Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Какой будет наша система образования после «дистанционной» встряски

9 Апреля 2020 Автор: Елена Николаева Фото: Вячеслав Шишкоедов, Дмитрий Куткин
Какой будет наша система образования после «дистанционной» встряски


Пока российскую систему образования испытывает на прочность повсеместный переход на дистанционное образование, есть смысл уже начать говорить, какие мы должны и сможем сделать выводы из этого достаточно экстремального опыта.

Сможет ли образование вернуться на круги своя после такой встряски, соответствует ли нашим потребностям уровень электронных учебников и какой Казакова-Галина-культуролог-профессор.jpgдолжна быть архитектура будущего образования — в нашем разговоре с профессором Галиной Казаковой, доктором культурологии, советником ректора ЮУрГАУ.

Возврата не будет

— Повсеместный переход на дистанционное образование в образовательных учреждениях, что в средних, что в профессиональных, стал мерой вынужденной, это было ответом на режим самоизоляции. После окончания этого этапа нужно ли развивать эту форму или же просто держать про запас как чрезвычайный пакет?

— Уверена, возврата назад уже не будет. Вызовы времени потребовали подобного ответа (напомню слова, авторитетного английского историка Арнольда Тойнби, который считал развитие цивилизации чередованием «вызовов — ответов»). И среди этих вызовов нынешний коронавирус только один из нескольких. Хотя именно он послужил детонатором. Среди базовых же — развитие цифровых технологий и телекоммуникационных систем. Отсюда выводится изменение инфраструктуры общения, значимость коммуникационных навыков и компетенций, а не просто знаний; отсюда — изменение структуры производства и потребления в сторону автоматизации, роботизации, высвобождение творческого труда и свободного времени населения, которое чем-то должно занять; отсюда — взрывной интерес к новым практикам ума и «телесности» человека: новым мировоззрениям, здоровому образу жизни, сфере психического и эмоционального здоровья, медицины, спорта, косметологии, ухода и т.д.

Плюсом к причинам мы имеем продление срока жизни и срока трудовой жизни («серебряный возраст»). Плюсом — рождение новых моделей семьи (экстерриториальной, гостевой, с одним папой, суррогатное материнство и т.д.), активное развитие «раннего взросления» детей, когда детский возраст подменяется социальным: дети рано становятся материальным активом семьи, мы наблюдаем беспощадную родительскую монетизацию детских ресурсов (блогерство, шоу-бизнес, спорт, хайп в социальных сетях и т. д.).

Все это формирует Человека иного, с иными качествами. Образование будет обеспечивать эту трансформацию картины мира, образа жизни и, как следствие, структуры занятости человека.

дистанционка_учитель_Шишкоедов_DSC0564_учитель.jpg

Освобождение зерен

— В школах дистанционка очень сильно завязана на родительском контроле. Будет ли она эффективна, если этот контроль убрать? Или же он, наоборот, делает дистанционку непонятной с точки зрения оценки реального участия ученика в образовательном процессе, его знаний?

— Для начала о подвохах сегодняшнего дистанционного образования (я сознательно выношу за скобки материально-техническую проблему: обеспеченность гаджетами; эта проблема как раз решается несложно: наличие средств и закупки, в первую очередь государственные).

Первый подвох. Содержание уроков, курсов, электронных учебников и так далее зачастую производит удручающее впечатление. И плохо перекликается друг с другом. Забыта и преемственность в обучении: кто в лес, кто по дрова. Поэтому первой задачей в аврале сегодняшних дней должна быть фильтрация курсов на хорошие и очень хорошие, акцент на их качество, содержательность, глубину, взаимообусловленность, преемственность. Освобождение зерен от плевел.

Второе. С этой целью — быстрая и широкая экспертиза и контроль профессионалами (а не родителями), теоретиками и практиками, предлагаемого различными образовательными платформами контента. И отбор наиболее качественных из них. К тому же важна психическая и физическая безопасность образовательных продуктов.

А вот теперь о родительском контроле. Когда содержание курса интересно, доступно, качественно и динамично, оно сможет удержать ученика, его внимание. Если не во всех случаях, то в большинстве. В остальных же случаях все будет так же, как и в офлайн: нерадивые ученики останутся нерадивыми, ответственные — ответственными.

— Мы видим, что сложности при переходе на дистанционное обучение появились не только у учеников и родителей, но и у учителей. Какие подходы нам необходимо применить в будущем, чтобы снять в этом направлении максимальное количество проблемных вопросов?

дистанционка_практические-занятия_Куткин_IMG_6050_студенты-медики.jpg

— Это должны быть консолидированные усилия. Всегда. Учительского и родительского сообщества — для организационно-учебных задач; научного сообщества, в особенности педуниверситета и института усовершенствования учителей, — для методологических и контрольно-аналитических; студентов в качестве волонтеров — для быстрых задач технической помощи в настройке системы на дистант; органов госвласти — для антикризисного управления. Практика «спасение утопающих дело рук самих утопающих» порочна, в особенности в кризисные моменты. Каждое звено должно понимать свою роль и занять свое место для усиления другого в антикризисной системе.

Сейчас учительское сообщество находится в стрессовом состоянии: навыки и законы интернет-сообществ многим неведомы. Отмечаю это с сожалением, поскольку авральность, масштабность и жесткость требований ни к чему хорошему не приводят.

А между тем это ответственность управленческого корпуса в сфере образования, его долгосрочного стратегического видения и правильно выбранной краткосрочной тактики.

Одной из технологий новой архитектуры образования и стала дистанционная модель. Но, подчеркну, это технология. Она, конечно, сильно нас взволновала, но главные изменения в образовании все-таки другие.

Из ближайших — разделение образования на массовое, стандартизированное и «премиальное», «живое»; рост ценности творческой самореализации и интеллектуального труда; рост внутрисемейного образования, «компетентного родительства» и межпоколенческого опыта и идентичности (перезапуск профессиональных династий, семейных бизнесов); взрывной рост образования для взрослых.

А «пандемическим» распространение этих новинок образования станет благодаря повсеместному внедрению дистанта, удобство которого население оценит и не захочет расставаться. Что мы сейчас и наблюдаем.

дистанцинка_занятия-студентов_Шишкоедов_DSC7747_компьютер,-ноутбук.jpg

Не дистанционкой единой

— Хватает ли у учителей интерактивных программ, которые могут предложить сегодня ученикам на дистанционке? Каково их качество? Как решать проблему наличия в этих программах местного, регионального компонента?

— Массовый аудит электронного контента, который сейчас происходит, неизменно приведет к желанию его обновить, усовершенствовать. Это хороший, правильный посыл, который важно закрепить в авторах. Как правило, большой интерес к генерированию творческих идей есть у молодых специалистов. Гранты, конкурсы, в том числе в рамках региональных конкурсов по гуманитарным наукам РГНФ, через систему президентских грантов, курируемых «Народным фронтом», «Росмолодежью», Союзом женщин России, обществом «Знание» и т.д. Все это финансовые источники важной интеллектуальной работы «светлых голов». Для этого нужна воля руководства в сфере образования.

— Может ли в будущем образование полностью перейти на дистанционную форму обучения, например, в системе профобразования? Или это было бы ущербно для его качества и вредно с точки зрения накопления опыта социального общения у молодых людей?

— Дистанционка, как это ни парадоксально, поднимет значимость «живого» образования и практического обучения. И никогда его не заменит. Более того, практическое обучение приобретет статус «премиальной» услуги. Оно потребует другого специалиста — не ментора, а наставника, старшего партнера для учеников. Этот учитель должен будет уметь «сшивать» противоположные процессы: дистант и живое образование, методики, направленные на индивидуализацию и на командную работу, на игру и на науку и т.д. И чем выше уровень образования, тем важнее будет этот баланс.

В профессиональной сфере образование перестанет быть жизнедеятельностью короткого периода с ограничением возраста от 5 до 30 лет, например. Оно станет надвозрастным эффективным способом преодоления жизненных кризисов (экономических потрясений, среднего возраста, старения, потери работы, смены образа жизни, смены семейного статуса и т.д.). Взрывное развитие системы образования взрослых — вот что ожидает нас уже сейчас. Но уже сейчас важно иметь в виду последующие процессы, например, вопросы сертификации образования, полученного в интернете. И многие другие, стоит лишь вступить на этот путь. Знать это, предвидеть уже удел специалистов в сфере образования. Это глубокая, многогранная, сложносоставная и безумно интересная система.

Поэтому все подходы, о которых вы спрашиваете, будут зависеть от того, насколько предвидятся эти процессы, от профессионализма управленцев.

Сегодня | 09:30
Развязали долгострой. В Челябинске завершили ремонт двух путепроводов

В жаркий день глава региона Алексей Текслер отправился с инспекцией на два дорожных объекта, окончания строительства которых челябинцы ждут с нетерпением. Речь идет о путепроводе, ведущем в аэропорт, и о долгострое – развязке на пересечении Троицкого тракта и улицы Дарвина.

Вчера | 16:13
Вернуть детям улыбки. Челябинская актриса и телеведущая ушла в благотворительность

В разгар эпидемии, когда становится понятно, что онкобольные дети Челябинской области проведут взаперти в больничных палатах больше полугода, Наталья Широкова придумывает «праздник под окнами».

25.06.2020 | 12:05
Пять шагов, которые нужно сделать, чтобы выбрать правильный вуз

Выбор будущей профессии — дело всегда чрезвычайно сложное. В нем сталкиваются мнения и взгляды разных людей: детей, родителей, учителей, друзей… А в этом году к тому же приемная кампания в профессиональные образовательные учреждения из-за пандемии проводится в необычных условиях.

22.06.2020 | 11:09
Экология должна стать в России делом всех и каждого

Такую позицию в рамках «Экспертного клуба Челябинска» высказал Назар Назаренко, доктор биологических наук, профессор кафедры химии, экологии и методики обучения химии ЮУрГГПУ.

Новости   
Спецпроекты