Какие профессии будут востребованы в будущем на челябинском рынке труда
На днях тему умирающих профессий подняли на федеральном уровне.
- Жива ли в Челябинской области система профобразования?
- Охота на айтишника. Смогут ли в Челябинской области подготовить нужное число IT-специалистов
Челябинские эксперты считают, что процесс исчезновения профессий закономерный.
«Кто сейчас вспоминает профессии трубочиста, извозчика или недавние — секретарь-машинистка, оператор ЭВМ? — спрашивает Галина Казакова, доктор культурологи, эксперт в области профессионального образования. — Этот процесс связан прежде всего с развитием технологий и производственными революциями».
Эксперт обращает внимание на то, что, по мнению ряда теоретиков, развитие экономики идет волнообразно, шаг между волнами подъема и спада технологий составляет 50-60 лет, а затем наступает мощный прорыв, который в корне меняет экономики стран.
«Сейчас мы входим в очередную зону прорыва, называемую «новой индустриализацией» или «четвертой индустриальной революцией», — говорит Галина Казакова.
Доктор культурологии указала, чем отличается этот прорыв от предыдущих производственных революций XIX и XX веков.
Три тренда на рынке труда
Во-первых, искусственный интеллект заменяет реального человека в большинстве сфер.
«Это технологии, которые позволяют роботизированной технике, аналитической системе разумно «мыслить» как человек, — говорит Галина Казакова. — С 2008 года началась эра искусственного интеллекта, которая, по ряду прогнозов, войдет в зенит в 2030 году. Сейчас механизмы осваивают профессии, где работа идет по зацикленным алгоритмам. Искусственный интеллект проникает в области, где решения принимаются на основе сбора и анализа информационных массивов.
Нейросети, компьютерное зрение, машинное обучение, синтезированная речь — эти новые термины уже входят в нашу жизнь. Мы заказываем туры и страховки не у специалиста, а через интернет, соответственно, исчезает профессия туроператора и страховщика. Онлайн-магазины помогают нам справиться с покупкой без продавцов, определяя рекомендуемый размер на основе введенных данных нашей фигуры. Системы видеослежения заменяют охранников. Компьютеризация финансовых процессов высвобождает банковских работников».
Однако творчество человека — вот здесь машина никогда не уподобится человеку. Профессии, связанные с творческим началом в образовании, здравоохранении, культуре, социальной жизни, политике, — им искусственный интеллект не конкурент.
Во-вторых, будут востребованы специалисты межпредметной направленности: биоинженер, 3D-металлург, архитектор виртуальной реальности, тренер творческих состояний, биоэтик…
«Даже сейчас, в XXI веке, эти профессии звучат необычно и неожиданно, — комментирует тенденцию наш эксперт. — Однако авторы «Атласа новых профессий», составленного в «Сколково» пару лет назад, утверждают, что это будущее наступит уже в 2030 году, через 10 лет: появится 186 новых профессий и исчезнет 57 старых».
В-третьих, параллельно вырастет значимость «гибких навыков» (soft-skills), а не исключительно технологичных среди компетенций будущего.
«Этот новый термин обозначает комплекс надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность: коммуникативность, волевые, лидерские компетенции, эмоциональный интеллект, мышление «результатами» и «процессами» и т.д, — говорит Галина Казакова. — Если в прошлом веке особенно ценилось умение человека выполнять строго определенную рабочую функцию и занимать свое место в системе разделения труда, то сегодня, как никогда ранее, требуется умение гибко управлять проектами, корректно взаимодействовать с людьми, работать в условиях высокой неопределенности, осознанность действий, системное и критическое мышление. «Гибкие навыки» не поддаются количественному измерению или сертификации, это то, что дано как талантливость и/или развивается со временем и приобретается с опытом, а потому особенно ценно. Здесь машина не конкурент».
Действовать без отложенных ожиданий
Но возникает вопрос: каким образом системе профессионального образования отвечать на эти вызовы? По мнению нашего эксперта, система образования должна опережать эти процессы, потому что новые кадры нужны уже вчера.
«Здесь стоит отметить, что делается сегодня в образовательных организациях области, особенно в преддверии новой приемной кампании, — перечисляет Галина Казакова. — Запускаются в учебный процесс новые программы профессий будущего. Во все текущие учебные программы сохраняемых профессий вносятся разделы soft-skills. Отмечу, что рабочие профессии в эпоху новой революции сохраняются, востребованы и очень изменяются, фактически становясь инженерно-рабочими: ведь рабочие будут управлять, по сути, роботами в сварке, ковке, резке, плавке металла, строительстве и т.д. Активно развивается перечень смежных профессий, которые учащиеся могут получить за время учебы. Важна кооперация из разных областей. В качестве базовых сейчас это IT-технологии, 3D-моделирование и ряд других».
В качестве рекомендаций наш эксперт предлагает интегрировать обучение детей с обучением взрослых, проходящих переподготовку или переобучение. Это позволит решить сразу несколько задач изменившегося кадрового рынка. Кроме того, по мнению Галины Казаковой, лидерам образования важно видеть изменения в структуре образования, оперативно менять способы достижения целей, вовремя, без отложенных ожиданий, переходить от одного процесса к другому.
Поделиться