Мамины уроки. Сколько семей в Челябинской области отказались от школьных услуг

30 Апреля 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Мамины уроки. Сколько семей в Челябинской области отказались от школьных услуг


Более 1,5 тысячи южноуральских семей вообще не заметили перехода на дистанционку. Осваивать знания самостоятельно и через видеоуроки для их детей не в новинку. Эти семьи давно отказались от традиционного образования и выбрали альтернативную форму — семейное обучение. Это когда ученики черпают знания не в школе, а домашних условиях.

С каждым годом число семей, предпочитающих самостоятельно давать образование своим детям, на Южном Урале заметно увеличивается. Что их не устраивает в школе и какие трудности в семейном обучении видят психологи, разбирался корреспондент «ЮП».

Потеря ориентиров

«Если честно, я лично не знаю ни одного человека, кто хотел бы учиться в школе. Даже взрослые, кто еще помнит пионерские и комсомольские времена с идеологией и звездочками, сбором металлолома, мытьем парт и уборкой школьной территории, говорят, что не хотели бы вернуться в ту пору. А в нынешние времена меня просто пугает то, что я вижу в школе, — признается жительница Магнитогорска, мама троих детей Екатерина Бессмертных. – Сейчас очень много внимания уделяется развитию IQ учеников при общей потере ориентиров воспитания благородного человека (элементарного уважения, честности, понимания личных границ) в обществе».

Сама Екатерина Бессмертных всегда училась в школе хорошо. Послушная девочка родителей-преподавателей. Тогда ни у кого из ее семьи в мыслях не было, что можно по-другому. В будущем Екатерина тоже выбрала педагогическую специальность, став учителем начальных классов. И своим детям она решила предоставить выбор: вот уже четыре года двое старших находятся на семейном обучении.

«Однажды знакомые мне предложили позаниматься с мальчиком на семейном обучении. Это было мое первое знакомство с семьей, свободной от системы. Школа всегда подравнивает, а мы все разные — со своим темпераментом, скоростью усвоения материала, глубиной понимания, вопросами к себе и к жизни. Уже тогда я поняла, что не побоялась бы семейного обучения», — вспоминает многодетная мама.

Своих сыновей Екатерина Бессмертных забрала из школы в 3-м и 2-м классах соответственно. Сами обстоятельства этому благоприятствовали: в тот год был длинный карантин, потом 23 февраля, потом 8 Марта. Екатерина все больше вживалась в роль учителя для своих ребят. В итоге всю третью четверть они проучились на дому и в школу больше не вернулись.

«Отсутствие школы дает больше времени заниматься тем, что нравится, пробовать разные кружки. Мои дети ходят в музыкальную школу, в спортивную секцию, в «Кванториум» и на занятия по судомоделированию. С помощью секций мы закрываем такие предметы, как музыка, физкультура, технология. Одновременно уходит проблема социализации, так как в кружках много сверстников», — комментирует Екатерина.

домашнее-обучение_музыка_Шишкоедов_школа-искусств,-дети,-пианино,-музыка_1-(01).jpg

В остальное время сыновья Екатерины учатся по учебникам, смотрят видеоуроки и пишут много диктантов. С каждым годом в учебе они проявляют все больше самостоятельности. Весь день в семье Бессмертных расписан по минутам. Для этого на помощь пришел традиционный школьный дневник. Туда удобно вносить расписания занятий в секциях и задания по предметам. А вот оценок в дневнике нет ни одной.

«Я просто говорю: «В школе бы тебе поставили такую оценку...» Этого достаточно. Не люблю оценивать, хотя все наше общество только этим и занимается. Нет только черного и белого. Есть целая гамма других оттенков в жизни. Главное, быть счастливым, пусть в мелочах», — считает многодетная мама.

Раз в год дети, находящиеся на семейном обучении, обязаны проходить аттестацию в школе (к которой заранее прикрепляются), где их знания уже оценивают другие учителя. Сыновья Екатерины Бессмертных делают это вполне успешно. Вернуться в школу по прописке они могут в любой момент. Екатерина признается, что иногда испытывает такой соблазн, но как только посещает школу лично, он тут же исчезает.

«Вы поймите, я не ругаю школу, не протестую против системы. Я просто сделала свой выбор, — уверяет Екатерина. — Семейное образование выбирают те родители, кто находит для себя другие смыслы в жизни. Как правило, мамы в таких семьях могут себе позволить работать не по найму или не на пятидневке. То есть такие родители сами не в системе и могут взять на себя решение вопросов нравственности, духовности, культуры и развития своих детей, а не перепоручать это школьной системе».

домашнее-обучение_Кванториум_Шишкоедов_DSC2318.jpg

Разделить роли

С каждым годом форма семейного обучения в Челябинской области становится все популярнее. Как сообщила «ЮП» пресс-секретарь регионального министерства образования и науки Челябинской области Светлана Платонова, если в прошлом году в регионе насчитывалось 1150 семей, которые сами занимаются образованием своих детей, то в этом году цифра выросла до 1670 семей. Однако, по мнению психологов, прежде чем принимать решение в пользу обучения на дому, родителям надо учесть ряд нюансов. Разложить их по полочкам мы попросили кандидата психологических наук, педагога-психолога ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» Евгению Ситкину.

«Во-первых, при семейной форме получения образования на родителя ложится задача организовать целенаправленную деятельность ученика по получению знаний, умений и навыков. И здесь необходимо понимать, кто будет учить ребенка, особенно такой вопрос актуален для младших школьников. Разделение школьной жизни и семьи, роли ребенка для своих родителей и роли ученика решает важную задачу для самосознания младшего школьника. Это делает самого ребенка, а не его родителей, хозяином своих импульсов в каждом аспекте жизни», — поясняет Евгений Ситкина.

По ее словам, внешние проводники в мир культуры (в лице учителей, ровесников) позволяют младшему школьнику осваивать новое отношение к своей самостоятельности, к своим обязанностям, к своим возможностям и ограничениям, выбирать собственную позицию и противопоставлять себя другим. Только при таком разделении родитель может замечать и подтверждать изменения, которые происходят в ребенке («Как ты хорошо научился писать букву А!»; «Что вы с Васей не поделили в классе?»; «Ты уже больше меня знаешь английских слов»). Ребенку младшего школьного возраста очень важно показывать своим родителям те изменения и достижения, которые с ним произошли, пока родитель этого не видел.

«Во-вторых, на родителя ложится задача создавать условия для приобретения учащимся опыта деятельности, опыта применения знаний в повседневной жизни. В этом плане трудности могут возникнуть с подростками. В этот период каждый учебный предмет представляет собой область теоретических знаний, которые зачастую не связаны напрямую с жизненными представлениями ребенка и тем, что он проходил в младших классах. Поскольку множество научных понятий и зависимостей могут быть соотнесены с деятельностью только через другие понятия и зависимости, от подростка резко требуются новые способы усвоения знаний. Но коли для подростков резко снижается авторитет взрослых, в частности родителей, то зачастую только ориентация на образец учебы одноклассников становится мотиватором подростка», — подчеркивает Евгения Ситкина.

домашнее-обучение_подросток_Шишкоедов_DSC8861.jpg

Ну и, наконец, в задачи родителя при принятии ответственности за обучение своего ребенка входит формирование у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни и ряда других личностных компетенций. По словам Евгении Ситкиной, большая роль в этом принадлежит коллективу.

«Есть дети, для которых, несмотря на все психологические нюансы, семейная форма получения образования является наиболее предпочтительной. Конечно, это те ребята, для которых учеба в коллективе представляет риск для здоровья; это дети, которые в силу психофизических особенностей нуждаются в индивидуальном подходе, а по месту их проживания в образовательных организациях нет таких специальных условий. Необходимость в семейной форме получения образования может возникать и у детей, которые, проживая за рубежом по роду деятельности родителей, желают получить российское образование, а также в случаях целенаправленных занятий спортом», — заключила наш эксперт.

Она также добавила, что при принятии решения о переходе на семейное обучение, родители могут проконсультироваться с психологами. Специалисты областного центра диагностики и консультирования Челябинска готовы оказать бесплатную помощь. Также к ним можно обратиться за консультациями по другим вопросам, касающимся психологического состояния ребенка.

Поделиться

Сегодня | 17:22
Перемена блюд. В Челябинске депутаты пришли в школьные столовые

Традиционно в Челябинской области в топ жалоб от родителей на школьное питание входят следующие нарекания: блюда холодные, еда невкусная и нет индивидуального меню для детей с особыми потребностями. Вместе с южноуральскими депутатами и общественниками корреспондент «ЮП» совершил рейд по школьным столовым.

Вчера | 13:13
Золото для всех. В школах с нового учебного года начнет действовать единый стандарт образования

С 1 сентября во всех школах появится единая школьная программа, так называемый золотой стандарт знаний по всем предметам. Ниже этой базы учебным заведениям опускаться будет нельзя. Для каждой дисциплины при этом разработают новые учебники. Готовы ли к нововведениям южноуральские учителя и что делать школам с уже закупленной литературой.

Вчера | 13:13
Золото для всех. В школах с нового учебного года начнет действовать единый стандарт образования

С 1 сентября во всех школах появится единая школьная программа, так называемый золотой стандарт знаний по всем предметам. Ниже этой базы учебным заведениям опускаться будет нельзя. Для каждой дисциплины при этом разработают новые учебники. Готовы ли к нововведениям южноуральские учителя и что делать школам с уже закупленной литературой.

02.02.2023 | 14:40
Могут ли родителей оштрафовать за то, что ребенок не носит школьную форму

В челябинском ОЦ № 5 хотят организовать рейды, чтобы выявить одетых не по уставу детей.

Новости   
Спецпроекты