сфере. Имеет место быть недальновидность и узость кругозора, возросшее недоверие друг к другу частного (преимущественно в производстве) и государственного (преимущественно в образовании) секторов экономики, догоняющий характер ряда реформ… В причинах есть и нежелание брать ответственность за преобразования из-за принципа «инициатива наказуема», отсутствие долгосрочного видения и так далее…

Но конкретно в нашем индустриальном регионе система профобразования все-таки живая.

Этому способствовал ряд динамичных преобразований последних лет: в 2011 году ее усилили федеральные техникумы, переданные на региональный баланс. Это позволило изменить контур и содержание профобразования в регионе. Довольно быстро, как требовали «майские указы», прошла реорганизация системы по принципу «лучше меньше, да лучше»: избавились от балласта финансово убыточных активов, обновился кадровый потенциал, значительно улучшилась материально-техническая база, мастерские стали «мини-предприятиями», научились зарабатывать и наполнять внебюджет…

Система активно участвовала в заявках на федеральные гранты... Активно включилась в новые проекты WorldSkills, фонда «Вольное дело», «Славим человека труда». Стали сотрудничать с Высшей школой экономики, Всемирным банком. Фактически на постоянной основе объединения Российского союза промышленников и Торгово-промышленной палаты приглашали на свои заседания. Директора техникумов вошли в составы объединений директорского корпуса производств в территориях. В обновленной структуре появился динамизм, мы стали заметны в Уральском федеральном округе среди коллег, объединили их вокруг себя в рамках межрегионального Совета по профобразованию.

профобразование_из-архива-редакции_DSC_5160.jpg

Тогда же появились потрясающие проекты у наших соседей в Первоуральске — местного техникума и Группы ЧТПЗ. Их территория расцвела, Челябинский трубопрокатный показал образец связки «предприятие — техникум», стал признанным лидером в России и выиграл прежде всего сам, решив проблему подготовки рабочих кадров «новой индустриализации». А мы ринулись в бой: добиться расположения и доверия нашего предприятия для наших техникумов.

Тогда же динамично работал ректорский корпус. Сейчас в нем много новых лиц, силы которых здорово отвлекают от образовательных задач неурегулированные внутренние конфликты вузов…

Одним словом, развитие идет. Да и куратор социальной сферы Ирина Альфредовна Гехт, с опытом федеральной работы и детальным знанием отрасли и региона, мне думается, просто не даст сбавить темпов и сдать лидирующие позиции в образовании и не только.

— В советские годы практически у каждого города, района была своя специализация в вопросе подготовки новых кадров. Этот подход сохранен или был утерян со временем в регионе?

— Смотрите, здесь многое объясняется быстротой современных изменений, «сжатия времени». Смена специализаций территорий зависит от целого спектра причин, в том числе и не последнее место — человеческая воля. Помните, еще недавно прогнозировались перепрофилирование и расцвет Увельского района в связи с масштабной стройкой логистического центра для партнерства с Китаем. Планам не суждено было сбыться.
В этой связи каждое образовательное учреждение в муниципалитете стало многопрофильным. Но проблемы специализации, честно говоря, нет. Если запрос возникнет, развернуть специализацию не составит труда.

Вопрос в другом: в какой степени стратегии муниципального развития соответствуют стратегиям развития отраслевых производств в данной территории? И насколько они существуют как реальный рабочий инструмент в привязке к конкретной земле? Если это четко и прозрачно для понимания будущего каждого жителя территории, то образовательное учреждение здесь должно стать центральным звеном.

профобразование_из-архива-редакции_S0A8653.jpg

Система бывает слепа

— Если не оглядываться в прошлое, какие модели профессионального образования, на ваш взгляд, есть смысл реализовывать в Челябинской области?

— Я бы отдельно выделила образование детей и, в связи с пенсионной реформой (и не только), — образование взрослых.

Что касается образования детей и молодежи, огромный ресурс — у забытой системы профессионального самоопределения. Вот где нужны драйверские прорывы согласно изменившимся реалиям и с учетом новых поколенческих ценностей.

WorldSkills, «Инженерная школа» в Свердловской области, аналоги в Тюмени и Челябинске являются интересными, но надстроечными проектами, не вшитыми в государственные образовательные стандарты и государственную систему обучения. Это действительно «олимпиадное движение», как они себя называют, «большой спорт». Который должен быть как точки прорыва, но который невозможен без создания питательной среды широкого «физкультурного» движения. А начинать его нужно с ранней профориентации, курсы и содержание которой должны быть вшиты в логику существующих образовательных стандартов всех уровней образования.

Правильность этой идеи подтверждает коммерческий сектор, давно отреагировавший на тренды времени. Посмотрите, на чем сейчас коммерсанты зарабатывают в развлекательных детских центрах? Это «города профессий»: «Чадоград», «Кидландия», «Мастерславль», «КидБург», «Кидзания»… Они созданы в каждом мало-мальски крупном центре российских городов и приносят, уверена, хороший доход своим владельцам.

Оцените, как поменялся потребительский спрос на массив детских игрушек: сейчас это не просто куклы, а куклы-профессии, не просто машинки, а машины-профессии. Печь хлеб, шить одежду, делать химические опыты, вышивать, строгать, паять, клеить, выращивать, мастерить — игрушки рассчитаны на любую профессиональную деятельность! Оцените содержание детских отделов и их умопомрачительное разнообразие в книжных магазинах: книжки про профессии врача, водителя, пожарного, машиниста, милиционера, ветеринара, садовода… Есть потрясающие общественники, создающие мультфильмы, компьютерные игры и т.д. В глобальной сети это целые творческие сообщества, они делают уникальные вещи, все, что близко и понятно поколению Z.

— А как система образования использует этот прорывной, уже готовый ресурс?

— Она, увы, слепа и отстает там, где должна лидировать. Ведь все эти коммерческие проекты сопровождаются довольно крепкими и серьезными методическими, методологическими, кадровыми, образовательными основаниями. Они хороши, но где государственное образование?

профобразование_из-архива-редакции_S0A8586.jpg

Мощный кадровый ресурс

— А что происходит в системе профессиональной переподготовки взрослых?

— Традиционно функции образовательных систем регионов УрФО ограничиваются образованием детей. Но взрослое, уже обученное население куда более мощный кадровый ресурс, менее финансово затратный даже с учетом переподготовки.

Пенсионная реформа, увеличение срока трудовой активности, тренды современного кадрового рынка (роботизация, автоматизация, информатизация, развитие сферы услуг, с одной стороны; растущая потребность в творческой реализации, экономика «счастья» и/или «эмоций», поколенческая смена жизненных ценностей, ориентация на личностный рост и семейный уклад как способ самозанятости — с другой) настоятельно требуют развития инфраструктуры и содержания образования взрослых.

Стихийно и коммерчески этот рынок образования взрослых также уже существует. Это разветвленная и удобная система дистанционного обучения частных структур, сайтов, блогов и т.д. Но обучение в ней идет зачастую без лицензий, налоговых выплат, контроля качества обучения, элементарной компетенции обучающих.

Государственная система, обладая кадрами, инфраструктурой, технической и технологической базой, инертна, она остается в рамках тяжеловесных для потребителя курсов переподготовки, куда, как правило, направляются по запросу предприятия. А если человек уже не работник предприятия, куда ему податься, чтобы получить «удочку»? Образование не подошло к системному решению этого вопроса, вопрос масштабного образования взрослых пока не поставлен ни в одной стратегии развития и/или государственной программе регионов УрФО.

А национальными проектами он поставлен: это прямое решение нацпроекта «Демография» и освоение 5 млрд рублей по линии Минтруда и соцзащиты РФ на 2020 год. Это и источник наполнения внебюджета не частных лиц, а вузов и ссузов. Это качество, это компетентные лицензированные специалисты, это материальная база, это выстроенные каналы трудоустройства.

С сожалением констатирую, что пока гигантские средства государства, вкладываемые в образование, не прирастают нематериальной прибылью. А карманы переобучающихся людей опустошаются зачастую малограмотными, но предприимчивыми горе-специалистами.


контекст

21.02.2020 | 13:37
Челябинские эпидемиологи рассказали, что может изменить анализы на коронавирус

В областной лаборатории выполнили уже более 200 исследований на китайскую инфекцию.

20.02.2020 | 19:43
Еда под подозрением. Где в Челябинской области исследуют продукты на ГМО?

В России принята новая доктрина продовольственной безопасности, которая в том числе ставит заслон продуктам с ГМО. Теперь на Южном Урале будут уделять особое внимание качеству растительной и животной пищи.

21.02.2020 | 14:20
Текслер «утопил» в Тургояке надежды хищников от бизнеса

«Озерный край» перестает быть просто красивой фразой, которой любят описывать Челябинскую область на разного рода презентациях. Теперь власть делает все, чтобы это приятное слуху словосочетание имело под собой и добротное содержание.

08.02.2020 | 11:02
Челябинцы стали больше занимать на покупку автомобилей

Такие выводы сделали аналитики Национального бюро кредитных историй.

Новости   
Спецпроекты