Жива ли в Челябинской области система профобразования?

10 Февраля 2020 Автор: Елена Николаева Фото: из архива редакции
Жива ли в Челябинской области система профобразования?


Во время визитов губернатора Алексея Текслера в различные территории области периодически поднимается вопрос нехватки квалифицированных кадров на тех или иных предприятиях. О том, насколько эффективно на это реагирует система профессионального образования, мы поговорили с доктором культурологии, профессором Галиной Казаковой.

Как мы ринулись в бой

— Галина Михайловна, можно ли говорить, что система нашего профессионального образования сегодня немного сбоит и именно она приводит к кадровому дефициту на южноуральских предприятиях?

Казакова-Галина-культуролог-профессор.jpg— Это проблема всех территорий страны. И всех отраслей производства. Что-то в ней является закономерным: времена меняются быстро, а вот образование по природе своей достаточно консервативно и статично. А часть причин носят субъективный и динамичный характер.

Последние, как правило, находятся в управленческой сфере. Имеет место быть недальновидность и узость кругозора, возросшее недоверие друг к другу частного (преимущественно в производстве) и государственного (преимущественно в образовании) секторов экономики, догоняющий характер ряда реформ… В причинах есть и нежелание брать ответственность за преобразования из-за принципа «инициатива наказуема», отсутствие долгосрочного видения и так далее…

Но конкретно в нашем индустриальном регионе система профобразования все-таки живая.

Этому способствовал ряд динамичных преобразований последних лет: в 2011 году ее усилили федеральные техникумы, переданные на региональный баланс. Это позволило изменить контур и содержание профобразования в регионе. Довольно быстро, как требовали «майские указы», прошла реорганизация системы по принципу «лучше меньше, да лучше»: избавились от балласта финансово убыточных активов, обновился кадровый потенциал, значительно улучшилась материально-техническая база, мастерские стали «мини-предприятиями», научились зарабатывать и наполнять внебюджет…

Система активно участвовала в заявках на федеральные гранты... Активно включилась в новые проекты WorldSkills, фонда «Вольное дело», «Славим человека труда». Стали сотрудничать с Высшей школой экономики, Всемирным банком. Фактически на постоянной основе объединения Российского союза промышленников и Торгово-промышленной палаты приглашали на свои заседания. Директора техникумов вошли в составы объединений директорского корпуса производств в территориях. В обновленной структуре появился динамизм, мы стали заметны в Уральском федеральном округе среди коллег, объединили их вокруг себя в рамках межрегионального Совета по профобразованию.

профобразование_из-архива-редакции_DSC_5160.jpg

Тогда же появились потрясающие проекты у наших соседей в Первоуральске — местного техникума и Группы ЧТПЗ. Их территория расцвела, Челябинский трубопрокатный показал образец связки «предприятие — техникум», стал признанным лидером в России и выиграл прежде всего сам, решив проблему подготовки рабочих кадров «новой индустриализации». А мы ринулись в бой: добиться расположения и доверия нашего предприятия для наших техникумов.

Тогда же динамично работал ректорский корпус. Сейчас в нем много новых лиц, силы которых здорово отвлекают от образовательных задач неурегулированные внутренние конфликты вузов…

Одним словом, развитие идет. Да и куратор социальной сферы Ирина Альфредовна Гехт, с опытом федеральной работы и детальным знанием отрасли и региона, мне думается, просто не даст сбавить темпов и сдать лидирующие позиции в образовании и не только.

— В советские годы практически у каждого города, района была своя специализация в вопросе подготовки новых кадров. Этот подход сохранен или был утерян со временем в регионе?

— Смотрите, здесь многое объясняется быстротой современных изменений, «сжатия времени». Смена специализаций территорий зависит от целого спектра причин, в том числе и не последнее место — человеческая воля. Помните, еще недавно прогнозировались перепрофилирование и расцвет Увельского района в связи с масштабной стройкой логистического центра для партнерства с Китаем. Планам не суждено было сбыться.
В этой связи каждое образовательное учреждение в муниципалитете стало многопрофильным. Но проблемы специализации, честно говоря, нет. Если запрос возникнет, развернуть специализацию не составит труда.

Вопрос в другом: в какой степени стратегии муниципального развития соответствуют стратегиям развития отраслевых производств в данной территории? И насколько они существуют как реальный рабочий инструмент в привязке к конкретной земле? Если это четко и прозрачно для понимания будущего каждого жителя территории, то образовательное учреждение здесь должно стать центральным звеном.

профобразование_из-архива-редакции_S0A8653.jpg

Система бывает слепа

— Если не оглядываться в прошлое, какие модели профессионального образования, на ваш взгляд, есть смысл реализовывать в Челябинской области?

— Я бы отдельно выделила образование детей и, в связи с пенсионной реформой (и не только), — образование взрослых.

Что касается образования детей и молодежи, огромный ресурс — у забытой системы профессионального самоопределения. Вот где нужны драйверские прорывы согласно изменившимся реалиям и с учетом новых поколенческих ценностей.

WorldSkills, «Инженерная школа» в Свердловской области, аналоги в Тюмени и Челябинске являются интересными, но надстроечными проектами, не вшитыми в государственные образовательные стандарты и государственную систему обучения. Это действительно «олимпиадное движение», как они себя называют, «большой спорт». Который должен быть как точки прорыва, но который невозможен без создания питательной среды широкого «физкультурного» движения. А начинать его нужно с ранней профориентации, курсы и содержание которой должны быть вшиты в логику существующих образовательных стандартов всех уровней образования.

Правильность этой идеи подтверждает коммерческий сектор, давно отреагировавший на тренды времени. Посмотрите, на чем сейчас коммерсанты зарабатывают в развлекательных детских центрах? Это «города профессий»: «Чадоград», «Кидландия», «Мастерславль», «КидБург», «Кидзания»… Они созданы в каждом мало-мальски крупном центре российских городов и приносят, уверена, хороший доход своим владельцам.

Оцените, как поменялся потребительский спрос на массив детских игрушек: сейчас это не просто куклы, а куклы-профессии, не просто машинки, а машины-профессии. Печь хлеб, шить одежду, делать химические опыты, вышивать, строгать, паять, клеить, выращивать, мастерить — игрушки рассчитаны на любую профессиональную деятельность! Оцените содержание детских отделов и их умопомрачительное разнообразие в книжных магазинах: книжки про профессии врача, водителя, пожарного, машиниста, милиционера, ветеринара, садовода… Есть потрясающие общественники, создающие мультфильмы, компьютерные игры и т.д. В глобальной сети это целые творческие сообщества, они делают уникальные вещи, все, что близко и понятно поколению Z.

— А как система образования использует этот прорывной, уже готовый ресурс?

— Она, увы, слепа и отстает там, где должна лидировать. Ведь все эти коммерческие проекты сопровождаются довольно крепкими и серьезными методическими, методологическими, кадровыми, образовательными основаниями. Они хороши, но где государственное образование?

профобразование_из-архива-редакции_S0A8586.jpg

Мощный кадровый ресурс

— А что происходит в системе профессиональной переподготовки взрослых?

— Традиционно функции образовательных систем регионов УрФО ограничиваются образованием детей. Но взрослое, уже обученное население куда более мощный кадровый ресурс, менее финансово затратный даже с учетом переподготовки.

Пенсионная реформа, увеличение срока трудовой активности, тренды современного кадрового рынка (роботизация, автоматизация, информатизация, развитие сферы услуг, с одной стороны; растущая потребность в творческой реализации, экономика «счастья» и/или «эмоций», поколенческая смена жизненных ценностей, ориентация на личностный рост и семейный уклад как способ самозанятости — с другой) настоятельно требуют развития инфраструктуры и содержания образования взрослых.

Стихийно и коммерчески этот рынок образования взрослых также уже существует. Это разветвленная и удобная система дистанционного обучения частных структур, сайтов, блогов и т.д. Но обучение в ней идет зачастую без лицензий, налоговых выплат, контроля качества обучения, элементарной компетенции обучающих.

Государственная система, обладая кадрами, инфраструктурой, технической и технологической базой, инертна, она остается в рамках тяжеловесных для потребителя курсов переподготовки, куда, как правило, направляются по запросу предприятия. А если человек уже не работник предприятия, куда ему податься, чтобы получить «удочку»? Образование не подошло к системному решению этого вопроса, вопрос масштабного образования взрослых пока не поставлен ни в одной стратегии развития и/или государственной программе регионов УрФО.

А национальными проектами он поставлен: это прямое решение нацпроекта «Демография» и освоение 5 млрд рублей по линии Минтруда и соцзащиты РФ на 2020 год. Это и источник наполнения внебюджета не частных лиц, а вузов и ссузов. Это качество, это компетентные лицензированные специалисты, это материальная база, это выстроенные каналы трудоустройства.

С сожалением констатирую, что пока гигантские средства государства, вкладываемые в образование, не прирастают нематериальной прибылью. А карманы переобучающихся людей опустошаются зачастую малограмотными, но предприимчивыми горе-специалистами.


контекст

Поделиться

Вчера | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Вчера | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты