Какой будет наша система образования после «дистанционной» встряски
Пока российскую систему образования испытывает на прочность повсеместный переход на дистанционное образование, есть смысл уже начать говорить, какие мы должны и сможем сделать выводы из этого достаточно экстремального опыта.
- Как дистанционное образование отразится на зарплате учителей
- Проверка на «цифру». Как в Челябинской области будет организовано дистанционное образование?
Возврата не будет
— Повсеместный переход на дистанционное образование в образовательных учреждениях, что в средних, что в профессиональных, стал мерой вынужденной, это было ответом на режим самоизоляции. После окончания этого этапа нужно ли развивать эту форму или же просто держать про запас как чрезвычайный пакет?
— Уверена, возврата назад уже не будет. Вызовы времени потребовали подобного ответа (напомню слова, авторитетного английского историка Арнольда Тойнби, который считал развитие цивилизации чередованием «вызовов — ответов»). И среди этих вызовов нынешний коронавирус только один из нескольких. Хотя именно он послужил детонатором. Среди базовых же — развитие цифровых технологий и телекоммуникационных систем. Отсюда выводится изменение инфраструктуры общения, значимость коммуникационных навыков и компетенций, а не просто знаний; отсюда — изменение структуры производства и потребления в сторону автоматизации, роботизации, высвобождение творческого труда и свободного времени населения, которое чем-то должно занять; отсюда — взрывной интерес к новым практикам ума и «телесности» человека: новым мировоззрениям, здоровому образу жизни, сфере психического и эмоционального здоровья, медицины, спорта, косметологии, ухода и т.д.
Плюсом к причинам мы имеем продление срока жизни и срока трудовой жизни («серебряный возраст»). Плюсом — рождение новых моделей семьи (экстерриториальной, гостевой, с одним папой, суррогатное материнство и т.д.), активное развитие «раннего взросления» детей, когда детский возраст подменяется социальным: дети рано становятся материальным активом семьи, мы наблюдаем беспощадную родительскую монетизацию детских ресурсов (блогерство, шоу-бизнес, спорт, хайп в социальных сетях и т. д.).
Все это формирует Человека иного, с иными качествами. Образование будет обеспечивать эту трансформацию картины мира, образа жизни и, как следствие, структуры занятости человека.
Освобождение зерен
— В школах дистанционка очень сильно завязана на родительском контроле. Будет ли она эффективна, если этот контроль убрать? Или же он, наоборот, делает дистанционку непонятной с точки зрения оценки реального участия ученика в образовательном процессе, его знаний?
— Для начала о подвохах сегодняшнего дистанционного образования (я сознательно выношу за скобки материально-техническую проблему: обеспеченность гаджетами; эта проблема как раз решается несложно: наличие средств и закупки, в первую очередь государственные).
Первый подвох. Содержание уроков, курсов, электронных учебников и так далее зачастую производит удручающее впечатление. И плохо перекликается друг с другом. Забыта и преемственность в обучении: кто в лес, кто по дрова. Поэтому первой задачей в аврале сегодняшних дней должна быть фильтрация курсов на хорошие и очень хорошие, акцент на их качество, содержательность, глубину, взаимообусловленность, преемственность. Освобождение зерен от плевел.
Второе. С этой целью — быстрая и широкая экспертиза и контроль профессионалами (а не родителями), теоретиками и практиками, предлагаемого различными образовательными платформами контента. И отбор наиболее качественных из них. К тому же важна психическая и физическая безопасность образовательных продуктов.
А вот теперь о родительском контроле. Когда содержание курса интересно, доступно, качественно и динамично, оно сможет удержать ученика, его внимание. Если не во всех случаях, то в большинстве. В остальных же случаях все будет так же, как и в офлайн: нерадивые ученики останутся нерадивыми, ответственные — ответственными.
— Мы видим, что сложности при переходе на дистанционное обучение появились не только у учеников и родителей, но и у учителей. Какие подходы нам необходимо применить в будущем, чтобы снять в этом направлении максимальное количество проблемных вопросов?
— Это должны быть консолидированные усилия. Всегда. Учительского и родительского сообщества — для организационно-учебных задач; научного сообщества, в особенности педуниверситета и института усовершенствования учителей, — для методологических и контрольно-аналитических; студентов в качестве волонтеров — для быстрых задач технической помощи в настройке системы на дистант; органов госвласти — для антикризисного управления. Практика «спасение утопающих дело рук самих утопающих» порочна, в особенности в кризисные моменты. Каждое звено должно понимать свою роль и занять свое место для усиления другого в антикризисной системе.
Сейчас учительское сообщество находится в стрессовом состоянии: навыки и законы интернет-сообществ многим неведомы. Отмечаю это с сожалением, поскольку авральность, масштабность и жесткость требований ни к чему хорошему не приводят.
А между тем это ответственность управленческого корпуса в сфере образования, его долгосрочного стратегического видения и правильно выбранной краткосрочной тактики.
Одной из технологий новой архитектуры образования и стала дистанционная модель. Но, подчеркну, это технология. Она, конечно, сильно нас взволновала, но главные изменения в образовании все-таки другие.
Из ближайших — разделение образования на массовое, стандартизированное и «премиальное», «живое»; рост ценности творческой самореализации и интеллектуального труда; рост внутрисемейного образования, «компетентного родительства» и межпоколенческого опыта и идентичности (перезапуск профессиональных династий, семейных бизнесов); взрывной рост образования для взрослых.
А «пандемическим» распространение этих новинок образования станет благодаря повсеместному внедрению дистанта, удобство которого население оценит и не захочет расставаться. Что мы сейчас и наблюдаем.
Не дистанционкой единой
— Хватает ли у учителей интерактивных программ, которые могут предложить сегодня ученикам на дистанционке? Каково их качество? Как решать проблему наличия в этих программах местного, регионального компонента?
— Массовый аудит электронного контента, который сейчас происходит, неизменно приведет к желанию его обновить, усовершенствовать. Это хороший, правильный посыл, который важно закрепить в авторах. Как правило, большой интерес к генерированию творческих идей есть у молодых специалистов. Гранты, конкурсы, в том числе в рамках региональных конкурсов по гуманитарным наукам РГНФ, через систему президентских грантов, курируемых «Народным фронтом», «Росмолодежью», Союзом женщин России, обществом «Знание» и т.д. Все это финансовые источники важной интеллектуальной работы «светлых голов». Для этого нужна воля руководства в сфере образования.
— Может ли в будущем образование полностью перейти на дистанционную форму обучения, например, в системе профобразования? Или это было бы ущербно для его качества и вредно с точки зрения накопления опыта социального общения у молодых людей?
— Дистанционка, как это ни парадоксально, поднимет значимость «живого» образования и практического обучения. И никогда его не заменит. Более того, практическое обучение приобретет статус «премиальной» услуги. Оно потребует другого специалиста — не ментора, а наставника, старшего партнера для учеников. Этот учитель должен будет уметь «сшивать» противоположные процессы: дистант и живое образование, методики, направленные на индивидуализацию и на командную работу, на игру и на науку и т.д. И чем выше уровень образования, тем важнее будет этот баланс.
В профессиональной сфере образование перестанет быть жизнедеятельностью короткого периода с ограничением возраста от 5 до 30 лет, например. Оно станет надвозрастным эффективным способом преодоления жизненных кризисов (экономических потрясений, среднего возраста, старения, потери работы, смены образа жизни, смены семейного статуса и т.д.). Взрывное развитие системы образования взрослых — вот что ожидает нас уже сейчас. Но уже сейчас важно иметь в виду последующие процессы, например, вопросы сертификации образования, полученного в интернете. И многие другие, стоит лишь вступить на этот путь. Знать это, предвидеть уже удел специалистов в сфере образования. Это глубокая, многогранная, сложносоставная и безумно интересная система.
Поэтому все подходы, о которых вы спрашиваете, будут зависеть от того, насколько предвидятся эти процессы, от профессионализма управленцев.
Поделиться