Вход в профессию. Студентам педвузов разрешили официально работать в школах
Президент России подписал федеральный закон, который дает возможность студентам педвузов преподавать в школах, если они успешно окончили третий курс. Какие плюсы в этом увидели представители университетов, учителя и сами студенты, выяснила «ЮП».
- Как с дистанционным образованием справились сельские школы Южного Урала?
- Шоурум для профи. Южноуральским предприятиям помогут с кадрами
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, который дает возможность студентам, обучающимся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», преподавать, если они успешно окончили третий курс. Такие поправки внесены в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, студенты других специальностей официально смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам (кружки и секции), соответствующим их специальностям и направлениям подготовки, уже после второго курса.
Представители педагогического сообщества увидели в новом законе ряд плюсов. По мнению ректора Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Татьяны Чумаченко, он откроет новые возможности как для системы образования, так и для молодых специалистов.
«Студент, одновременно продолжая учиться в университете и работая в школе, имеет возможность на практике проверить получаемые на студенческой скамье знания, также меняется и его отношение к учебе, оно становится более ответственным. В новых условиях, которые предоставляют нам изменения в закон, объединяются усилия двух сторон: наставников образовательной организации и преподавателей университета. И эта совместная работа будет направлена на решение общей цели — адресной и качественной подготовки профессионалов для российской системы образования, — считает Татьяна Чумаченко. — Молодой педагог в такой ситуации получает возможность, с одной стороны, преодолеть адаптационный стресс, с другой — вместе с дипломом получить стаж педагогической деятельности. Образовательная система области получит возможность отчасти решить и кадровую проблему. Коллектив школы будет иметь время присмотреться к будущему педагогу и решить вопрос о приеме его на работу уже в качестве дипломированного специалиста».
Также ректор ЮУрГГПУ отмечает, что внесенные изменения решают и проблему заработка для студентов старших курсов. Ведь новый закон не ограничивает допуск к педагогической деятельности формой получения образования, то есть работать по профилю могут студенты как очной, так и заочной форм обучения по направлению «Образование и педагогические науки». «Автоматически разрешаются многие организационные проблемы, связанные с прохождением педагогической практики студентами обеих форм обучения: прохождение практики по месту трудовой деятельности является оптимальным решением для обеспечения ее качественного прохождения», — заключила наш эксперт.
Смотреть как на равных
Студентка-заочница ЮУрГГПУ Анастасия как раз оканчивает третий курс. Все это время девушка подрабатывала официанткой, так как материальное положение ее семьи оставляет желать лучшего.
«Конечно, лучше бы я работала по специальности. Но официально трудоустроиться в школу, не получив образования, раньше мне не позволял закон. Теперь я с радостью пойду преподавать к детям. Уже смотрю вакансии в школах, они есть!» — радуется Анастасия.
По мнению экспертов, новый закон также позволит легализовать ряд образовательных услуг. К примеру, сегодня многие студенты занимаются репетиторством, при этом никак не афишируя и не узаконивая свою деятельность. Заниматься этой деятельностью, не имея профильного образования, также запрещал закон. Теперь студенты официально могут оформиться как самозанятые или ИП и быть хоть репетиторами, хоть вожатыми или вообще открыть «домашний» детсад. Но даже хорошо начав зарабатывать, учащиеся педвузов не должны забывать об учебе. В законе четко прописано: такая возможность дается студентам. Если молодой человек будет отчислен, то не сможет работать в школе, кружках и секциях.
Как отмечает учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 7 Копейска, новый закон — это хорошая идея времен СССР. Тогда трудовой путь в школах многие начинали с 17 лет.
«Я, к примеру, два года работала старшей пионерской вожатой школы, училась общаться с детьми, проводить коллективные творческие дела, общешкольный сбор макулатуры и металлолома, участвовала с детьми в городских соревнованиях КВН, коммунарских сборах, областных соревнованиях школьных молодежных организаций. Это был важный опыт, я научилась слушать и слышать ребят, понимать их мир. С 3-го курса начала преподавать историю. С одной стороны, не хватало знаний, приходилось много изучать самостоятельно, долго готовиться к урокам, с другой стороны, когда я окончила ЧГПУ, я уже чувствовала себя уверенно, ничего не боялась, была готова к экспериментам, нововведениям лучше, чем те, кто окончил очное отделение, ведь им только предстояло пройти боевой путь вхождения в профессию. Поэтому к закону отношусь только положительно», — пояснила Оксана Саратовкина.
Но чтобы снизить риски, по мнению учителя, обязательно нужно возрождать институт наставничества в школах муниципалитетов.
«Учителям-стажистам придется менять свое отношение к студентам. Научиться относиться к ним не как к ученикам, а как к коллегам. Значит, быть на равных и через диалог поколений осваивать вместе новые технологии преподавания. Впрочем, подобных положительных практик в регионе много», — подчеркнула учитель.
Она также с сожалением констатировала, что в ее школу студенты-практиканты не наведывались уже около 10 лет.
«Молодых специалистов единицы, остаются в профессии не все, но все же среди них есть хорошие, трудолюбивые, перспективные. Мы очень ждем молодых коллег в школе!» — призналась Оксана Саратовкина.
Поделиться