Мамины уроки. Сколько семей в Челябинской области отказались от школьных услуг
Более 1,5 тысячи южноуральских семей вообще не заметили перехода на дистанционку. Осваивать знания самостоятельно и через видеоуроки для их детей не в новинку. Эти семьи давно отказались от традиционного образования и выбрали альтернативную форму — семейное обучение. Это когда ученики черпают знания не в школе, а домашних условиях.
- Время молчунов. Что полезного принесла «дистанционка» ученикам и учителям
- Оценку ставит мама. В Челябинской области 353 семьи отказались от обучения детей в школе
Потеря ориентиров
«Если честно, я лично не знаю ни одного человека, кто хотел бы учиться в школе. Даже взрослые, кто еще помнит пионерские и комсомольские времена с идеологией и звездочками, сбором металлолома, мытьем парт и уборкой школьной территории, говорят, что не хотели бы вернуться в ту пору. А в нынешние времена меня просто пугает то, что я вижу в школе, — признается жительница Магнитогорска, мама троих детей Екатерина Бессмертных. – Сейчас очень много внимания уделяется развитию IQ учеников при общей потере ориентиров воспитания благородного человека (элементарного уважения, честности, понимания личных границ) в обществе».
Сама Екатерина Бессмертных всегда училась в школе хорошо. Послушная девочка родителей-преподавателей. Тогда ни у кого из ее семьи в мыслях не было, что можно по-другому. В будущем Екатерина тоже выбрала педагогическую специальность, став учителем начальных классов. И своим детям она решила предоставить выбор: вот уже четыре года двое старших находятся на семейном обучении.
«Однажды знакомые мне предложили позаниматься с мальчиком на семейном обучении. Это было мое первое знакомство с семьей, свободной от системы. Школа всегда подравнивает, а мы все разные — со своим темпераментом, скоростью усвоения материала, глубиной понимания, вопросами к себе и к жизни. Уже тогда я поняла, что не побоялась бы семейного обучения», — вспоминает многодетная мама.
Своих сыновей Екатерина Бессмертных забрала из школы в 3-м и 2-м классах соответственно. Сами обстоятельства этому благоприятствовали: в тот год был длинный карантин, потом 23 февраля, потом 8 Марта. Екатерина все больше вживалась в роль учителя для своих ребят. В итоге всю третью четверть они проучились на дому и в школу больше не вернулись.
«Отсутствие школы дает больше времени заниматься тем, что нравится, пробовать разные кружки. Мои дети ходят в музыкальную школу, в спортивную секцию, в «Кванториум» и на занятия по судомоделированию. С помощью секций мы закрываем такие предметы, как музыка, физкультура, технология. Одновременно уходит проблема социализации, так как в кружках много сверстников», — комментирует Екатерина.
В остальное время сыновья Екатерины учатся по учебникам, смотрят видеоуроки и пишут много диктантов. С каждым годом в учебе они проявляют все больше самостоятельности. Весь день в семье Бессмертных расписан по минутам. Для этого на помощь пришел традиционный школьный дневник. Туда удобно вносить расписания занятий в секциях и задания по предметам. А вот оценок в дневнике нет ни одной.
«Я просто говорю: «В школе бы тебе поставили такую оценку...» Этого достаточно. Не люблю оценивать, хотя все наше общество только этим и занимается. Нет только черного и белого. Есть целая гамма других оттенков в жизни. Главное, быть счастливым, пусть в мелочах», — считает многодетная мама.
Раз в год дети, находящиеся на семейном обучении, обязаны проходить аттестацию в школе (к которой заранее прикрепляются), где их знания уже оценивают другие учителя. Сыновья Екатерины Бессмертных делают это вполне успешно. Вернуться в школу по прописке они могут в любой момент. Екатерина признается, что иногда испытывает такой соблазн, но как только посещает школу лично, он тут же исчезает.
«Вы поймите, я не ругаю школу, не протестую против системы. Я просто сделала свой выбор, — уверяет Екатерина. — Семейное образование выбирают те родители, кто находит для себя другие смыслы в жизни. Как правило, мамы в таких семьях могут себе позволить работать не по найму или не на пятидневке. То есть такие родители сами не в системе и могут взять на себя решение вопросов нравственности, духовности, культуры и развития своих детей, а не перепоручать это школьной системе».
Разделить роли
С каждым годом форма семейного обучения в Челябинской области становится все популярнее. Как сообщила «ЮП» пресс-секретарь регионального министерства образования и науки Челябинской области Светлана Платонова, если в прошлом году в регионе насчитывалось 1150 семей, которые сами занимаются образованием своих детей, то в этом году цифра выросла до 1670 семей. Однако, по мнению психологов, прежде чем принимать решение в пользу обучения на дому, родителям надо учесть ряд нюансов. Разложить их по полочкам мы попросили кандидата психологических наук, педагога-психолога ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» Евгению Ситкину.
«Во-первых, при семейной форме получения образования на родителя ложится задача организовать целенаправленную деятельность ученика по получению знаний, умений и навыков. И здесь необходимо понимать, кто будет учить ребенка, особенно такой вопрос актуален для младших школьников. Разделение школьной жизни и семьи, роли ребенка для своих родителей и роли ученика решает важную задачу для самосознания младшего школьника. Это делает самого ребенка, а не его родителей, хозяином своих импульсов в каждом аспекте жизни», — поясняет Евгений Ситкина.
По ее словам, внешние проводники в мир культуры (в лице учителей, ровесников) позволяют младшему школьнику осваивать новое отношение к своей самостоятельности, к своим обязанностям, к своим возможностям и ограничениям, выбирать собственную позицию и противопоставлять себя другим. Только при таком разделении родитель может замечать и подтверждать изменения, которые происходят в ребенке («Как ты хорошо научился писать букву А!»; «Что вы с Васей не поделили в классе?»; «Ты уже больше меня знаешь английских слов»). Ребенку младшего школьного возраста очень важно показывать своим родителям те изменения и достижения, которые с ним произошли, пока родитель этого не видел.
«Во-вторых, на родителя ложится задача создавать условия для приобретения учащимся опыта деятельности, опыта применения знаний в повседневной жизни. В этом плане трудности могут возникнуть с подростками. В этот период каждый учебный предмет представляет собой область теоретических знаний, которые зачастую не связаны напрямую с жизненными представлениями ребенка и тем, что он проходил в младших классах. Поскольку множество научных понятий и зависимостей могут быть соотнесены с деятельностью только через другие понятия и зависимости, от подростка резко требуются новые способы усвоения знаний. Но коли для подростков резко снижается авторитет взрослых, в частности родителей, то зачастую только ориентация на образец учебы одноклассников становится мотиватором подростка», — подчеркивает Евгения Ситкина.
Ну и, наконец, в задачи родителя при принятии ответственности за обучение своего ребенка входит формирование у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни и ряда других личностных компетенций. По словам Евгении Ситкиной, большая роль в этом принадлежит коллективу.
«Есть дети, для которых, несмотря на все психологические нюансы, семейная форма получения образования является наиболее предпочтительной. Конечно, это те ребята, для которых учеба в коллективе представляет риск для здоровья; это дети, которые в силу психофизических особенностей нуждаются в индивидуальном подходе, а по месту их проживания в образовательных организациях нет таких специальных условий. Необходимость в семейной форме получения образования может возникать и у детей, которые, проживая за рубежом по роду деятельности родителей, желают получить российское образование, а также в случаях целенаправленных занятий спортом», — заключила наш эксперт.
Она также добавила, что при принятии решения о переходе на семейное обучение, родители могут проконсультироваться с психологами. Специалисты областного центра диагностики и консультирования Челябинска готовы оказать бесплатную помощь. Также к ним можно обратиться за консультациями по другим вопросам, касающимся психологического состояния ребенка.
Поделиться