Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Шоурум для профи. Южноуральским предприятиям помогут с кадрами

14 Мая 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Шоурум для профи. Южноуральским предприятиям помогут с кадрами


В октябре в Челябинске должен открыться Центр компетенций — принципиально новый формат для решения проблемы кадрового дефицита. Проект реализуется в рамках сотрудничества между региональным Центром технического творчества и центром развития промышленных инноваций «ПроПуск». Его задача — создать резерв кадров.

На одной площадке школы, колледжи, техникумы, вузы и предприятия области смогут обсуждать идеи, программы и быть максимально полезными друг Халамов-Владислав-Николаевич_DSC4742.jpgдругу. Подробнее о принципах работы нового Центра компетенций в интервью «ЮП» рассказал один из его руководителей, директор регионального Центра технического творчества Владислав Халамов.

Билет в будущее

— Владислав Николаевич, расскажите, в чем необходимость создания нового Центра компетенций в регионе?

— На данный момент ситуация такова, что сколько бы у нас в регионе ни было вариантов профориентационной работы, в этом направлении всегда остается непаханое поле. Сегодня новая экономика требует специалистов реального сектора.

Чтобы повысить уровень жизни жителей региона, необходимо, чтобы развивалась реальная экономика и инфраструктура производства. А главная проблема развития экономики региона — это кадры. Фактически подготовка кадров — это и есть главный вклад в улучшение жизни каждого жителя Челябинской области.

Сегодня предприятия остро нуждаются в специалистах, которых очень долго готовили в недостаточном количестве: инженеров, программистов, строителей, механизаторов, технологов — всех тех, кто представляет производственный процесс. И чтобы полностью восполнить их дефицит, будущие кадры не надо ждать из других регионов и стран, а необходимо готовить у себя со школьной скамьи.

— В регионе работает центр профориентации, проекты «Темп» и «Билет в будущее», открываются «Кванториумы». Все они направлены на ознакомление школьников с будущими профессиями. В чем тогда главные отличия Центра компетенций?

— Форматов профориентации много, но не все они показали свою эффективность. То же тестирование дает только общее представление о личностных качествах, которое школьнику и родителям трудно сопоставить со сложными названиями направлений подготовки в учебных заведениях или классификацией профессии. Или экскурсия на предприятие. Разве на ней можно не просто вдохновить школьника профессией, а еще и замотивировать, чтобы он учился потом с мыслью вернуться в эту компанию уже в качестве сотрудника? Мы об этом мечтаем, но пары часов для этого явно недостаточно, поэтому и возникает необходимость в Центре компетенций.

Халамов_профориентация_Шишкоедов_DSC7334.jpg

Если очень коротко и схематично, то для этого разработана и следующая схема: мы объединяем предприятия, заинтересованные в будущих кадрах по их компетенциям, создавая единый квантум (термин наших «Кванториумов»), или шоурум (термин «ПроПуска») по их профилю (металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, транспорт и т.д.). В этих шоурумах — квантумах предприятия решают свои проблемы, но на этих же площадках мы объединяем детей, которые, решая производственные задачи в своих проектах, вращаются в реальной производственной среде.

Таким образом, мы закладываем у учащихся ориентацию не на одну какую-то конкретную специальность, а на серию специальностей конкретного предприятия, компании, на отдельную отрасль, а значит, и на экономику Челябинской области.

Это особенно важный момент, так как мы заодно решаем проблему миграции. Лучшие ребята из Челябинской области сегодня уезжают в Москву, Питер, за рубеж. Но если их со школьной скамьи воспитывать в духе любви к своему предприятию, ориентировать на определенную отрасль, востребованную на родине, и конкретное место работы, то эту «утечку мозгов» можно предотвратить, потому что с школьной скамьи ребенок понимает, где и как он может реализовать свои способности.

Наш алгоритм взаимодействия — это «школа — профтехучреждение — предприятие», которое работает на самых современных активностях детей. Это робототехнические соревнования, хакатоны, занятия на 3D-принтерах. Через специальную методику происходит первое знакомство школьников с востребованным в регионе производством. Представьте, что ребенок видит робота, которого он собрал, и сравнивает его с реальным промышленным роботом, о котором ему рассказывает технолог с настоящего производства. Это качественно другой подход к профориентации.

Есть еще одна важная особенность нового Центра компетенций. Обычно профтехучилища или вузы ориентируют ребят на факультеты и специальности, которые есть в них. Экономика Челябинской области исторически имеет определенные востребованные отрасли. Например, металлургия. И мы ребят ориентируем сразу на группу специальностей, которые существуют именно в металлургии. А внутри отрасли ребенок уже может выбирать специальность, которая ему больше по душе и по способностям.

Халамов_профессии-будущего_Шишкоедов_DSC2104_робототехника,-техническое-творчество.jpg

Прогноз на пять лет

— Общаясь с профессиональными учебными заведениями, часто можно услышать от них, что предприятия неохотно подключаются к образовательному процессу, единицы идут на сотрудничество, так как на это нужно время и деньги. Как вы планируете привлекать предприятия к своему проекту. И сколько уже откликнулось?

— Во-первых, техникумы и колледжи очень разные. Есть средние учебные заведения, в которые стоит очередь из желающих поступить и у них нет проблем во взаимодействии с предприятиями. Там уже отлаженный процесс, когда компании присылают своих специалистов, чтобы завербовать лучших студентов к себе. А есть вузы и ссузы, которые рассказывают, что предприятия их не любят. Учреждение учреждению рознь, и многое зависит от их подходов в вопросах сотрудничества с предприятиями, насколько внятно они донесли свои цели и задачи и готовы организовать совместную работу.

Так вот, мы выработали специальный типовой алгоритм, который помогает соединить школы, профессиональные технические учебные заведения и сами предприятия. Сейчас мы формируем его в брошюру, где четко прописываем шаги всех сторон на каждом этапе, кто и что должен сделать и каких целей при этом достигнет.

Благодаря этой схеме у нас в партнерах сейчас все крупнейшие предприятия Челябинской области, которые заинтересованы в том, чтобы создать кадровый резерв. Это «КОНАР», ЧМК, РЖД, «Челябинские строительно-дорожные машины» (бывший завод им. Колющенко), «Равис». Помимо предприятий Южного Урала, по нашей схеме сотрудничают многие российские предприятия, госкорпорации и школы. Например, Объединенная судостроительная корпорация. Оттуда к нам приезжал ведущий специалист. Мне очень запомнилась эта встреча. Он четко сформулировал, какого профиля специалисты им нужны на ближайшие пять лет, потому что, как вы сами понимаете, корабли не строятся за шесть месяцев. Именно поэтому они уже сейчас готовы вкладывать в кадры и развивать их. Конечно же, мы ориентируемся и на наши традиционные отрасли: машиностроение, металлургию, пищевую отрасль, атомную и т.д. К примеру, в атомной отрасли у нас в партнерах предприятия не только Челябинской области, но и «Росатома». То есть заказ из разных регионов России.

— Одной из целей данной профориентационной программы станет внедрение высокотехнологичного оборудования в образовательный процесс. Каким образом и за счет чьих средств вы хотите этого достичь?

— Еще с советских времен стоит вопрос, как познакомить школьников и студентов с самым современным оборудованием, не закупая его на баланс образовательных учреждений. И именно вторая составляющая, отраслевые шоурумы, делает то, чтобы предприятия-партнеры разместили свое высокотехнологичное оборудование в новом Центре компетенций.

Халамов_шоу-румы_Шишкоедов_DSC1860_железная-дорога_робототехника,-техническое-творчество.jpg

Тем самым они смогут одновременно решить сразу несколько задач. Во-первых, на этом оборудовании будут проходить повышение квалификации взрослые, во-вторых, знакомиться с тонкостями профессии школьники и студенты, в-третьих, на оборудовании центра будут проходить детские технические соревнования, в том числе WorldSkills, и, в-четвертых, здесь будут проходить выставки, в которых заинтересовано само предприятие. Цели внятные, выгода для всех сторон.

— Еще одна цель вашего проекта — сформировать базу данных для востребованных профессий на рынке труда Челябинской области. Но сегодня ежемесячно эту работу уже проводит Главное управление по труду и занятости населения региона. Вы будете использовать иные подходы при ее создании?

— Мы с начальником Главного управления по труду и занятости Владиславом Смирновым эти темы обсуждали. У нас немного разные задачи. Так, областная служба занятости составляет рейтинг востребованных и невостребованных профессий на текущий период и работает с теми специалистами, которые уже выпущены и их надо трудоустраивать прямо сейчас.

Мы же хотим представить базу специальностей, которые будут востребованы через 3-5 лет. Для этого весь наш проект и строится вокруг предприятий. С помощью их потребности в кадрах мы разработаем этот прогноз. Уже могу сказать, что мы видим дикий спад на юристов. Это достаточно утилитарная специальность. Мы вернемся к ней в том же формате, которая была в СССР. Это будет некая вспомогательная функция на уровне бухгалтера, специалиста по договорным отношениям. Естественно, мы видим резкое падение востребованности экономистов и бухгалтеров. На смену им приходят довольно современные системы учета и контроля. Опять же на хороших специалистов, которые имеют знания не только в учете, но и знания отраслевой специфики, будет спрос. Это те кадры, которые раньше готовили в отраслевых техникумах и вузах. К примеру, на предприятии машиностроения не нужен просто экономист. Им нужен экономист, знающий структуру машиностроительного предприятия.

Другой пример — программисты. Сейчас говорят, что эти специалисты всегда будут востребованы. Но мы наблюдаем, что нужны программисты именно промышленного оборудования, которые умеют программировать обрабатывающие центры, станки, различные линии с программным управлением. Казалось бы, названия специальностей такие же, но с другими компетенциями. И все эти особенности мы учтем при составлении базы востребованных, а главное, перспективных профессий на рынке труда Челябинской области.

27.05.2020 | 12:45
Скорая помощь на даче. Что должно быть в аптечке каждого садовода

Работы на приусадебных участках в самом разгаре. После полугодичного отдыха от серьезных физических нагрузок садоводы рьяно взялись за будущий урожай на своих шести сотках. Но, начиная активный дачный сезон, важно помнить о здоровье. «ЮП» составила список препаратов must have для оказания первой помощи, а также подготовила рекомендации специалистов по оказанию первой помощи в той или иной ситуации.

26.05.2020 | 12:51
Война без границ. Челябинские ученые изучают зарубежные архивы

Помните документальный фильм «Неизвестная война», поставленный в конце 1970-х годов советскими и американскими кинематографистами? В числе прочего он рассказывал о том, что предшествовало вероломному нападению нацистской Германии на Советский Союз в 1941 году.

22.05.2020 | 07:40
Вырастут ли цены на обучение в южноуральских вузах в этом году?

Высшие школы Челябинской области подготовили для абитуриентов гибкие системы оплаты.

21.05.2020 | 15:59
Как с дистанционным образованием справились сельские школы Южного Урала?

Учебный год в режиме дистанта подходит к концу. Особенно не просто в этот период пришлось учебным заведениям, расположенным в сельской местности.

Новости   
Спецпроекты